Вопросы о тарифах от "А" до "Я"

Дата публикации: 26.09.2019 - 11:23
Просмотров - 1240

 

Последние три месяца прошли в Черногорске под знаком обсуждений перехода сначала теплосетей, а затем и котельных в аренду Сибирской генерирующей компании. Каким будет теплоснабжение в городе – вопрос, интересующий, пожалуй, каждого жителя. Ведь даже если часть горожан живёт в частном секторе и отапливает жильё самостоятельно, то дети ходят в школы и детские сады, которые включены в систему централизованного отопления.

Второй вопрос, который волнует черногорцев не меньше, чем надёжность теплоснабжения, – это цена, которую придётся нам платить. Для того, чтобы получить информацию из первых рук, а не опираться на слухи, председатель Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Хакасии Манук Данданян провёл брифинг и ответил на вопросы журналиста «ЧР».

 

- когда потеряли графу на ремонт?

- Постоянно звучит вопрос, почему черногорцы должны платить два раза за одно и то же, - Манук Данданян сразу начал с актуальных проблем. - Я неоднократно говорил, что ранее в тариф не включались расходы на капитальный ремонт теплосетей. Если бы они были включены, то тариф по котельным ХакТЭК был бы выше. А он был самым низким в Черногорске. Около 1100 рублей за гигакалорию у ХакТЭК, два других теплоснабжающих предприятия имели тарифы в 1400 и 1600 рублей.

И если в рамках тарифной кампании теплоисточники «ЧК-2» и «Теплоэнергоресурс»  закладывали какие-то средства на проведение текущего или капитального ремонта, то в тариф ХакТЭК никогда средств на капитальный ремонт не вкладывалось.

По текущему ремонту ситуация не лучше: что вкладывалось, ХакТЭК в дальнейшем или не мог подтвердить и средства, которые давались, в итоге снимались в следующий период регулирования, или что-то делалось не в том количестве, который был необходим.

При этом ремонтные мероприятия должны были проводиться из года в год, но так как в тариф ничего не закладывалось, то сети не ремонтировались.

Потребителям надо понимать, что прежде они не оплачивали ремонт сетей и оборудования. То есть никакой двойной оплаты за одно и то же на сегодня нет. Именно это положение привело к тому, что мы сейчас попали в ситуацию, когда необходимо проведение масштабных работ.

Сегодня затраты на ремонт серьёзно превышают то, что заложено в тариф. Если бы мы сделали так, чтобы тариф покрыл издержки предприятия на ремонт, то он бы вырос существенно. Но мы понимаем, что нельзя допустить разовый большой рост, хотя необходимость в этом есть. Нужно соблюдать баланс интересов. В конце концов, граждане не виноваты, что долгое время в системе теплоснабжения ничего не делалось. Однако люди должны понимать, что, получая какую-то услугу, за неё нужно  платить.

Если в обычной практике товарооборота предусматривается получение выгоды продавцом, то в случае с регулируемыми видами деятельности, в частности с теплоснабжением, как таковой, прибыли у организации быть не может. Система оплаты ресурса рассчитывается иначе, выходя на нулевой баланс.

 Включаются затраты ресурсоснабжающей организации, которые она понесет на обслуживание сетей и оборудования, приобретение топлива, выплату зарплаты сотрудникам и т.д., всё то, что необходимо, дабы принести гигакалорию потребителю. Эти затраты включаются в тариф и оплачиваются потребителем. Подчеркну – включены именно затраты, но не прибыль.

В идеале они должны сработать на ноль. Сравнять затраты и полученные средства от получателей ресурса.

В связи с тем, что сейчас необходимо вкладывать большие средства, чтобы подготовиться к зиме, привести сети в порядок, мы применили метод сглаживания. Прекрасно понимаем, что затраты есть и будут значительные. Однако СГК это крупная компания, которая может себе позволить растянуть возмещение затрат на 10 лет, чтобы не одномоментно они легли на плечи людей.  К сожалению, ХакТЭК, по моим данным, этого сделать не смог. СГК – крупный игрок, который в состоянии реализовать такой проект. Под гарантию того, что средства, которые она вложит сейчас, получит в дальнейшем.

Возникает вопрос, а в чём интерес для СГК? Он в том, что для компании это новый рынок сбыта теплоэнергии, в перспективе более полная загрузка мощностей Абаканской ТЭЦ, у неё есть свободные ресурсы.

Что касается статуса единой теплоснабжающей организации, СГК его получила. Теперь денежные средства будут собирать они. И отвечать за теплоснабжение города, за качество тоже они.

Мы считаем, что органы регулирования, в том, что касается их функций, применив метод сглаживания, максимально смогли сдержать рост тарифа. А ведь неоднократно летом озвучивались более значительные цифры. И про рост в 25 процентов, и про 30 говорили. Однако мы смогли добиться роста тарифа по отношению к июлю всего на 7,2 процента по ХакТЭК, по другим теплоснабжающим источникам роста нет вовсе. И я считаю, это достижение.

Мы должны понимать, нельзя доводить ресурсоснабжающие организации до того, чтобы история с Черногорском повторилась. Нельзя доводить ситуацию, когда не соблюдается баланс интересов.

Ресурсники должны компенсировать затраты, потребители понимать, что они обязаны оплатить полученные ресурсы, а органы регулирования должны определить тот размер, который нужно оплатить, дабы не нарушить ничьи права. Уже сейчас СГК вложила порядка 30 млн рублей.

- Почему так получилось, что Госкомтариф не утверждал ХакТЭК тариф, в который были бы заложены средства на ремонт сетей? Почему это было неоправданно?

- Руководители ХакТЭК заключили такой договор на аренду сетей, где капитальный ремонт сетей не был включён. И поэтому они не могли включить расходы на их капремонт в тариф потому, что не брали на себя такие обязательства, согласно договору.

Что касается текущего ремонта, то они включали расходы на это в тарифную составляющую, в течение трёх лет им на это выделялись денежные средства, 3-4 млн рублей. Но органы регулирования не просто дают деньги, а и контролируют исполнение расходов. По итогу года в следующий период регулирования мы смотрим: кто, сколько, куда потратил, сколько было заложено в тариф и что на это сделано.

Однако ХакТЭК не мог в следующий период регулирования нам доказать, что они эти 3 млн потратили на ремонт сетей. Таким образом, мы были обязаны исключить эти три миллиона из тарифной заявки.  И так переходило из года в год. Где подтверждались ремонты – мы давали средства, нет – мы исключали из тарифа.

- Понятно, что СГК должна вернуть вложенные на ремонт средства, тем более что сумма на самом деле очень большая, но потребителей интересует, когда ждать следующего повышения тарифов?

- В июле 2020 г.

- Повышение произойдёт для всех трёх бывших теплоснабжающих организаций?

- Теперь это единая система. Если СГК будет проводить ремонтные работы по тем двум источникам (бывшие «ЧК-2» и «Теплоэнергоресурс», - прим. ред.), то мы будем смотреть тарифную заявку, и скорее всего рост тарифов по ним тоже будет. Согласно законодательству, если в городе действует одна система, один собственник, то и тарифы должны быть одинаковыми. Будет средневзвешенный тариф. Если все три источника теплоснабжения объединены в одну систему, то тариф один. Каким будет средний тариф – надо ещё посчитать. Это дело будущего.

- До какой планки могут поднять тарифы? К чему быть готовыми?

- Это зависит от многих факторов. Обо всех сейчас даже не можем сказать. Но мы планируем рост на уровень инфляции. Как правило, регулятор всегда планирует рост на этот уровень. Это базовый уровень. А дальше будем смотреть, как СГК исполнит те работы, что сейчас были заложены в тарифной заявке. Также мы будем оценивать необходимость проведения тех или иных работ.

- И всё же какова максимально возможная планка повышения тарифов?

- Смотря какой тариф. Есть два тарифа: экономически обоснованный и тариф, по которому платят потребители. Тариф, по которому платят граждане, у нас ограничивается федеральными законами, в рамках постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», предельный индекс доводится до каждого субъекта. Думаю, что он будет у нас в декабре. От этого зависит определение максимального размера роста.

К примеру, на 2019 год предельный рост был определён в 2,8 процента. С допустимым отклонением ещё в 2,8, то есть по максимуму сумма оплаты услуг ЖКХ могла вырасти на 5,6 %. Что и было реализовано в Черногорске после того, как Совет депутатов города согласовал рост тарифа за теплоснабжение потребителям ХакТЭК.

Хочу подчеркнуть, ограничение роста касается не конкретного вида ресурсов, а общей суммы платежного документа – совокупного платежа. В расчётках у каждого есть графы за оплату горячей и  холодной воды, стоков, лифтов, управляющей компании и т.д. Считается именно по общей сумме. При этом внутри самого документа отдельный вид платежа может превышать 5,6 %, главное, чтобы общая сумма не была выше.

В отдельных случаях, если площадь квартиры большая, то рост может превышать 5,6 % от совокупного платежа. Доля платы за отопление может перевешивать другие расходы на ЖКХ. Но в этом случае потребитель имеет полное право обратиться на «горячую линию СГК», и если превышение подтвердится, то СГК должна будет сделать перерасчёт.

Правда, нужно учитывать – многие граждане могут подумать, что у них есть превышение, а по факту всего-то произошло изменение объёмов потреблённого ресурса. Такие случаи бывают часто. Скажем, в августе потребитель израсходовал 3 куба горячей воды, а в сентябре 5 кубов. Конечно, сумма в расчётке будет выше. Поэтому совет: прежде чем обращаться за перерасчётом, убедитесь, что большая сумма сложилась не из-за повышенного расхода воды.

Подчеркну, всё находится на контроле и у нас, и в правительстве РХ, чтобы не допустить нарушения прав потребителей.

Что касается экономически обоснованного тарифа, то он ограничивается профильным законодательством. И там уже регламентировано, что включается в затратную часть, что планируется сделать и насколько это необходимо.

- СГК стала единой теплоснабжающей организацией, но, тем не менее, договор действует до мая 2020 года. Гипотетически возможна ситуация – а вдруг компания уйдет из города. Что тогда? Тарифы вернут к старому уровню или они останутся прежними?

-  Ни о каком изменении речи быть не может. Мы индивидуально устанавливаем тарифы для каждой ресурсоснабжающей организации. К тому же СГК, получив статус единой теплоснабжающей организации, теперь не имеет права просто взять и уйти. Максимум, только передав все полномочия другому поставщику ресурсов, когда он получит статус ЕТО.

- Информация, которую мы получали минувшим летом, на самом деле была противоречивой. И не всегда в этом были виноваты журналисты или чрезмерно впечатлительные, но не особо образованные граждане. Мы можем вспомнить, как большие цифры предполагаемого роста тарифов озвучивались республиканскими властями.

- Подозреваю, что это связано с малой информированностью и нежеланием знать реальные данные. Да, не раз говорилось о том, что для модернизации теплосистемы в Черногорске необходимы большие вложения, и озвучивались цифры, которые брали по примеру Рубцовска. Там реально тариф стал значительно выше. И на тот момент, когда был озвучен рост в 25 %, потом в 10-15 %, такие мнения были. Но для того и нужен орган регулирования, чтобы быть медиатором, который учитывает интересы всех заинтересованных лиц.

Благодаря нашему методу сглаживания удалось не допустить большого роста.

- В перспективе проект СГК предполагает подключение города к Абаканской ТЭЦ. Тогда тариф для Абакана и Черногорска будет единым?

- Нет. Ведь хотя источник теплоснабжения будет один, трубопроводы разные. Так что, если это не одна зона альтернативной котельной, унификации тарифов не будет. (Альтернативная котельная  - неофициальное название нового метода расчета тарифов на тепло, который предлагается использовать в российских городах. Это способ определения величины тарифа и модель отношений между участниками рынка тепла. Речь о строительстве реальной котельной  не идёт. Альткотельная задаёт максимальную планку тарифа, выше которой он быть не может, но вполне может быть ниже. В целом, это тема для отдельного разговора, так как в нескольких словах невозможно раскрыть смысл понятия и механизм реализации, - прим. ред.)

Только в том случае, если Абакан и Черногорск войдут в проект расчёта тарифов по методу альткотельной, они будут усреднены. В этом случае фактическое назначение тарифов – результат соглашения между муниципальным образованием и теплоснабжающей организацией.

- Как будут проходить начисления за тепло? Кому отсылать платёжки?

- Все расчёты перешли к СГК. Она единая теплоснабжающая организация, следовательно – и начисления делает, и платежи собирает. Насколько мне известно, СГК открывает горячую линию, создает абонентский отдел. Если будут вопросы, граждане всегда могут обратиться на горячую линию Госжилинспекции, да и к нам тоже, если вопросы не будут решаться.

  Валентина КОРЗУНОВА,  фото автора. "ЧР" №76 от 26 сентября 2019 г.

Новости по теме: