О бесстрашном «Угольщике» и переменах на «газовом фронте»

Дата публикации: 11.02.2020 - 12:07
Автор:
Просмотров - 818

Интервью с начальником коммунального отдела Максимом Черных

Максим Черных – один из самых молодых сотрудников городской администрации, однако занимает важный пост, он начальник коммунального отдела. 

Работа в коммуналке не для слабонервных. Помимо светлой головы, которая может справиться с непростыми задачками, нужно быть расторопным, находчивым и гибким, чтобы находить общий язык и с главой города, и с чиновниками из правительства региона, и с директорами управляющих компаний, и с простыми горожанами, которые то и дело напрямую звонят в коммунальный отдел, чтобы сообщить, где парит, где бежит, где темно, где холодно, и спросить, почему не пришел автобус.

О проблемах в коммуналке, которые уже удалось преодолеть, о самых острых, мы расспросили Максима Сергеевича Черных. 

Кто в ответе за газ?

- Работать в коммунальной сфере почти как ходить по минному полю: никогда не знаешь, где рванет.

- Да, у нас легко не бывает: проблемы то с теплом, то с газом, то с водой… Но насколько работа сложная, настолько же интересная. Нет однообразия, всегда нужно быть собранным, максимально внимательным, энергичным, чтобы быстро находить выход из сложных ситуаций.

Я работаю в коммунальном отделе с 2010 года, после окончания института пришел сюда специалистом первой категории, потом стал ведущим специалистом, потом главным, замначальника отдела, теперь начальник. Всего в нашем  отделе работают пять человек, мы контролируем подачу коммунальных услуг для горожан – электричества, водо- и газоснабжения, тепла. Взаимодействуем с управляющими компаниями (выдаем  рекомендации, а контроль над ними – функция Минстроя). 

 - Сегодня самые важные бои – на «газовом фронте»? Видела, как вы бежали через две ступени по лестнице в администрации, когда город гудел из-за отсутствия голубого топлива.

 - Перебои начались на новогодних каникулах - 2 января. Мы сразу же вызвали директора «Горгаза» Олега Головченко, и 3 января в дома газ вернулся. Правда, 11-го ситуация повторилась, это была суббота. Утром в воскресенье опять экстренно собрались у Василия Васильевича Белоногова, Головченко тогда заверил, что через три дня решит проблему. Но к 15-му ничего не решилось: без газа к тому моменту оставались 43 многоэтажки (всего в Черногорске газифицированных  57 домов). В этот же день было принято решение изъять у «Горгаза» муниципальное имущество – газгольдеры – и передать другой газоснабжающей организации, партнерскому кооперативу «Вместе». С ним заключен договор на один месяц.

Кооператив пришел на помощь, но что будет дальше, неизвестно. Сейчас прорабатывается этот вопрос, есть несколько вариантов, как качественно и бесперебойно подавать топливо жителям. До середины февраля надо определиться.

 - Ситуация может повториться?

 - Нет, думаю, такого не произойдет. Рассматриваем передачу газового хозяйства в муниципальное предприятие «БытСервис». Сейчас происходит слияние двух предприятий - «БытСервис» и «Черногорский партнер-авто» (авторынок), новый директор Руслан Попович набирает штат, сотрудники, которые будут работать с газовым оборудованием, проходят специальное обучение в Ростехнадзоре, чтобы получить допуски.

 - Это наиболее вероятное развитие событий?

 - Да, так будет надежнее. На муниципальное предприятие есть более сильные рычаги воздействия, на частников повлиять сложнее. «БытСервис» также защитит тарифы и будет подавать газ в дома.

 - Директор «Горгаза» Олег Головченко главную причину бедственного положения предприятия называл неоправданно низкий тариф и отсутствие выпадающих доходов. Что будет с тарифами теперь? Скорее всего, они вырастут с учетом того, что отпускная стоимость газа увеличилась в два раза.

 - Определенно сказать не могу, это решение Комитета по тарифам, оно станет известно при защите проекта. Но в любом случае для населения цены не могут резко подскочить, ведь есть предельный индекс повышения. Если расходы предприятия превысят доходы от тарифа, надо будет вести разговор с Правительством про выпадающие доходы. 

Если нет сил

жить в хаосе

- Как вы оцениваете работу управляющих компаний города?

 - Сейчас в Черногорске 13 управляющих компаний, все работают неплохо. За исключением аварийных домов, все многоэтажки получают паспорта готовности. Понятно, что у жильцов о работе УК может быть разное мнение, некоторые считают, что деньги за обслуживание жилого фонда уходят в неизвестном направлении. Тарифы в нашем городе небольшие, а компании надо не только проводить срочные ремонты, но и содержать штат – слесарей, бухгалтеров, дворников… Поэтому если люди хотят во дворе новую детскую площадку, то они должны понимать, что это дополнительные расходы, что тарифом она не предусмотрена. Можно договориться, как внести деньги – или разово, или растянуть на пару лет, повысив тариф.

Вообще – это обязанность людей, а не городской администрации с управляющей компанией заключать  договор, обсуждать тариф. Если никак не получается, то можно создать ТСЖ – товарищество собственников жилья.

- ТСЖ, наверное, у нас по пальцам пересчитать? Этот способ управления домом намного сложнее для  жильцов – приходится во все вникать самим.

 - В  Черногорске два ТСЖ («Угольщик» и «Пригорск-9»), у них куча отчетности, которая ложится тяжким бременем на председателя. Вообще сначала надо зарегистрировать отдельное юридическое лицо в налоговой, надо содержать бухгалтера. Руководитель тоже должен получать зарплату, потому что это отдельная и серьезная работа, управлением дома нельзя заниматься от случая к случаю.

Успешный опыт ТСЖ есть у Дмитрия Александровича Чепсаракова. Несколько лет он возглавлял ТСЖ на ул. Октябрьская, 86. Не секрет, что общежития – проблемные дома, собираемость платежей за жилищные и коммунальные услуги очень низкая. Есть, конечно, и там жильцы, которые понимают, что коммуникации внутри дома должны быть под присмотром и за это надо платить. Однако часть людей отказывается от своих обязанностей.  Поэтому управляющие компании не хотят брать общежития на обслуживание, а мы по закону не можем им это навязать.  Один раз в три месяца объявляем конкурс на управление, приглашаем участвовать в нем городским управляшкам, но обычно желающих нет. В итоге в бесхозных домах продолжают гнить коммуникации, протекать крыша и искрить проводка.

На Октябрьской, 86 теперь всё по-другому. Люди решили, что им надоело жить в коммунальном хаосе, создали ТСЖ, руководителем стал Дмитрий Александрович. На несколько лет мы забыли об этом доме, они сами собирали деньги и планировали, куда их потратить, делали ремонты. Впервые за много лет тогда дом получил паспорт готовности: перед зимой заменили аварийные участки коммуникаций, делали опрессовку, гидравлику.

Недавно Дмитрий Александрович решил создать свою управляющую компанию, назвал её «Угольщик».  Я не знаю, чем он занимался раньше, но видимо, работа в ТСЖ дала большой опыт, который позволит успешно руководить УК. К тому же мы ему оказываем содействие в решении любых вопросов, не отказывают в этом и Минстрой, жилищная инспекция.

В итоге он решился взять на обслуживание общежитие по Дзержинского, 12 б, подготовил его к холодам, и за эту зиму серьезных аварий там не было. С января под его контролем и проблемное общежитие по Горького, 2 а, не сразу, но согласился Дмитрий Александрович взять и Калинина, 17. Было проведено общее собрание жильцов, собрано более половины подписей, документы на получение лицензии на управление домом переданы в Жилинспекцию. Пока он справляется, все аварии устраняются оперативно. На прошлых выходных на Калинина, 17 лопнул розлив (горизонтальная труба, подающая теплоноситель от элеваторного узла к стоякам). Арматура внутри дома, естественно, никакая не держит. Пришлось отключать воду в 53 домах в «искожевском» квартале,  чтобы поменять задвижки, отсечь один дом. «Угольщик» еще не управляет домом, но руководитель принял решение за свой счет установить хомут.

- Как быть, если случается авария в доме, где нет управляющей компании? Нельзя же бросить людей в беде!

 - Бремя содержания общего имущества несут собственники помещений. Иными словами, общежитие не имущество администрации, а собственность людей. Если случается порыв, они должны заключить с кем-то договор и устранить его. Конечно, часто аварию устраняет фирма, работу которой обговаривают жильцы только на словах, в итоге ремонтники остаются в накладе. И сколько управляющих компаний ни приходило в общежития, они все остаются в минусе. Не удивительно, что без средств управляшка не может приводить в порядок трубы, а те постепенно приходят в негодность.

- Как донести эту мысль до людей?

 - Мы регулярно встречаемся с жителями бесхозных домов, и не только на общих собраниях, обходим одну за другой комнаты, объясняем, чем грозит им равнодушное отношение к зданию, предоставляем список управляющих компаний, но в ответ часто слышим ничем не обоснованные претензии и грубость. Впрочем, постепенно ко многим приходит понимание, что дом – это тоже их имущество, и следить за ним надо по-хозяйски. Вот, к примеру, на Дзержинского 12 б пережили несколько зим в стрессе, в постоянных авариях и приняли решение передать дом на обслуживание в «Угольщик».

Ремонт или новоселье?

  - Многие жильцы многоэтажек с нетерпением ждут, когда подойдет их очередь поучаствовать в программе капремонта, ведь это возможность дать  дому вторую жизнь. 

- Это так. Программа капремонта реализуется с 2014 года, и довольно успешно. Фонд капитального ремонта, основываясь на результатах осмотра, года постройки дома и других критериев, принимает решение, какое направление наиболее актуально для конкретного дома: ремонт инженерной инфраструктуры (электрики, отопления, водоснабжения), замена кровли или утепление фасада. Но собственники дома, очередь которого подошла вступить в программу,  могут повлиять на это решение. Кроме того, можно ускорить ремонт. Чтобы продвинуться в очереди, должны быть веские основания и собираемость платы за капремонт не менее 60 процентов.

В 2019 году появилось еще одно направление, которое сейчас считается приоритетным, – замена лифтового оборудования. Уже заменили 13 лифтов в домах Черногорска, эта работа продолжится и в этом году.

- Программа по переселению жильцов аварийных домов тоже по-прежнему работает?

 - Да, сейчас идет третий этап программы, еще переселяются жители домов, которые признаны аварийными до 1 января 2017 года. Что касается домов, причисленных к аварийным позднее (а таких в Черногорке пять - Кирова, 16, Путевая, 16, Рабочая 125 и 127, москалёва, 30), их судьба пока не известна. Правительство России рассматривает вопрос о продлении программы, а также другие варианты решения проблемы.

В 2019 году мы приобрели восемь квартир, а в нынешнем году будем строить три двухэтажных дома на месте снесенной сталинки по Ленина, 48а (на перекрестке с улицей Мира).

 - Почему нельзя просто приобрести жилье на вторичном рынке?

 - Можно, но новое есть новое, а во-вторых, трудно подобрать равные по площади квартиры, с этим проблемы. К примеру, есть квартира больше той, которой раньше владели люди, но кто будет доплачивать за лишние десять квадратных метров? Меньше площадь – тоже нельзя. Разрабатывается проект на строительство с учетом этих требований, площадь нового жилья максимально приближена к той, которая была в аварийном доме. Проект для трех новых домов уже есть, объявили аукцион на определение застройщика.

 - А как живут люди в домах на окраине Девятого поселка? Не было ли недовольных тем, что переселили далеко от центра? Не выявлены огрехи в строительстве?

- Были замечания по одному из домов (крыша протекала), вызывали застройщика, он всё исправил. Кстати, одну из квартир по программе переселения приобрели для женщины, которая, если помните, обращалась на Первый канал (она владела квартирой в бараке на Кирова). Подошла её очередь, и жилье она получила. Сейчас,  вроде бы, довольна. Во всяком случае дома там добротные, кирпичные. Никаких претензий от людей я не слышал. На Ленина тоже будем строить из кирпича.

Почему не звонит телефон?

 - Теплоснабжение города по-прежнему вызывает сильную головную боль?

 - Это было бы так, если бы не сменились теплоснабжающие организации. Раньше отопительный период начинался с экстренных совещаний: котельные находились под ограничением за долги по электроэнергии, с требованием ограничить свои потребности к тепловикам выходил и «Хакресводоканал», перед которым тоже была внушительная задолженность. С топливом были постоянные проблемы. Уголь сомнительного качества закупали через непонятных поставщиков. В общем, проблемы были разные, и все сложные.

На протяжении нескольких лет совместно с Правительством Хакасии разрабатывали план, как привлечь в город надежную теплоснабжающую организацию – Сибирскую генерирующую компанию, особенно плотно работали над этим последние полгода. Сначала 20 июня мы передали Абаканскому филиалу СГК в аренду тепловые сети, на следующие день они сразу приступили к   ремонту. В сентябре компания взяла  котельные в аренду (они не в муниципальной собственности, принадлежат бывшим тепловикам). В дальнейшем СГК, вероятно, выкупит их, чтобы законсервировать или использовать как резервные.

 - И отопительный сезон начали со спокойным сердцем?

 - Не скажу, что чувствую абсолютное спокойствие. Сетей, конечно, СГК заменила за это время очень много, гораздо больше, чем ежегодно мы меняли совместно с правительством республики. Тем не менее паспорт готовности мы не получили. После проведения всех мероприятий объекты теплоснабжения проверяет Ростехнадзор, именно это ведомство выдает общий для города паспорт готовности. Даже такая мощная компания, как СГК, не смогла бы устранить все замечания в срок, это было невозможно, ведь они копились годами: и экспертизы котельных, и ремонт тепловых сетей…

Но все-таки работать с новым поставщиком тепла гораздо проще: у СГК есть так называемая тепловая инспекция, специалисты которой ездят по магистральным сетям и регулируют их работу, чтобы одним домам не было жарко, а другим холодно. Раньше, как правило, все жалобы горожан на холодные батареи ограничивались спорами тепловиков и управляющих компаний: первые утверждали, что выдерживают необходимые параметры на котельных, другие говорили, что их не хватает, по дому нечего  распределить. Еще в прошлом году осенью и зимой телефон в нашем отделе не замолкал, а теперь непривычно тихо – звонков от горожан в десятки раз меньше.

Большая работа, конечно, предстоит по строительству главной трубы от Абаканской ТЭЦ до Черногорска. Мы заключили с СГК концессионное соглашение (долгосрочная аренда), в нем прописаны мероприятия, которые должен выполнить концессионер – СГК, главное из них – перевести всех потребителей Черногорска на Абаканскую ТЭЦ. Надеемся, что этим планам ничего не помешает, и в дальнейшем никаких потрясений с теплоснабжением черногорцы больше не переживут.

Анастасия ХОМА, фото автора. «ЧР» №9 от 11 февраля 2020 г.

Новости по теме: