Святыни петербургской земли

Дата публикации: 05.09.2019 - 12:41
Просмотров - 918

В начале июля педагоги и учащиеся детской воскресной школы по благословению настоятеля Богородице-Рождественского храма в Черногорске иеромонаха Палладия (Винникова) совершили паломническую поездку в Санкт-Петербург. В настоящем материале мы поделимся впечатлениями и расскажем о святых местах, которые удалось посетить.

С момента основания вплоть до 1918 года Петербург был официальной столицей Российской Империи. Сегодня этот город по праву считается культурной столицей России. Кроме известных на весь мир достопримечательностей и памятников архитектуры, здесь множество величайших православных святынь. Многие святые – святители и преподобные, мученики и блаженные – просияли на этой славной земле.

 

В обители благоверного князя

Духовным центром Санкт-Петербурга является Свято-Троицкая Александро-Невская лавра – мужской монастырь с более чем 300-летней историей. Примечательно, что в отличие, например, от Свято-Троицкой Сергиевой лавры, он был создан не монахами, искавшими уединения от суетного мира, а первым императором России, который пожелал увековечить память о героическом событии в истории. Место для будущей обители Петр I выбрал неслучайно. По одному из преданий, монастырь стал своего рода памятником легендарной Невской битве 1240 года, в результате которой новгородцы под предводительством князя Александра разбили шведов.

Таким образом, история обители напрямую связана с именем святого благоверного князя Александра Невского. Он является небесным покровителем не только лавры, но и всего города. Его мощи стали первой православной святыней, привезенной Петром I в Санкт-Петербург из Владимира в апреле 1723 года. Сегодня они покоятся в Троицком соборе лавры. Возле раки святого всегда множество верующих. Посещая обитель, паломники стремятся за благословением к благоверному князю. Он объединяет в одну большую духовную семью всех, кто к нему притекает.

Мы жили в 20 минутах езды от лавры и смогли побывать там несколько раз. Дважды удалось помолиться за Божественной Литургией в Троицком соборе и храме в честь святого князя Феодора Новгородского, причаститься Святых Христовых Таин. Украшением службы в монастыре является, конечно же, братский хор. Наш слух привык к смешанному хору, где преобладают женские голоса, и было очень необычно и интересно услышать известные песнопения в исполнении насельников обители.

Никого не оставили равнодушным архитектура и внутреннее убранство Троицкого собора. Строгость форм, благолепие живописных образов. Собор выполнен в стиле раннего классицизма и по внешнему виду представляет собой латинский крест, состоящий из одного огромного купола и двух высоких башен. Западная стилистика чувствуется во всем. И это неудивительно. Большинство зданий, в том числе и храмов, в Санкт-Петербурге построеных иностранными архитекторами, начиная от Зимнего дворца и заканчивая Исаакиевским собором. Возможно, кому-то такая архитектура покажется непривычной, в особенности приверженцам русского стиля, но она как нельзя лучше вписывается в общий стиль северной столицы. Петербург изначально его основателем был задуман как европейский город.

Однако данный факт нисколько не умаляет красоты, великолепия и богодухновенности петербургских храмов и монастырей. В первую очередь, это касается Александро-Невской лавры. На богослужениях в любимом всеми Троицком соборе всегда множество молящихся. Немало там бывает и туристов из разных стран – все стремятся увидеть эту красоту. Тем более что лето – самое популярное время для поездок в северную столицу. По словам самих питерцев, в городе сегодня гораздо больше гостей, чем жителей. Последние предпочитают проводить отпуск либо на загородных дачах, либо в теплых странах, ведь, как известно, климат города на Неве не самый благоприятный даже в летний период.

На территории Александро-Невской лавры расположены несколько кладбищ, где под началом Государственного музея городской скульптуры сохраняются могилы выдающихся деятелей отечественной культуры. По совету одной из паломниц мы побывали в некрополе мастеров искусств XIX века, поклонились праху Ф.М. Достоевского, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, Н.М. Карамзина, И.И. Шишкина и других известных людей. Там же покоится знакомый всем причастным к церковному пению духовный композитор А.А. Архангельский. Во время богослужений в Богородице-Рождественском храме часто исполняются его замечательные произведения.

 

Святые града

на Неве

Каждый православный человек, приезжающий в Санкт-Петербург, обязательно стремится посетить могилку святой блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, которое расположено на Васильевском острове. Любимая всеми святая, прославившаяся подвигом юродства во Христе, покоится в часовне. В ней непрестанно совершается молебен, горят свечи, а бесчисленные вереницы людей, стоящих в очереди, чтобы поклониться блаженной Ксении, непрерывно читают и поют акафист. К святой угоднице обращаются с разными нуждами, пишут даже записки с личными просьбами, и для каждого у нее находятся помощь и утешение. Многие молятся на коленях, со слезами. Очень благодатное место. Мы стояли в очереди не более 20 минут, как только закончили чтение акафиста, тут же вошли в часовню.

Беспрепятственно удалось приложиться и к мощам Кронштадтского пастыря. Святой праведный Иоанн Кронштадтский покоится в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на набережной реки Карповки в Петербурге. В тот день в обители было немноголюдно. У гробницы батюшки Иоанна в храме-усыпальнице всех присутствовавших помазали освященным елеем, паломники приложились к его мощам, помолились. В этой же усыпальнице находится гробница первой настоятельницы монастыря схиигуменьи Ангелины (Сергеевой).

Иоанновский монастырь был основан в 1900 году самим Иоанном Кронштадтским. Он назван в честь преподобного Иоанна Рыльского, его небесного покровителя. Обитель стала местом трудов и упокоения пастыря. Он был ее строителем и духовником. Созданное отцом Иоанном детище просуществовало недолго, в 1923 году монастырь был закрыт. Воссоздание обители началось только в конце 1980-х годов.

Святой Иоанн Кронштадтский известен не только своей праведной жизнью и ревностью по Богу. Батюшка имел любящее сердце, и его любовь изливалась на многих, от нищих на паперти до императорской семьи. Он был неравнодушен к тому, что происходило в России после революции 1905 года, и с величайшей болью в сердце отзывался на печальные события, видя, как революционные идеи расшатывают духовные основы государства, посягают на единство Церкви. Несмотря на то, что отец Иоанн скончался в 1908 году, он предвидел грядущие страшные гонения на Церковь. Об этом свидетельствуют его дневники, личная переписка. К примеру, епископу Гермогену Тобольскому Кронштадтский пастырь предсказал мученическую кончину.

Дары предвидения и чудотворения сделали батюшку Иоанна известным на всю Россию еще при жизни. Бесчисленные толпы богомольцев ежедневно ждали его у церковных ворот с просьбой благословения, исцеления от тяжких недугов, утешения в скорби. Он щедро творил милостыню, раздавая нуждающимся все свои средства.

Рядом с усыпальницей отца Иоанна расположен музей, который мы с радостью посетили. Среди экспонатов фотографии, письма и личные вещи батюшки. Особенно интересно было увидеть облачения отца Иоанна, монашескую одежду схиигуменьи Ангелины. Также мы приложились к чудотворной иконе Покрова Божией Матери в храме в честь Двенадцати апостолов, которая обновилась в этой обители.

Там оживает прошлое

В тот же день наша группа посетила Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга. Это выдающийся памятник архитектуры и изобразительного искусства. Он построен в 1811 году архитектором А.Н. Воронихиным в честь Казанской иконы Божией Матери. Список с чудотворного образа, явившегося в городе Казани, является главной святыней собора. Ежедневно к ней выстраивается многочисленная очередь паломников, желающих приложиться к лику Пречистой.

Казанский собор стал первым храмом в России, построенным русским архитектором в чисто европейском стиле. По виду он напоминает величественные храмы Римской империи. Этот стиль в искусстве называется ампир. В архитектуре собора гармонично сочетаются базиликальный и крестово-купольный храмы. По желанию императора Павла I, прототипом Казанского собора явился собор святого апостола Петра в Риме. В первую очередь, об этом свидетельствует потрясающая взгляд колоннада со стороны Невского проспекта. Внутреннее убранство собора имеет явные черты русского классицизма. Кроме Казанской иконы, здесь множество других святынь, поражающих своим благолепием. Настоящее украшение собора - скульптура и живопись талантливых русских мастеров.

Примечательно, что Казанский кафедральный собор является памятником воинской славы. Его история тесно связана с Отечественной войной 1812 года. В соборе похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов, а также находятся французские боевые знамена и штандарты, ключи от французских крепостей, взятых русской армией.

Во время путешествия по Петербургу нам пришлось много передвигаться пешком, а также на различных видах транспорта - от метро до трамваев. Хотелось посетить как можно больше храмов и монастырей, а заодно полюбоваться красотой культурной столицы и узнать что-то новое из ее прошлого. В этом нам помогла обзорная экскурсия по городу на автобусе.

Разводные мосты, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Сенатская площадь с легендарным Медным всадником, Марсово поле, крейсер «Аврора», теплицы Потемкина… Стоит ли говорить о красоте и величии Дворцовой площади, Зимнего дворца! Сильнее всего увиденное поразило детей, ведь одно дело читать об этом в учебниках истории и совсем другое – посмотреть собственными глазами.

Кроме основных исторически значимых мест, в ходе экскурсии нам показали Спасо-Преображенский собор, строительство которого было начато в 1745 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны.

Так государыня увековечила память Преображенского полка, с помощью которого она совершила дворцовый переворот и взошла на российский престол. Как известно, этот полк влился в русскую армию из «потешного полка», созданного Петром Великим.

Построенный по проекту архитектора Василия Стасова в стиле ампир собор стал памятником не только церковной архитектуры, но и военных побед, а именно победы в русско-турецкой войне 1828-29 годов. Его отличает необычная ограда, созданная из турецких трофейных орудий. Множество трофеев хранилось и внутри собора – в советское время они были вывезены, а после возвращения переданы в Государственный Эрмитаж. Любопытно, что богослужебная жизнь в соборе при советской власти не прекращалась. Главная святыня собора – икона Спаса Нерукотворного, семейная реликвия императора Петра I. Перед ней он молился. В момент кончины императора образ Спасителя висел у него в изголовье.

Еще одним храмом, над которым трудился архитектор Стасов, является Воскресенский Смольный собор. Проект собора в стиле елизаветинского барокко был полностью задумкой зодчего Растрелли, однако он не успел завершить свое творение. При императрице Марии Федоровне, супруге царя Николая I, храм получил статус собора всех учебных заведений. Долгое время в корпусах, расположенных на его территории, размещалось Воспитательное общество благородных девиц. В начале 1920-х годов собор был закрыт, литургическая жизнь началась в нем только в 2010 году.

Храм на крови императора

Поистине уникальная святыня Санкт-Петербурга – прославившийся на весь мир храм-памятник «Спас на крови», входящий в музейный комплекс Исаакиевского собора. Собор Воскресения Христова был построен по приказу императора Александра III на месте гибели его отца, царя Александра II, прозванного в народе Освободителем. Как известно, император скончался 13 марта 1881 года от ранений, вызванных взрывом бомбы, брошенной в него террористом. Последнее покушение на государя было совершено на набережной Екатерининского канала, именуемого сегодня каналом Грибоедова. Возведенный храм стал своеобразным памятником на крови русского императора, отсюда и родилось его народное название «Спас на крови».

В связи с тем, что Александр III слыл большим поклонником русской старины, задуманный им собор был выполнен в соответствующем стиле. Внешне он очень похож на Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Храм Василия Блаженного) в Москве. Из общей европейской стилистики Петербурга новый собор заметно выделялся. Это было действительно новое слово в архитектуре того времени. Да и сегодня при виде его разноцветных куполов невольно замирает сердце. Чувствуется в этом храме русский дух, о котором писал  когда-то А.С. Пушкин.

В оформлении сооружения использованы разные отделочные материалы, среди которых кирпич, мрамор, гранит, эмаль, мозаика. Особенно много мозаики во внутреннем убранстве храма. Данная мозаичная коллекция является одной из крупнейших в мире, а в России это единственный храм, полностью украшенный мозаикой. Мозаичные композиции были созданы в мастерской русского художника Владимира Фролова. Полотна из разноцветного стекла (иконы и библейские сюжеты, которых насчитывается более 600) выполнялись в течение 12 лет по эскизам 30 художников. Очень кропотливый и тяжелый труд, буквально ювелирная работа. Дополняют благолепие иконостасы и царские врата, украшенные драгоценными металлами и камнями. Вряд ли можно найти слова, способные описать эту красоту.

«Спас на крови» в любое время года полон туристов, т.к. храм с конца 1970-х годов является государственным музеем-памятником. Благодаря этому собор и выжил, испытав разруху в период советской власти и несколько подтоплений. С того времени и по сей день в нем проводится реставрация. Только с 2004 года в храме Воскресения Христова стали совершаться богослужения, в 2014 году был создан приход.

Не многие знают о том, что в Петербурге есть Скорбященский храм, где находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радосте» с грошиками. Это список с одноименного образа, который привезла из Москвы сестра Петра I княгиня Наталья Алексеевна. Икона прославилась благодаря чуду, произошедшему в 1888 году. Во время грозы в часовню, где она находилась, ударила молния, однако икона осталась неповрежденной. Правда, к ее поверхности прилипло несколько медных монет из разбитой вдребезги кружки для пожертвований.

На территории Скорбященского храма расположена могилка Матроны Босоножки, благочестивой старицы, пока не прославленной в лике святых, но почитаемой в народе как блаженная. Подобно Ксении Петербургской она известна подвигом юродства.

 

К месту явления Святой Троицы

Отправляясь в путешествие, мы очень хотели посетить Александро-Свирский мужской монастырь на реке Свирь, который находится в 260 километрах от Санкт-Петербурга вблизи районного центра Лодейное Поле. С Божией помощью нам удалось побывать в этом святом, благодатном месте, где основателю обители преподобному Александру Свирскому явилась Святая Троица. Он стал вторым человеком на земле, удостоившимся такого явления. Первым был ветхозаветный Авраам. Являлась святому Александру, по праву названному всея России чудотворцем, и Пресвятая Богородица. Считается, что подобные события очень символичны и неслучайно произошли именно на русской земле. На Западе в это время начиналась эпоха кровавых религиозных войн. Господь вместе со Своей Пречистой Матерью словно указали место, где должна процвести истинная православная вера. И она процвела.

Монастырь Александра Свирского, имеющий 500-летнюю историю, на протяжении нескольких веков называли «северной лаврой» по примеру Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Данной обители подчинялись около 30 близлежащих монастырей. Преподобный Александр их духовно окормлял. У него, как и у преподобного Сергия Радонежского, было немало учеников и последователей. Святой, прославившийся многими чудесами, и после смерти не оставил своих возлюбленных чад. По его молитвам до сих пор совершаются великие дела веры и любви. Святые нетленные мощи преподобного Александра, исчезнувшие во времена гонений на Русскую Церковь со стороны безбожной советской власти, были вновь чудесным образом обретены и занимают теперь почетное место в обители. В летнее время они находятся в Троицком соборе, зимой раку переносят в Преображенский собор. Ежедневно в монастыре совершается Божественная Литургия, после которой у прихожан и паломников в течение полутора часов есть возможность приложиться к открытым мощам. Такое благословение получила и наша группа. Мы приехали к концу богослужения, послушали проповедь священника и смогли подойти к раке.

Самым древним строением в монастыре считает каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная преподобным в 1533 году. Большая часть храмов и братских корпусов выполнена в новгородском стиле. К сожалению, во многих из них до сих пор продолжается реставрация, т.к. обитель была передана Церкви лишь в 2009 году. До этого времени в ней размещалась психиатрическая клиника.

На обратном пути мы заехали во Введено-Оятский женский монастырь на реке Оять. Там покоятся родители преподобного Александра Свирского Стефан и Васса, в монашестве Сергий и Варвара. Они приняли постриг в этой обители, основанной, по предположениям церковных историков, на рубеже XIV-XV веков. Гробницы с честными останками преподобных находятся в каменной часовне, которая была специально построена после обретения их мощей. На протяжении всей своей истории монастырь закрывался только в советский период. В остальное время в нем процветала монашеская жизнь.

Поездка к преподобному Александру Свирскому и его святым родителям была полезной не только в духовном отношении. Экскурсия сопровождалась очень интересным и живым рассказом. Паломники узнали много нового из разных областей: истории России и Русской Православной Церкви, краеведения, культурологии.

Тихая Вырица

Еще одним святым местом, которое стараются посетить все православные, приезжающие в Петербург, стал поселок Вырица в Гатчинском районе Ленинградской области, где в часовне при храме Казанской иконы Божией Матери покоятся святые мощи преподобного Серафима Вырицкого, чудотворца. Там же похоронена его верная сподвижница и супруга схимонахиня Серафима.

Святой Серафим Вырицкий (в миру Василий Муравьев), нареченный в схиме в честь преподобного Серафима Саровского, известен своей аскетичной жизнью и благодатными дарами, среди которых дар чудотворения. За помощью и утешением к мощам великого старца стекаются из разных уголков нашей огромной страны.

Подвиг Серафима Вырицкого поражает до глубины души. До революции 1917 года он был успешным предпринимателем в Санкт-Петербурге, вел торговлю пушниной, с юных лет руководил большим коллективом. Он имел все, о чем можно мечтать человеку: славу и богатство, жену и ребенка, красоту, здоровье и таланты. Однако все это не мешало ему вести благочестивую жизнь, непрестанно молиться, щедро творить милостыню. После смерти младшей дочери вместе с супругой они приняли решение жить как брат и сестра, что стало началом их монашеского подвига.

После пострига, который был совершен над обоими супругами, преподобный Серафим нес священническое и старческое служение, духовно окормлял всех, кто приходил к нему в нелегкие годы гонений на Церковь. Последним местом трудов и упокоения супругов Муравьевых стала Вырица. Казанский храм в этом живописном поселке деревянный, построен в начале 1900-х годов без единого гвоздя. Святое и благодатное место. В часовне с гробницами преподобного Серафима и его супруги всегда горят лампадки и молятся те, кому в этом суетном мире так необходимы помощь и утешение в скорбях, исцеление в болезнях.

В этот же день мы побывали в Царском селе (сегодня это город Пушкин). С особым трепетом поклонились мощам священномученика Иоанна Царскосельского, которые находятся в восстановленном соборе великомученицы Екатерины. Протоиерей Иоанн Кочуров стал первым священнослужителем, пострадавшим от рук большевиков. Он расстрелян без суда и следствия в Царском селе 31 октября 1917 года.

Довелось нам посетить и дворцовую церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце, построенном по приказу государыни Елизаветы Петровны в память о своей матери императрице Екатерине I. Кроме самой церкви, где когда-то молились императорские особы, экскурсовод показала нам царские покои. Многие комнаты сохранились в первозданном виде. Было очень интересно и волнительно вживую прикоснуться  к истории.

Видели мы дворцовую церковь и в Государственном Эрмитаже. Конечно, сложно передать словами всю красоту интерьеров и экспонатов известного на весь мир музея. Галерея Романовых, творения Леонардо да Винчи, зал древностей... Все это действительно заслуживает внимания. Однако для православного человека нет ничего дороже святынь: храмов, монастырей, мощей Христовых угодников. Именно в этих местах благодатью Божией просветляется ум, очищается сердце, чувствуется настоящая духовная радость.

        Анастасия Руденко,

Фото автора

«ЧР» № 69 от 3 сентября 2019

 

Новости по теме: