Льготы-привидения: все о них говорят, но мало кто видел

Дата публикации: 29.08.2019 - 09:36
Просмотров - 715

Присказка

Жила-была в Черногорске баба Надя. И было ей 70 лет. Решила баба Надя однажды по льготе вставить зубы. Нашла удостоверение «Ветеран труда» и позвонила в собес разузнать, что да как. А голос соцзащиты ей и говорит: «Нужно документы собрать да на очередь встать». - «Хорошо, соберу, - говорит баба Надя. - А долго ли ждать?» Голос вздохнул сочувственно и молвил: «Сейчас в очереди около 1600 человек. В этом году идут те, кто  вставал на очередь в 2011-м. Получается, что восемь лет ждали …» Онемела от недоумения бабуля да телефон из рук выронила. «Доживу ли?» - пронеслось у нее в голове…

Суровая правда жизни

Вот такая присказка, а меж тем очередь в восемь лет на льготное зубное протезирование  - действительно реальность. Что же за льгота такая, которой можно не дождаться при жизни? Мы, кажется, уже отвыкли от очередей такого масштаба, ан нет, они еще присутствуют, доводя до абсурда идею помощи льготникам своим непонятным исполнением.

В чем же причина? Неужели так только у нас или по всей России льготники терпят аналогичное отношение к себе? Решив «поиграть в города», берусь за телефон. Первый город – Абакан. Отдел соцзащиты проинформировал, что очередь большая, ждать долго. Сейчас протезируются льготники по очереди 2010-го (!) года. Оказывается, положение в Абакане еще хуже, чем у нас. Но оно и понятно, население больше – количество льготников увеличивается пропорционально.

 Звоню дальше – Минусинск. Оказалось, соцзащита Минусинска этим вопросом напрямую не занимается. Ветеранов труда отправляют сразу в муниципальную стоматологию, где уже формируется очередь.

 На сайте Минусинской межрайонной больницы находим информацию о льготном зубном протезировании: «Сроки ожидания  очередности  сократились в 2018 году до 4 месяцев (в 2014 году продолжительность ожидания была 1 год 2 месяца)». Мне это привиделось или я на самом деле вижу эти цифры? 4 месяца? Вот это разница! А нам пока срок 1 год и 2 месяца даже не снился. А вот еще нюанс. Категория льготников «Ветеран Красноярского края» получает компенсацию расходов на зубное протезирование до 10 000 рублей по факту протезирования. И ведь это совсем рядом, в соседнем регионе, каких-то 40-50 км. Может это приятное исключение?

Звоню дальше. Выбор пал на Саранск (Республика Мордовия) и Пермь. Там отделы соцзащиты удивленно отвечали, что никакой очереди на бесплатное льготное протезирование у них нет. Давно уже перешли на монетизацию льгот. Льготник просто копит себе на протезирование. Копить, конечно, каждый может по-разному: и 4  месяца, и 8 лет, но и в таком варианте есть свои плюсы. Человек может выбрать поликлинику, врача и материал, из которого изготавливается зубной протез, чего нельзя сделать, если пользуешься готовой льготой.

Последним пунктом «игры в города» был город Верхняя Пышма (Свердловская обл.) с населением  70 000 человек. В общем, примерно как наш. Соцзащита в телефонном режиме отрапортовала – льготы на бесплатное протезирование предоставляются, но никаким сбором документов они тоже не занимаются. Вновь ветеран труда сам идет в муниципальную поликлинику, регистрируется на месте. Срок ожидания очереди – 1 месяц (!)

Трудно назвать случайную выборку городов исчерпывающим исследованием проблемы, но все же. В каком же измерении мы с вами живем? С чем связана большая очередь? Не претендуя на экспертное мнение, порассуждаем.

Версия 1. Может быть, у нас мощностей муниципальной стоматологии не хватает? Может быть. По информации на сайте в штате числятся всего два стоматолога-ортопеда. Но к оказанию услуг привлекается не только эта поликлиника. Услуги по льготному протезированию оказывают и частные стоматологические клиники. Вряд ли нехватка кадров растягивает очередь на такой долгий срок.

Версия 2. Несовершенное региональное законодательство.

Как показывает импровизированное исследование, ситуация может с разными вариациями регулироваться на региональном уровне. Где-то льготы монетизированы, где-то отдел соцзащиты исключен из цепочки предоставления услуги. В общем, по-разному. Врачи есть, деньги выделяются. Неверную схему выбрали наши власти? Но кто же мешает перенять более успешный опыт других регионов, если есть желание улучшить жизнь горожан? По всей видимости, у региональных властей либо желания нет, либо безропотная категория льготников-пенсионеров просто терпит, не зная, куда податься за защитой своих прав.

Версия 3. Недобросовестное расходование выделяемых средств.

Здесь без экспертной проверки трудно делать выводы. Но любой может ознакомиться с сухими цифрами статистики. На сайте Министерства соцзащиты РХ размещен отчет за 2015-2017 гг., согласно которому в Черногорске в 2015 г. были обеспечены льготным зубопротезированием 182 чел. (с фактическими расходами 547,3 тыс. руб.), в 2016 – 27 чел. (657,6 тыс. руб.), а в 2017 г.  – 148 чел. (2,482.0 тыс. руб. (!). В отчете можно найти цифры и по другим городам и районам Хакасии. Тенденция одна – сумма в целом увеличивается, а очередь почему-то не уменьшается: на 1 января 2016 г. в очереди стояли 1 715 чел., в 2017 г. – 1 768 чел., в 2018 г. – 1 716 чел.  Странно, не правда ли?

Поискав информацию на эту тему на просторах интернета, мне удалось выйти на данные проверки контрольно-счетной палаты РХ за 2016 г. Суть в следующем. Желающие оказать льготные услуги населению должны принять участие в тендере, чтобы в честной конкурентной борьбе определился наиболее подходящий поставщик услуг. Поставщик услуг (в нашем случае это какая-либо стоматологическая поликлиника N), предлагающий самую низкую цену за единицу труда в ходе торгов, выигрывает право на оказание услуг по льготному зубному протезированию.

 Добросовестный участник, если цена становится слишком низкой, прекращает участие в торгах и отказывается работать себе в убыток. Недобросовестный участник соглашается на любую цену своей единицы труда и компенсирует убыточные затраты завышением объема выполненных работ. В народе это явление известно как «приписки».

Льготнику при этом все равно, что ему сделали в реальности и что записали в качестве «оказанных услуг». Деньги уходят как в песок, очередь растет.

Здесь бы разобраться компетентным органам - почему так? Где же наши депутаты и чиновники всех рангов, призванные защищать права граждан? Почему никому из них в голову не придет разобраться в сложившейся ситуации, проанализировать региональные законы и нормативные акты, устранить помехи, наказать виновных, если такие имеются и, наконец, найти такой вариант, как в других регионах, чтобы сделать жизнь таких беззащитных людей как баба Надя человеческой?

Светлана КИРПИЧЁВА

 

От редакции

 

С «криком души» читательницы мы познакомили Евгения Молостова, председателя комитета по здравоохранению и социальной политике РХ, и вот что он ответил: «Для  изучения ситуации, связанной  с льготным  зубопротезированием  (в том числе изучения практики субъектов Российской Федерации) планируется создание  рабочей группы, в состав которой войдут представители Верховного Совета, Правительства Республики Хакасия и Хакасской республиканской  общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны,   труда,    Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

 Вопрос о возможности реформирования механизма предоставления льгот на зубопротезирование  будет  рассмотрен  с учетом выводов   и рекомендаций  вышеуказанной   рабочей группы».  

Что ж, будем следить за развитием темы.

«ЧР» № 68 от 29 августа 2019г.

Новости по теме: