Положи в ладошки мамин поцелуй. Как облегчить ребенку адаптацию к детскому саду?

Дата публикации: 01.10.2019 - 13:42
Автор:
Просмотров - 1292

Свершилось! Подошла наша очередь в детский сад. Куплены платьица, шортики, сандалии… Дома Лиза примеряла обновки с радостью, крутилась перед зеркалом и как будто не слышала моих слов, что всё это для детского сада, что теперь она каждый день будет играть с мальчиками и девочками, есть кашу, спать днем в кроватке без мамы… Утром в саду малышка поняла, что я ухожу,  что оставляю её в незнакомом месте с чужими тётями, и разревелась. Впрочем, ревела не только моя дочь – голосила половина ясельной группы. Мамы и папы в отчаянии передавали детей воспитателям и уходили. Кто-то долго прощался, уговаривая, обещая скорое возвращение и клубничное мороженое...

Как ускорить привыкание ребенка к саду? Как сделать расставание с родителями безболезненным? Об этом мы спросили аналитического психолога Марию Гюнтер.

Мама шепчет

мне на ушко

- Ребенок испытывает колоссальный стресс, когда идет в сад впервые или после долгого перерыва, он вынужден приспосабливаться к новому образу жизни, к отсутствию родных.

- Как этот стресс снизить до минимума? Требуется ли особая подготовка?

- За месяц-полтора надо начать говорить малышу, что скоро он пойдет в детский сад, объяснять, что там делают, проходить около здания. Если в сад ходят старший брат или сестра, то можно забирать их вместе, чтобы он удостоверился – сюда ходят все дети и вечером их всегда забирают мамы и папы.

Хорошо, когда первые посещения сада проходят под присмотром родителей (группы совместного пребывания).  Правда, такие визиты не должны растягиваться надолго, время нужно постепенно уменьшать, иначе ребенок привыкнет к присутствию взрослого и ему будет потом тяжело, потому что ему было безопасно не в садике, а с родителем. Готовьте его и проговаривайте: «Скоро ты будешь играть здесь с ребятишками, пока мама работает».

- Какие есть приемы, чтобы облегчить расставание с мамой?

- Можно дать ребенку с собой любимую игрушку, если это не запрещено правилами, она обеспечит ощущение защищенности, ведь это его связь с домом. В психологии это называется переходным объектом. Или напишите малышу записки (нарисуйте сердечко, к примеру) и положите в кармашки одежды, в течение дня он будет открывать бумажки и знать, что мама думает о нем, ему станет тепло и приятно.  Можно нашептать ему в каждое ушко на прощание «я тебя люблю» и при этом наказать: «Приложишь руку к ушку и услышишь мой голос». Или поцеловать ручки малыша со словами: «Соскучишься по маме, приложи их к щёчке, как будто я тебя поцеловала». Важно выработать четкое представление у ребенка, когда мама его заберет, например: «Когда ты поспишь, поешь, я за тобой приду». Ежедневное повторение придаст ребенку уверенности в воссоединении.

- Если ребенок даже в подготовительной группе плачет, когда расстаётся с мамой, значит, он слишком к ней привязан?

- Возможно, или же есть то, что пугает ребенка в саду, а мама для него самый безопасный объект, которому он может доверить свои чувства. Или, наоборот, это говорит о травмированной привязанности к матери, когда она слишком часто оставляет его, поэтому ребенку тяжело. Нужно изучать ситуацию.

Родители могут отводить ребенка в детский сад по очереди, чтобы опыт, который ребенок получает с мамой, чередовался с папиным. То же касается и прогулок. Каждый родитель открывает ребенку свои способ и сферу взаимодействия в мире и обогащает его.

 

«Биби» вместо «машина»

- Какой оптимальный возраст для того, чтобы начинать детсадовскую жизнь?

- С 6 месяцев до 2-3 лет длится период интенсивного формирования привязанности в жизни ребенка, когда он выделяет самых близких людей и строит связь с ними. Это влияет в дальнейшем на отношения в семье, успешное и своевременное развитие малыша, чувство безопасности в мире, так называемое базовое доверие. В возрасте 2-3 лет ребенок начинает проявлять повышенный интерес к сверстникам и людям вне семьи. Это подходящее время для социализации.

- Сейчас открываются ясельные группы, куда берут малышей до года. Как быть, если приходится отрывать малыша от дома так рано?

- Бывают ситуации, когда мама вынуждена выйти на работу или она чувствует, что не справляется с растущими тяготами материнства и ей необходима помощь. Организм и психика женщины в первый год подвергаются огромной нагрузке, нередки случаи послеродовых депрессий и обсессивно-компульсивных расстройств. Главное в таком случае не казнить себя, а выстроить правильное поведение. В свободное от садика время мама должна своим вниманием компенсировать отсутствие: не просто покормить и посадить играть, а быть рядом, разговаривать, держать на руках. Хорошо, когда кроме мамы есть близкие люди, кто также транслируют ребенку свою любовь и поддержку.

- Должен ли ребенок, которого отдают в сад, обязательно уметь держать ложку и пользоваться горшком?

- Здесь всё индивидуально. Дети овладевают этими умениями в разном возрасте. Кто-то садится на горшок в полгода, другой до года будет бояться горшка, третий сразу на унитаз сядет. Главное ребенка не пугать, не давить. Известно, что страх – враг любого обучения.  Пусть горшок просто  стоит в комнате весь день, при желании ребенок может использовать его в играх, постепенно изучая как объект. Когда малыш будет психологически готов, сам сядет. Так же и с речью: как бы ни хотелось взрослому, чтобы ребенок заговорил в полтора года целыми предложениями, не всегда это возможно.

Правда, нужно взять на заметку: если ребенок, обучаясь речи, произносит звуки, не существующие в родном языке, это надо поправлять. Нейропсихологи говорят о разнице между искажением и упрощением. Если ребенок упрощает для себя речь, говорит «биби» вместо «машина», - то это нормально для его возраста. Со временем он научится.

- Что вы скажете противникам детского сада, которые предпочитают до школы оставлять ребенка дома с бабушкой или мама сама домохозяйка?

- Если это осознанное решение и созданы другие возможности общения и социализации, и он не просто сидит дома и смотрит мультики. В коллективе человек учится устанавливать межличностные связи.

 

Говорить обо всем

- Если карапуз плачет по утрам в течение всего первого года пребывания в саду или даже позже, это повод, чтобы обратиться к психологу?

- Это зависит и от финансовой возможности семьи. Если ее нет, главное - желание помочь ребенку, поиск причины плача, терпение. Важен «внутренний контейнер» родителей, чтобы вмещать детские переживания, перерабатывать их, «возвращать» в понятной для малыша форме, потому что до определенного возраста ребенок не умеет справляться со своими эмоциями и даже четко различать их, он может бросать свои игрушки, отталкивать тарелку с  кашей. Говорите: «Ты сейчас злишься» или «Тебе обидно», или «Ты опечалился».  Дети успокаиваются, если видят, что они поняты, приняты и их пожалели. Не менее важно сотрудничество с работниками детсада, чтобы выявить возможные причины тревоги ребенка.

- Многие родители, когда не могут справиться с детской истерикой, игнорируют её, считая, что ребенок успокоится сам. Недавно в магазине мальчишка кричал так надрывно, что покупатели и кассиры останавливались рядом в недоумении, а мама в это время не спеша ходила из одного отдела в другой. Так ребенок пытался выпросить игрушку, а получив отказ, не успокоился, продолжил кричать. Мама решила не реагировать, в итоге истерика так захватила ребенка, что он не мог успокоиться.

- Родители часто прибегают к практике игнорирования, но по сути это бросание в кризисной ситуации. Ребенок не справляется с затопившим его аффектом и  оказывается в эту минуту без помощи. Первым делом необходимо снять напряжение: обнять, успокоить уверенными поглаживающими движениями, непрерывно спокойно с ним говорить, возвращая чувство присутствия в реальности. Только после снятия физического перенапряжения он сможет услышать ваши доводы. Зачастую ему не столько была нужна эта игрушка, сколько признание от мамы, что она поняла его. В таком случае следует обратиться к нему со словами: «Я тебя поняла, тебе хочется эту игрушку, но мы сейчас не можем ее купить», объясните, что все деньги потратили на продукты (если вы их действительно только что покупали вместе), можно даже показать пустой кошелек. Я много раз убеждалась в том, что если ребенок чувствует, что его любят, жалеют и принимают, слезы утихают.

- Если игнорировать слезы, то, наверное, в будущем сын не пойдет с проблемами к маме?

- Скорее всего, он вообще ни к кому не пойдет, потому что не научится доверять миру. Мама – это посредник между ним и миром в самом раннем возрасте. И как она справляется с этой функцией, так и он потом будет распознавать свои чувства и справляться с ними. Многие взрослые не могут идентифицировать эмоции, говорят только, что им плохо, а что это – раздражение, досада, печаль, обида, неудовлетворенное желание – не понимают.  Нет навыка психологической работы по осознанию.

- Поэтому в детском саду утром бросать плачущего ребенка на воспитателя...

- нельзя... Ребенок должен получить опыт расставания с мамой и её возвращения. Мама должна оформить словесно это прощание, помахать ручкой. Если родитель ушел внезапно, когда малыш отвернулся, ребенок испытывает растерянность, дезориентацию, чувство предательства. Опыт расставания и грусти о нем - важные части нашей жизни, и в дальнейшем правильные модели из детства помогут ребенку пережить более серьезные потери.

 

Тревоги родителей вредят детям

- Правильно ли покупать после детского сада игрушку или какую-нибудь вкусняшку?

-  Такое позитивное подкрепление хорошо на первых порах, можно поощрить со словами: «Ты вырос, ты сам пошел в детский сад, поэтому я тебе дарю это», но злоупотреблять нельзя. Некоторые родители, вынужденные много работать и отсутствовать в жизни детей, откупаются игрушками и тем компенсируют свое чувство вины. Взрослые должны отдавать себе отчет в мотивах своих поступков.

- Нужно ли взрослому вмешиваться в детские игры и споры?

- Взрослый уже умеет строить межличностные социальные  связи, ребенок еще такого опыта не имеет, и ему надо подсказать, иногда выступить  медиатором  между детьми. Важно, чтобы родители присутствовали на детских площадках и помогали освоиться, понять, какие законы здесь действуют, да и позже, при необходимости, помогали рассудить конфликты.  Можно это делать дома, обыгрывая с игрушками разные ситуации, сопровождая диалогом. Ребенок стремительно обучается транслируемым моделям отношений.

- Когда необходимо обращаться к детскому психологу?

- Если родители замечают тревоги, страхи, нарушающие обычное поведение; если малыш вдруг начал мочиться в постель, рисовать настораживающие образы, если появились другие изменения в поведении. Даже самые любящие мамы и папы часто не могут интерпретировать тревоги ребенка, осознать источник проблем. С учетом обнаруженных особенностей психики строить дальнейшую жизнь и общение с малышом.  Для родителей, к примеру, может стать новостью сверхчувствительность дочери или сына, такие дети избегают прикосновений, поэтому их не надо трогать лишний раз, агрессивно тискать и водить в многолюдные места с громкой музыкой. Родителям в сложной ситуации с детьми также может оказаться полезной помощь специалиста.

- А маме нужно готовиться к первому дню в детском саду?

- Если есть какие-то тревоги, то надо задуматься, откуда они. Если родитель сильно переживает, сам рассыпается и дрожит, то не сможет дать ребенку опоры, уверенности,  что садик это безопасно. Ребенок в силу возраста не понимает витающую в воздухе опасность, но отчетливо воспринимает её, так же, когда есть проблемы в семье.

Как бы ни было сложно в этот период родителям, они должны найти в себе силы помочь ребенку привыкнуть к новой жизни без упреков и агрессии. Период адаптации закончится, но как скоро и с какими последствиями, напрямую зависит от них.

Беседовала Анастасия ХОМА,

фото из архива автора

«ЧР» № 77 от 1 октября 2019г.

 

 

Новости по теме: