«Школа сетевой грамотности» от 3 марта 2020г.

Дата публикации: 03.03.2020 - 10:15
Просмотров - 638

Новый выпуск «Школы сетевой грамотности» мы решили посвятить часто встречающейся мошеннической схеме, когда владельцу карты якобы звонят из банка – предлагают защитить вклад, предостерегают от взлома счёта или сообщают тревожную информацию о несанкционированных перемещениях денежных средств. Как показывает практика, на удочку таких аферистов попадаются люди совершенно разные по возрасту, социальному положению, уровню образования. Но нередко потенциальные жертвы ускользают от «прелестных» речей неизвестных визави.

Рекомендуем внимательно прочитать, как беседовала с мошенниками известный поэт Наталья Ахпашева, и взять её способ на вооружение – тогда вы наверняка сможете избежать серьёзных неприятностей. Примечательно, что в рассказе описаны основные мошеннические предложения, которые, как правило, исходят от преступников.

 

КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ НЕ ПОВЕЗЛО

– Наталья Марковна? Из центра кибербезопасности Сбербанка России Вас беспокоят. Специалист Андрей Блатонов. Табельный номер 35-67. Дело в том, что мы зафиксировали несанкционированный вход из города Таганрог в Ваш личный кабинет Сбербанк-онлайн.

– Какой ужас!

– То есть, это не вы совершаете данную транзакцию?

– Ой нет! Где я и где Таганрог!

– Фиксирую информацию и отправляю вам смс-информирование с кодом протекции. Посмотрите, вам код с номера 900 поступил?

– Ой! Поступил! От сберовского идентификатора…

– Данный код вам будет необходим в дальнейшем в отделении нашего банка. А в настоящий момент я составляю заявление по факту мошенничества. Укажите, Наталья Марковна, какие активные карты нашего банка вы используете.

– Да обыкновенные. На одну пенсия капает, на другую зарплата.

– Фиксируем данную информацию. Также, Наталья Марковна, укажите характер последних операций по вашим картам.

– Ну, расходы были. И приходы.

– Фиксируем данную информацию. Также, Наталья Марковна, укажите, какую операционную систему вы используете для входа в ваш личный кабинет Сбербанка.

– …(молчаливое удивление)

– Наталья Марковна! Вы здесь?

– Здесь. Только я, уважаемый табельный номер 35-67, вопроса не поняла.

– Вы «Андроид» или «Айо» используете, чтобы войти в личный кабинет Сбербанка? На телефоне что у вас стоит?

– …

– Наталья Марковна! Вы здесь?

– Да здесь я, здесь. Только я с телефона-то в сбер не хожу.

– Но, Наталья Марковна, у вас всё же имеется доступ к Сбербанк-онлайн?

– Ну да.

– Имеется. Правильно я вас понимаю?

– Ну да.

– На данный момент, Наталья Марковна, все переводы в город Таганрог с ваших карт заблокированы, так как мы с вами общаемся по защищённой линии. Как только данная линия прервётся, все платежи подтвердятся. Поэтому не прерывайте ни в коем случае линию.

– В смысле, трубку не вешать?

– Да-да, Наталья Марковна! Вы правильно меня понимаете!

– И что теперь? Мне с вами, уважаемый табельный номер 35-76, всю ночь на телефоне висеть?

– Не надо всю ночь. Я могу отправить Ваши карты на перевыпуск. А проще вам самим отменить списание, но для этого вам надо перейти на роботизированную систему.

– Это как?

– Сейчас я вам роботизированную систему подключу. Вы позвоните на номер 900, где вам скажут, что ваш роботизированный помощник подключён, и поэтапно станут сообщать, что надо делать дальше – нажать на единичку и сделать то-то, нажать на двоечку и сделать то-то…

– Ой не! Это для меня слишком сложно!

– Ничего не сложно. Я сам для вас всё сделаю. Вам только останется сообщить данные пластикового продукта. В противном случае вы лишитесь своих денежных средств.

– Ну что поделаешь! Значит, на то попущение Господне.

– Это как, Наталья Марковна?

– А так, что идите-ка, табельный номер 35-67!..

 

УДАЧНАЯ ПОПЫТКА

В отличие от Натальи Марковны житель Черногорска оказался более податливым на уговоры неизвестного «специалиста из центра кибербезопасности». На днях у него аферисты выманили 45 тысяч рублей.

Сценарий был похож на тот, что описан в рассказе Натальи Ахпашевой. Мужчине позвонил незнакомый человек, представился сотрудником службы безопасности банка и пояснил, что мошенники пытаются снять с карты черногорца деньги. Чтобы предотвратить  несанкционированное списание, держатель карты должен перевести всю наличность на резервный счёт банка.

Испугавшись потерять деньги, черногорец проигнорировал необходимость критичного восприятия действительности и выполнил все указания телефонного визави. Итог понятен – ноль на карте жителя нашего города, и 45 тысяч рублей у мошенника в кармане.

Как водится, после совершения всех действий телефонный номер «сотрудника кибербезопасности» стал недоступен.

По предварительной информации полицейских, звонки поступали с телефонных номеров, принадлежащих телекоммуникационной компании Москвы.

Следственный отдел полиции Черногорска возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.159 УК РФ «Мошенничество, совершённое с причинением значительного ущерба гражданину».

Полиция предупреждает: сотрудники банков никогда не сообщают по телефону о несанкционированном списании денежных средств. Выход из подобной ситуации предельно прост: услышали на другом конце телефона, что якобы банковский работник хочет защитить ваши деньги – тут же положите трубку, ничего не сообщайте и уж тем более не переводите никуда свои сбережения. Для успокоения души позвоните в банк либо обратитесь в ближайший офис финансового учреждения для уточнения информации.  

Если вы не уверены в себе, в том, что в случае поступления такого звонка будете способны адекватно реагировать на мошеннические предложения, запишите рекомендацию на листках бумаги. Прикрепите эти советы на видных местах так, чтобы звонок афериста не застал вас врасплох, и вы смогли бы правильно отреагировать на все его предложения.

Анна КОРПЕНКО,

«ЧР» № 15 от 3 марта 2020г.

 

Новости по теме: