К 75-летию Победы: «Вот вам мой совет – всему знать меру»

Дата публикации: 29.01.2020 - 19:00
Автор:
Просмотров - 428

Татьяна Николаевна Катцина на днях отметила большой юбилей – 95 лет. В квартире, где обычно тихо (так уж вышло, что из родственников у нее почти никого не осталось), раздались незнакомые детские голоса: с днем рождения пришли поздравить девочки из третьей школы. Первоклассницы Алина Верник и Алисия Мыльникова прочитали ей стихи о Великой Отечественной войне, и кажется, для бабы Тани, как зовут её соседи, не могло быть лучшего подарка: со слезами на глазах она расцеловала растерявшихся от такой нежности школьниц. Не может она привыкнуть к тому, что люди, живущие бок о бок в большом многоквартирном доме, не знают друг друга, что исчезли тепло и душевность, которые помогали её поколению выживать в самые трудные годы, а их выпало немало.

 

Провожая девчонок, Татьяна Николаевна качает головой:

 - А ведь я чуть старше была, когда пришлось работать наравне  со взрослыми. Помню, пошла корову доить, а та как лягнула меня! Где подойник, где я… А мама пришла, еще и добавила... Жили мы в селе Караскыр Идринского района, мама растила нас с младшим братом без отца, с бабушкой и дедом, мамиными братовьями… А потом нас сослали на Ангару… - вспоминает  Татьяна Николаевна.

Семья попала в немилость во время раскулачивания: на чердаке нашли зерно, велели сдать скот, но дед добровольно ничего отдавать не хотел. Через неделю думать было поздно – пришли и забрали всё, что можно было: и три коня, и две коровы, и зерно.

 - Нас арестовали, усадили в телячий вагон, старинный, допотопный, привезли в глухую чащу и выбросили со словами: «Как хотите, так и живите!» Пришлось выживать: валили деревья, собирали траву, бабушка просила милостыню, а мы сидели и ждали, кто нам что подаст – кто скорлупу, кто отруби, кто в глаза наплюёт…

Хорошо помнит Татьяна Николаевна голодное время, когда варили суп из крапивы, ели по 200 граммов хлеба в день, собирали колоски и были за это битыми. 

 - Когда взяли теленка, приходилось нам, детям, пасти всё стадо деревенское по очереди. Помню, как брат однажды ушел босиком, а были уже заморозки. Мать-то одна изработалась, мы старались помогать. Столько я работала в жизни! Наелась работой досыта! И косила, и молотила, и снопы вязала, и лес пилила.  Хорошего-то мало было…

Деревенская школа размещалась в избе, Татьяна Николаевна вспоминает строгую учительницу, которая, не раздумывая, заносила над детьми прутик, стоило капнуть чернилами. Окончить получилось только семь классов, для того времени дело обычное, мама Татьяны Николаевны вообще была неграмотной, не знала ни одной буквы и к 80 годам, на которых оборвалась ее жизнь, могла писать только собственное имя и фамилию: выучила, чтобы получать пенсию.       

 

А потом и война пришла. Тяжелый деревенский труд стал еще сложнее, но и с ним люди научились справляться, да еще как – ставили рекорды и на производстве, и в полях.

- Я тысячницей была. Бригадир придет к вечеру проверять, сколько снопов связала, отвечаю: «Тысячу». Утром комиссия приходит проверять – стоят мои копны по сто снопов в каждой. Всё своими руками, техники не было. Первый трактор встречали, как Ленина,  - говорит Татьяна Николаевна. 

Когда сдавали хлеб государству, старались припрятать для себя несколько буханок, за что платили свободой.

 - Я мешок трясла так, чтобы себе оставить хоть чуток, благо, никто не заметил, ушла спокойно, а вот Ваню поймали, он не сдал 48 кг, у Лешки было около 50-ти, у Лидки нашли 28 кг. Всех посадили, Лиду вместе с ребенком, - с удивительной точностью вспоминает юбиляр. – Вот как мы жили… 

И хоть образование Татьяны Николаевны ограничилось семью классами, всему её жизнь научила. Работала она и в Союзпечати, и в РайФО (районный финансовый отдел), и на черногорской швейной фабрике. До сих пор руки помнят 7-килограммовый утюг, которым приходилось утюжить робу и школьную форму. До этого несколько лет проработала на нефтебазе. Несмотря на то, что коллектив был исключительно мужской, для нее нашлось место на складе горюче-смазочных материалов, где хранились бензин, солидол, нигрол.

 Супруг Татьяны Николаевны Павел Андреевич Таскин приехал в Черногорск, чтобы работать в строительном управлении топографом, вел съемки с самолета земельных участков. Во времена больших строек – специальность незаменимая. Приходилось обращаться на нефтебазу, там и встретились будущие супруги. Вспоминает Татьяна Николаевна, что был он из образованной семьи, что пять лет после разлуки с первой женой жил один и что крестная дала ему совет: «Если для баловства – то бери Вальку, а для жизни, для работы – Таню». Так и решилась судьба Татьяны Николаевны. Стали жить-поживать да добра наживать. Родился сын, на каникулы приезжали дети Павла Андреевича из Дивногорска.

До самого последнего дня жизни Павла Андреевича супруга была рядом. Много довелось пережить – и трудности быта в неблагоустроенном жилье, и тяжелую работу, и смерть сына. Одну из ссор хорошо запомнила:

- Однажды на огороде посеяли морковку и репу на одной грядке. Как произошло, уже не помню, что семена перемешались? Я подошла к грядке – ахнула: как же так? А он на меня: «Ты куда глядела?» В общем, слово за слово – он на меня, я на него.  Он меня ударил – я его граблями. Месяц в итоге жили отдельно, не разговаривали, я ночевала в огороде. Есть бегала к маме, а он – не знаю куда. Но потом помирились.

Одно время Павел Андреевич был маркшейдером в шахте, Таня всё просилась посмотреть, как там, глубоко под землей. И даже однажды получилось спуститься с мужем в забой, может, и для нее бы нашлась здесь работа, но на глазах столкнулись вагонетки с углем, что её невероятно напугало, решила: «Больше туда ни ногой!» Да, не было еще тогда ни мощных машин, ни автоматизированного конвейера, уголь вывозили на лошадях, которые выходили на поверхность слепыми.

 

Легкий нрав, силу духа и бодрость баба Таня сумела сохранить до глубоких лет. Только недавно перестала выходить из дома, а еще год назад могла из своей квартиры на Тресте сбегать на 30-й рынок. 

Секретов долголетия она не знает, разве что «всему знать меру».

 - Мне 95 лет, я не знаю, как гонят самогонку! И никогда не пробовала… Еще один совет молодым -  почитать пожилых: где пожалеть, где уступить. Ну и слушаться вторую половину, то бишь мужа, а если не понимает – хвошши его! Чем? Что под руку попадется! – вот такие житейские советы со свойственным ей чувством юмора дала мне баба Таня.

В день рождения труженицу тыла поздравили также сотрудники Управления социальной поддержки населения,  вручили персональное поздравление от Президента России В. Путина и медаль к 75-летию Великой Победы.

 - Мне теперь настроения на год вперед хватит! – улыбаясь сквозь слезы, прижимала к груди дорогие подарки именинница.

Анастасия Хома,

фото автора

«ЧР» № 5 от 28 января 2020г.

Новости по теме: