Дать ребенку право быть собой

Дата публикации: 21.11.2019 - 11:00
Автор:
Просмотров - 603

Олеся Гусева работает   на Усть-Абаканской ветстанции в должности ветеринарного врача-санэксперта, но пианино, купленное когда-то мамой, еще помнит ее детские пальчики, ловко порхавшие по клавишам.

- Пианино мы сначала брали в аренду, но однажды мама решила выкупить его, несмотря на то, что стоило оно огромных денег, несколько её зарплат, - вспоминает Олеся. – Это был тот момент, когда хотела бросить музыкальную школу, потому что сменился учитель. Я тогда принципиально не подходила к купленному мамой пианино. Сейчас понимаю, насколько для нее было сложным сделать такую покупку, от чего она отказалась ради инструмента, ради меня...

Сама мама никакого отношения к музыке не имела, но очень хотела, чтобы играла я, и музыкальное образование мне пригодилось. А пианино так и осталось стоять в зале – настолько вписалось в интерьер, что его никто не трогал.

А потом квартира наполнилась голосами нового поколения, к пианино стали тянуться дети Олеси. Сначала гаммы разучивал старший Владимир, потом Маша. Пробует стучать по клавишам и младшая Любаша - ей 3 года.  Олеся за руку к инструменту детей не тянет. И вообще это её принципиальная позиция – не принуждать детей развиваться по плану, который ей почему-то пришел в голову.

-  Однажды Вова пришел из школы и заявил, что будет учиться в музыкальной школе по классу «Вокал». Я ответила: «Хочешь – учись». Он попал к Ирине Станиславовне Поваго, - рассказывает Олеся. - Я никогда не настаивала, чтобы дети занимались тем, что мне кажется важным и нужным, даю им право выбора.  Было бы неправильным силой водить Вову на спортивные секции. Характер у него мягкий.  И сейчас я  не навязываю ему свое мнение. Не имею права. Может быть, кого-то из детей и надо направлять, но не его. Самый главный рецепт, как сделать ребенка счастливым, - найти то, что ему будет интересно… Запретов я тоже никогда не делаю, но, конечно, разговариваю и ненавязчиво объясняю, что такое хорошо и что такое плохо.

Как оказалось, выбор творческого пути для Владимира был правильным, на полочках в его комнате стали копиться грамоты за победы в разных конкурсах. Как закономерный результат – мальчик вошел в состав сводного хора детской республиканской филармонии, с ним ездил выступать в Москву и другие крупные города. Учеба в школе № 4 тоже давалась ему легко, с олимпиад всегда привозил дипломы за призовые места, его хорошо знают в республиканском центре по работе с одаренными детьми «Альтаир».  За хорошую учебу дали путевку в Артек.

Несколько раз Олесе советовали попробовать отправить голосистого сына в шоу «Голос», но она категорически против, потому что считает – такие испытания не пойдут на пользу, сумасшедший стресс детям ни к чему, а уж как тяжело будет ей самой смотреть на их переживания, и говорить нечего!

Особенно легко давались Владимиру точные науки, однажды даже победил в олимпиаде по физике по линии СУЭК, за что в награду ездил в Сочи. Уже второй год Володя учится в Красноярске в физико-математической школе при Сибирском федеральном университете.

- Он самостоятельно подал документы в эту школу, прошел отборочный этап, потом поставил меня в известность, что после девятого класса собирается уехать, и мы вместе отправились на экзамены, - делится Олеся. – Конечно, ему бывает тяжело в разлуке с нами, к тому же в школе большая нагрузка, но я поддерживаю его так же, как меня мама, когда я хотела бросить музыкальную школу после четырех лет обучения.

- Детям нужно внимание, его не хватает, когда родители слишком заняты, - продолжает многодетная мама. - У меня зарплата небольшая, но я бы могла пойти на другую работу, к примеру, в частную ветеринарную клинику, но тогда бы пришлось работать до восьми вечера, а мне это крайне неудобно – к шести надо везти Машу в филармонию (она тоже посещает хор), а кто, кроме меня, это сделает?

Сама Олеся, будучи ученицей той же 4-й школы, всегда училась хорошо, окончила девять классов с отличием, потом решила получать профессию, чтобы помогать маме, которая воспитывала её и брата одна. В сельскохозяйственном техникуме тоже была среди лучших в учебе, к тому же всегда участвовала в общественной жизни. Потом также очно училась в университете.

Восемь лет Олеся ездила в Абакан из Девятого поселка. Чтобы вовремя попасть на пары, приходилось выходить из дома в 6 утра. Студенты 15-20-летней давности еще помнят автобусы, получившие в народе прозвище «скотовозы»:  билет  стоил копейки, а еще студенческий – в два раза дешевле. «Газели» в то время с «Треста» не ходили, частники – дорого, поэтому народу, особенно по утрам, набивалось как селедок в бочку. Из автобуса выходили помятыми, как белье из стиральной машины, с той лишь разницей, что о чистоте и приятном запахе не могло быть и речи.

Потом обнаружилось, что совмещать учебу придется с материнством. Сыграли свадьбу сын родился, когда она училась на третьем курсе.

 - Обошлось без академа! Спасибо за помощь бабушкам, все принимали участие в воспитании, мне было всего 18-ть, когда он появился на свет – незапланированный, но очень любимый первенец! – признается она. – У меня не было ни одного мига сомнения оставить ребенка или нет.  Теперь сын - моя гордость. Вова уже взрослый и, думаю, скоро  станет для нас поддержкой и опорой. Сейчас он единственный мужчина в семье и понимает, что в случае чего заботиться о девчонках придется ему.

Сомневаться в этом причины нет, потому что Владимир давно рассуждает и поступает как взрослый, сложившийся человек с устойчивыми взглядами на жизнь. Впереди у него выбор профессии, может быть самый сложный в его жизни. Но верится, что он не ошибется.

- Недавно Вова признался, что рад, что у него не было друзей, с которыми хотелось разделить сигарету или бутылку, это помогло пойти по правильному пути. На что я ответила: «Это твоя заслуга. Люди выбирают себе ровню. У тебя есть цель, ты к ней идешь».

Со взрослыми Владимир общается наравне, оперируя сложными терминами, разбирается в политике, чем порой удивляет маму и других родственников. Еще бы – с детства увлеченный музыкой, прочитавший десятки книг, сейчас парень не просто укрепляет знания в области физики и математики, но и развивается в других направлениях: в субботу вечером ходит в английский клуб, в воскресенье – в литературную гостиную, где собираются на дискуссии книголюбы. Ему интересны компьютерные и нано-технологии.

- Чем он только ни занимался! Даже мыловарением! Играл в рок-группе в Абакане на клавишных, – говорит Олеся. - Сейчас еще рисовать начал. И я очень рада, что у него столько интересов, что он увлекается и пробует свои силы в разных сферах… Я считаю, что дети все талантливые, только важно вовремя понять, в какой области. Если ребенка не привести в музыкальную школу, он никогда и не узнает, что у него хороший слух.

Олеся считает, что нужно загружать детей секциями и кружками, чтобы некогда было сидеть без дела и болтаться на улице.

 - Мы росли во дворах, но это было другое время, когда не закрывались двери, сейчас всё по-другому. Отчасти и поэтому родители предпочитают, чтобы ребенок лучше сидел дома у компьютера, но если его ничем не занимать, это перерастет в зависимость.  Недавно у брата была годовщина свадьбы, детям накрыли стол отдельно от взрослых. Вдруг мы поняли, что в соседней комнате тихо. Пошли посмотреть. Оказалось, они сидят в телефонах! Наш домашний компьютер старенький, мы даже не включаем его. И новый покупать я не собираюсь. Все равно нам некогда за ним сидеть. 

 Действительно, Маша, которая сейчас учится в 4-й школе, по занятости догоняет маму: совмещает учебу в кадетском классе с занятиями в школе искусств. Кадетский класс – это не только обычные уроки, как у всех пятиклассников, но и хореография, строевая подготовка.

- Я вспоминаю своё детство. Лето. Пианино стоит у окна, я разучиваю гаммы, а дети во дворе бегают, играют. Поэтому, когда Маша заявила, что идет в кадетский класс, я засомневалась – как будет всё успевать?

А вот форма, сродни военной, Олесю никогда не смущала, ведь ее дедушка и дядя были спасателями в ВГСЧ, бабушка работала там же в лаборатории.

 - Форма делает всех ребят равными, она дисциплинирует. И Маша от нее в восторге, даже за хлебом ходит так. Я сама носила школьную форму, традиционную для советского времени, только в начальных классах. И мне очень нравилось – бантики, фартучки, ажурные манжеты, а потом началось – кто во что горазд… Форму носит и мой сын – темные брюки, жилетка с шевроном, желтый галстук. Выходит очень аккуратный и элегантный вид!

Как бы ни крутила круговерть серых будней, Олеся старается устраивать Дни семьи: собирать всех вместе на отдых. Легкая на подъем, позитивная, смелая, она может увлечь за собой не только детей, но родных и подруг.  Смешливая и непоседливая молодая женщина привлекает окружающих своей искренностью, непосредственностью, заразительным звонким смехом. Ей удалось сохранить живое восприятие мира, на какое способны только дети и редкие оптимисты. Кажется, ей легко очаровать даже самого  угрюмого человека, который не устоит перед ее озорными белокурыми кудряшками и  обаятельной улыбкой.  

 Олеся с дочками живет сейчас чисто женской компанией, но её это не смущает: когда семейная жизнь похожа на басню «Лебедь, рак и щука», всем лучше врозь.

Что ж, сейчас это не редкость. Плакаться и жаловаться не в её правилах, да и некогда. А когда грустно, Олесю спасает уникальная способность смеяться над собой и над любой ситуацией.

 - Разница в возрасте у детей большая, и поэтому есть определенные трудности в общении, но старшие дети всегда помогали в воспитании малышей. К примеру, когда родилась Любочка, Вове было уже 14 лет, качал её на руках, пел песни. Люба родилась малюсенькая, не весила и трех килограммов, Вова носил ее на ладошке с такой нежностью. Он и сейчас, когда приезжает, без конца её тискает и целует, - с улыбкой рассказывает Олеся. - Маша у нас серьезная, многому её еще нужно научить, в том числе находить подход к Любе, которая мешает делать уроки. Но она такая старательная и целеустремленная, что когда я ей предлагаю бросить музыкалку (конечно, полушуткой), видя, как ей тяжело, она не допускает мысли, что так можно поступить.

 А Люба… Какой она вырастет,  не знаю. Но пальцы у нее тонкие, как у пианистки. Может, ей тоже прямая дорога в музыкальную школу. Во всяком случае пианино, для которого мы не так давно вызывали настройщика, так и стоит в нашей квартире. Теперь  оно дорого мне как память – о маме, моем детстве и о детстве моих детей.     

 Анастасия ХОМА,

фото автора. «ЧР» №92 от 21 ноября 2019 г.

Новости по теме: