Немецкий, китайский, французский?

Дата публикации: 10.09.2019 - 10:45
Автор:
Просмотров - 926

О втором иностранном языке и других переменах в школе

Каждый год родители с тревогой ждут школьных новостей. Волнуют не только оценки в дневнике и поведение родного чада, но и придумки чиновников от образования, которые без конца совершенствуют систему обучения: то новые предметы вводят, то ЕГЭ модернизируют, то меняют учебники.

А тут еще нацпроект «Образование» у всех на устах. Как изменится школа в ближайшее время, мы спросили руководителя ГУО Черногорска Евгению Геннадьевну Чернышеву.   

  - На недавней конференции учителей в преддверии нового учебного года вы вкратце рассказали о нацпроекте «Образование». Учителя, конечно, в курсе, что он собой представляет. Давайте разъясним родителям, чего бояться и ждать.

- Бояться  ничего не нужно. Нацпроект «Образование» ставит перед собой всего две цели: возвращение России в десятку лучших мировых систем по общему образованию и воспитание человека на основе тех ценностей и традиций, которые есть в нашей стране. Работать предстоит по четырем направлениям: обновление содержания образования, укрепление материально-технической базы, развитие педагогических кадров, формирование эффективной системы управления. Идет обсуждение новых образовательных стандартов, они будут приняты в начале 2020 года.

 - Что собой представляют государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования?

 - Раньше образовательная программа одной школы порой кардинально отличалась от программы, принятой в соседней. Теперь же  конкретизируются требования к предметным результатам по каждому учебному предмету. При этом обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ, а также учёта интересов и возможностей школы и её учеников.

Педагогам будет дано больше свободы для подготовки новых качественных уроков. У учителя останется всего четыре документа: рабочая  программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный дневник и электронный журнал.

 Если говорить, как новые стандарты отразятся на детях, то они разработаны с учётом возрастных и психологических особенностей школьников и необходимости предотвращения их перегрузки. Уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

На усмотрение школ остаётся также решение о пятидневной или шестидневной рабочей неделе. Ученики начальных классов должны иметь два выходных дня. Старшеклассники, в случае необходимости, могут заниматься и в субботу.

- Как будет укрепляться материально-техническая база школ?

 - Оборудование – учебное, лабораторное, компьютерное – должно появиться во всех школах без исключения до 2024 года. На оснащение школ будут направлены очень большие средства, оно начнется с сельских школ, в следующем году очередь дойдет до городских. Высокоскоростной интернет должен стать не экзотикой, а обыденностью для школьных кабинетов.

Самое современное оборудование поступит в детский технопарк «Кванториум», он откроется в следующем году на базе механико-технологического техникума.

- Игра в шахматы уже вошла в расписание школьников разных регионов. На общероссийском родительском собрании прозвучало, что сейчас такие уроки есть в 18 тысячах российских школ, при этом в 6% учебных заведений они проходят в первой половине дня и включены в обязательную учебную программу, в остальных – во внеурочное время. Стали ли шахматы обязательными для черногорских ребят? Где брать педагогов?

- В 2018-2019 учебном году знакомились с основами игры в шахматы ученики семи школ (№№ 1,6,7,9,19,20, гимназии). И если в шести школах правила игры изучались в рамках внеурочной деятельности, то в школе №19 теоретические и практические навыки игре преподавались как учебный предмет «Шахматы». Эта школа еще в 2016 году  получила официальное предложение от Фонда поддержки внедрения шахматного всеобщего начального обучения «Шахматы в школе»  Москвы.  В рамках договора о сотрудничестве СУЭК и этого Фонда школа стала участником проекта «Шахматы в школе» с 2017-2018 учебного года и получила методические пособия для 1-4 года обучения и инвентарь для игры в шахматы: комплекты шахматных фигур с досками, демонстрационные доски, электронные шахматные часы.

В мае 2019 года в рамках сетевого взаимодействия был дан старт проекту «Шахматное королевство», его участниками в начавшемся учебном году станут ребята 19-й школы и воспитанники детсадов «Росинка», «Радуга», «Светлячок».

 -  Теперь каждой школе дается право вводить второй иностранный язык, при наличии педагогов и инфраструктуры. В каких школах Черногорска помимо английского есть уроки второго иностранного?

 - Всем школьникам предоставлена  возможность изучать основы хакасского языка. Этим правом в рамках внеурочной деятельности воспользовались 593 ребенка, из них детей хакасской национальности – 58 человек. Как учебный предмет хакасский язык изучает с 1 класса 21 третьеклассник школы № 20.

В действующем Федеральном  государственном образовательном  стандарте основного общего образования (5-9 классы) в перечень  обязательных для изучения учебных предметов входит второй иностранный язык. В 2019/2020 учебном году изучение второго языка ведётся во всех школах. Обучающиеся изучают в качестве второго: английский, немецкий, французский, китайский языки.

Английский язык, в качестве второго иностранного языка, изучают  55 ребят в трех школах (№№ 1, 4, 16), первый иностранный у них  немецкий, и наоборот, если первый иностранный язык для изучения  - английский, второй -  немецкий язык. Вторым иностранным языком его изучают 1716 человек в десяти  школах.

Французский язык, как второй иностранный, изучат в 6-й и 13-й школах,  гимназии, лицее.

В школе № 19 второй  иностранный  -  китайский, его изучают 115 учеников. Уроки ведёт студентка третьего курса  института филологии и межкультурной коммуникации ХГУ Юлия Евгеньевна Буланцева.

- Недавно прокуратура провела проверку после жалобы родителей учеников 15-й школы  о том, что их заставляют покупать рабочие тетради. Сейчас это общепринято, практически все  школы используют их, при этом тетради действительно покупают родители, а стоят они около 2 тысяч рублей.

 Помощник прокурора города Юлия Иванова объясняет, что Госстандартом ГОСТ 7.60-2003 рабочая тетрадь определена как учебное пособие, которое должно предоставляться учащимся бесплатно за счет средств регионального бюджета, поэтому было вынесено решение в пользу многодетной мамы, которая высказалась против поборов, ей вернули потраченные на тетради деньги. В адрес директора 15-й школы прокуратурой внесено представление, по результатам его рассмотрения меры дисциплинарного воздействия применены в отношении двух  должностных лиц школы. Директорам других школ прокуратура направила обращение с напоминанием о недопустимости нарушений закона.

Каково ваше мнение на этот счет? Столь ли необходимы рабочие тетради, спрашивают родители, ведь мы писали в обычных тетрадках и хорошо освоили школьную грамоту? Мнение других – необходимо использовать все достижения современной науки, даже если за это придется заплатить.

 - Согласно 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется из расчёта не менее одного учебника в печатной или электронной форме для обучающегося. Ежегодно каждому ребенку школой в безвозмездное пользование на время получения образования предоставлены учебники в полном объёме. Закон устанавливает, что школа самостоятельно определяет и утверждает список учебников и учебных пособий из Федерального перечня учебников, необходимых для изучения предметов, утверждает его приказом.

Рабочие тетради в указанные распорядительные документы не включены,  использование их в учебном  процессе  общеобразовательными организациями не предусмотрено.

Вопрос о рабочих тетрадях возникает ежегодно. Учителя школ города используют различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения образовательной программы и без использования рабочих тетрадей. Следовательно, наличие у учеников таких тетрадей не выдвигается в качестве обязательного требования.

 - В Черногорске все дети от 1,5 до 7 лет обеспечены дошкольным образованием. Но многие мамы малышей до трех лет находятся в трудном положении, когда пособие уже не платят (после полутора лет), а на работу выйти невозможно, потому что в саду нет ясельных групп. 

 - Этот вопрос действительно остается актуальным. В течение года будет продолжена работа по  эффективному использованию каждого имеющегося дошкольного места с целью большего охвата детей младенческого возраста. В детском саду «Чайка»  функционируют группы для малышей с 10 месяцев, благодаря открытию филиала детского сада «Умка». Там же с прошлого года существует клуб раннего развития «Малыш и мама». Проект был разработан старшим воспитателем Юлией Мельниковой во время обучения в Сибирской школе социального предпринимательства СУЭК. В клуб принимают малышей с 4-х  месяцев, и это не просто присмотр – обязательны развивающие занятия.

Уже четыре года работает филиал детсада «Калинка» для детей от 9 месяцев до 2 лет.  «Малышок» был открыт благодаря активному участию воспитателей  «Калинки» в проектах «Доступное дошкольное образование», так же разработанных в рамках социальной программы развития территорий Фонда «СУЭК – РЕГИОНАМ» и Фонда «Новая Евразия», при совместном участии Министерства образования Хакасии и ГУО.

В следующем году в нашем городе начнется строительство еще одного детского сада, который будет открыт в 2021 году. Мы обеспечим самых маленьких детей от 2 месяцев до трех лет дошкольным образованием.

 - О достижениях наших учителей и школьников управление образованием подготовило целый фильм. Давайте обозначим наиболее яркие.

- В 2019 году коллектив Центра творчества и досуга стал победителем  в номинации  «400 лучших учреждений дополнительного образования» во Всероссийском смотре- конкурсе образовательных организаций «Достижения образования». Кроме того,  Центр стал победителем конкурса всероссийской профессионально-общественной инициативы «Сохранение социального здоровья нации».

Детский сад «Ёлочка» признан победителем республиканского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». «Ягодка» стала победителем Всероссийского смотра-конкурса «Лучшие детские сады России 2019», а лицей вошел в число лучших школ по итогам аналогичного смотра общеобразовательных организаций. 

То есть в наших школах созданы условия для получения качественного образования. В четырех реализуются программы углубленного обучения на уровнях основного общего, среднего общего образования. Профильное обучение в 2019 году реализуется по 8 направлениям: химико-биологическое, социально-гуманитарное, физико-математическое,  социально-экономическое, технологическое, естественнонаучное, гуманитарное, оборонно-спортивное, универсальное.

 Конечно, это дает свой результат. Золотой медалью «За особые успехи в учении» поощрены 35 выпускников, медаль «Золотая Надежда Хакасии» вручена 17 ребятам. Трое продемонстрировали отличные знания по предмету во время ЕГЭ, заветные 100 баллов получили Паша Михайлов из лицея по математике профильного уровня; Вова Иноземцев из гимназии по русскому языку и Влада Сидунова (лицей) тоже по русскому языку.       

В региональном этапе всероссийской олимпиады принимали участие 140 школьников из Черногорска, всем вместе удалось занять третье место в рейтинге муниципальных образований с результатом  21 призовое место (18 призёров и 3 победителя, все трое ученики лицея). Следует отметить, что в 2019 году появились призеры регионального этапа по физике, технологии, математике, английскому языку. А сколько побед и призовых мест различных интеллектуальных и творческих конкурсов, сложно перечислить!

Впрочем, расслабляться нельзя, особенно в начале учебного года. Начинается интенсивная серьезная работа и у педагогов, и у школьников. Я уверена, что у нас всё получится.

Анастасия ХОМА,

 фото автора  

«ЧР» № 71 от 10 сентября 2019г.

Новости по теме: