Это просто дверца шкафа  или мамина рука?

Дата публикации: 19.11.2019 - 13:14
Автор:
Просмотров - 988

С экранов телевизоров вновь и вновь селевым потоком льются душещипательные новости, и зачастую они связаны с детьми: пожар в загородном лагере,  убийство в детском саду, расстрел в техникуме… Мир полон злых людей, которые могут причинить боль. И самым жестоким из них может оказаться мама… Эта страшная правда некоторым детям открывается с пелёнок.

 

Еще мы не успели отойти от трагедии в Таштыпе, где мать выколола глаза 5-месячному ребенку, федеральные каналы оповестили о новой беде в московской семье, где под опекой были трое детей. Ужасающее видео выложила в интернет девушка, которая много лет росла в постоянном стрессе, – её жестоко избивали люди, считавшиеся неплохими родителями.   

На кадрах детей бьют кулаками, стеклянными бутылками с такой силой, что малыши, которым не хватает силы сопротивляться, кричат от боли и молят о пощаде: «Мамочка, не надо!»

У общества сразу возникли закономерные вопросы. Кто виноват? Куда смотрели сотрудники отдела опеки? Почему не реагировали соседи?

Прокомментировать ситуацию и дать совет, как распознать мнимое благополучие подобных  семей, чтобы помочь детям, мы попросили начальника отдела опеки и попечительства ГУО Елену Спиридонову. 

- В этом году 52 ребенка в нашем городе обрели новых маму и папу. Всего в Черногорске 162 опекунские и приемные семьи, в которых воспитываются 218 детей. Наша задача – устраивать всех детей, родители которых лишены прав или ушли из жизни, в новую семью. Мамы и папы находятся для всех – и для младенцев, и для подростков, от которых многие отказываются. Есть люди широкой души, к примеру, удивительная женщина, которая приняла не одного ребенка подросткового возраста. При этом все дети, какими бы сложными они ни были, как бы на них ни жаловались другие взрослые, у нее расцветали, - рассказывает Елена Александровна.

Но даже притом, что детям очень нужен дом, отдать их первому встречному сотрудники отдела опеки не имеют права. Можно, конечно, прийти и заявить, что вы готовы взять на воспитание ребенка, но чтобы стать полноправным кандидатом, сначала нужно собрать пакет документов (справки с места работы, об отсутствии судимости, медицинское заключение и пр.) и окончить школу приемных родителей. Нужно пройти 80 часов занятий, чтобы получить заключение психологов о готовности взять в семью ребенка. В нем указывается не только характеристика будущих мамы и папы, но и желательный возраст приемных детей и их число.

Многие семейные пары, решившиеся на такой шаг, сначала спокойно проходят все необходимые этапы подготовки и попадают в реестр учета граждан, желающих принять детей. Уже потом  делают следующий шаг – осуществляют поиск ребенка в базе данных на сайте Усыновите. Ру или ждут звонка из отдела опеки.  

- Это нужно, чтобы предотвратить возврат, - объясняет Елена  Спиридонова. – Не раз во время обучения или даже по его завершении люди отказывались от идеи взять ребенка. Не все могут реально оценить свои силы и представить, что их ожидает, когда в доме появится новый член семьи. К тому же в процессе подготовки приемного родителя мы распознаем людей, которые преследуют корыстные цели, ведь на содержание детей выделяется определенная сумма. В нашей республике пособие на ребенка под опекой до 6 лет - 6490 рублей,  от 6 до 18 лет – 7990 рублей плюс вознаграждение приемного родителя 7800 рублей, соответственно. Кроме того, положена единовременная выплата при устройстве ребенка в семью 21 тысяча рублей и 100 тысяч рублей для усыновителей. Сумма, которую получает московская семья с приемными  или опекаемыми детьми, значительно выше.

Недавно специалистов отдела опеки Черногорска смутила женщина, которая изъявила большое желание взять к себе пятерых ребятишек (сестер и братьев стараются не разлучать), которых она увидела в интернете в базе данных, притом что в семье уже есть родной шестилетний мальчик. Она очень настаивала на скорейшей передаче детей. После рассмотрения документов обнаружили, что женщина выплачивает ипотеку, дом не обустроен, спальных мест для новых малышей нет, поэтому ей было отказано.

Наметанным глазом сотрудники опеки видят, кто действительно хочет сделать доброе дело, приняв брошенного ребенка, а кто имеет другие цели. Это действительно серьезный шаг и, если семья идет на него впервые, то, как правило, берут одного ребенка.  Опытные родители соглашаются принять сразу двух-трех малышей и даже подростков, с которыми, как считается, можно получить кучу проблем: в разгаре трудный возраст, ситуация усугубляется плохой генетикой и вредными привычками, заимствованными у неблагополучных родителей.

  Когда семья ставится на учет в органы опеки (а ставятся все, кто берет чужих детей), проверки проводятся по графику в соответствии с законодательством: в первый месяц единожды, потом один раз в два месяца, потом раз в квартал, потом один раз в полгода.

 - Чаще мы людей беспокоить не имеем права. Когда идем на проверку, издается приказ, который подписывается руководителем управления образованием. По результатам проверки составляется акт обследования по установленному образцу, - объясняет Елена Спиридонова. - Семьи, которые усыновили детей, проверяют до определенного срока в соответствии с законом (пять проверок в течение трех лет), за исключением случаев, когда поступает тревожный звонок.

 Сотрудники опеки при посещении приемных семей разговаривают с детьми, убеждаются в том, что для них созданы комфортные условия, – есть спальное и рабочее места, игрушки, в доме чисто и тепло. Разглядеть реальные проблемы в отношениях за короткую встречу невозможно, если, конечно, сам ребенок не жалуется на взрослых. А дети вряд ли будут жаловаться: авторитет родителей, страх перед наказанием или перспективой оказаться в детском доме заставляют молчать. Им некуда бежать, некому жаловаться, остается только искать пятый угол. Видимо, так и было в семье, печальная слава о которой прогремела на всю страну. 

Вовремя увидеть изменения в отношениях между детьми и родителями может только психолог. В штате нашего отдела опеки двое таких специалистов, они ведут постоянное наблюдение, делают диагностику закрепленных за ними семей.

  Обнаружить, что ребенку плохо, можно и с помощью людей, ставших невольными свидетелями издевательств. Если поступило сообщение об этом – устное или письменное – издается приказ о внеплановой проверке.

Звонки такого рода в отделе опеки раздаются постоянно, и все они отрабатываются. В ряде случаев сообщения находят подтверждение, бывает, что нет (иногда они похожи на обычные кляузы, когда одна соседка хочет напакостить другой). Не всегда после этого семья ставится на учет как неблагополучная, а родители привлекаются к административной ответственности. Иногда дело ограничивается беседой, мамы и папы обещают быть терпимее и внимательнее к детям. 

Елена Спиридонова отмечает, что часто тревожными сомнениями делятся школьные учителя и воспитатели – люди, которые каждый день плотно общаются с малышами. Воспитатели к тому же во время тихого часа наблюдают за детками и могут сделать неприятное открытие – следы порезов, ожогов и других травм. Недавно по сообщению воспитателя одного из детских садов, которого смутила ссадина на спине ребенка, проводилась проверка:  сотрудники отдела опеки сразу отправились к его маме, которая объяснила, что малыш просто ударился о дверцу шкафа. Что ж, бдительность в этом случае чрезмерной не бывает! 

 Не будьте равнодушны! Если вы видите, что ребенок подвергается физическому насилию, если в знакомой семье происходит что-то неладное, если дети бродят по улице голодными или плохо одетыми, если за стеной надрывно и долго плачет ребенок, позвоните в отдел опеки (звонок может быть анонимным) по телефону 2-52-04. Позвоните и спите спокойно.  

Анастасия ХОМА,

фото автора. "ЧР" №91 от 19 ноября 2019 г.

Новости по теме: