Ярким звездочкам тянуться к «Альтаиру»

Дата публикации: 27.08.2019 - 09:39
Автор:
Просмотров - 612

Пухлое портфолио с десятками грамот и благодарственных писем, стройные ряды кубков и увешенные медалями полки, фотографии с церемонии награждения… Многие родители мечтают, чтобы ребенок был успешен еще с начальной школы. А  лучше – с детского сада. Да и вообще, победный крик издал из пеленок.

Если серьезно, то наградить эпитетом «одаренный» мамы и папы хотят из лучших побуждений, они уверены, что это позволит любимому чаду стать счастливым. Что ж, если не рассуждать об истинных истоках счастья, то каждый согласится, что талантливым детям нужно помогать, их развивать, вдохновлять, предоставлять возможности раскрываться дальше, чтобы через много лет поцелованный Богом в макушку малыш стал прекрасным музыкантом, толковым инженером, грамотным производственником.   

О том, как строится работа с одаренными детьми в Министерстве образования Хакасии, накануне учебного года мы спросили у Ольги Николаевны Евдокимовой, советника отдела по делам молодёжи, воспитания и дополнительного образования.

 - Как система образования решает, одаренный ребенок или нет?

 - В нашей республике одаренных школьников выявляют с помощью интеллектуальных и творческих состязаний, предметных олимпиад, высоких учебных достижений. Надо сказать, наши ребята показывают хорошие результаты даже на самом высоком уровне: есть победитель во всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь» и всероссийских соревнованиях по авиамоделированию, призер на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников. Наши ребята - победители и призеры во всероссийской конференции исследовательских работ им. В.И. Вернадского, среди них и черногорцы.

Конечно, с ребятами, демонстрирующими такие прекрасные результаты, работают прежде всего в школах и учреждениях дополнительного образования. В Абакане и Аскизском районе уже существуют муниципальные центры выявления и развития одаренных детей. В Черногорске пока нет, но на базе 20-й школы открыта региональная инновационная площадка «Создание модели проявления и развития спортивной одаренности детей на всех этапах обучения в общеобразовательной школе».

 - Как школьники, успешные в учебе, спорте и творчестве, могут развиваться?

 - Самые яркие звездочки подтягиваются в «Альтаир». Этот республиканский центр был создан в 2016 году, чтобы развивать и поддержать ребят с хорошим научным, творческим, спортивным потенциалом. Сюда попадают ученики 6-10 классов со всей республики, прошедшие единый конкурсный отбор. За два последних учебных года было проведено 12 профильных смен (смена длится 2-3 недели), выпускниками стали 311 школьников, они учились по семи направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, инженерно-изобретательское, литературно-творческое, художественное, спортивное, социально-гуманитарное.

 - Недавно просматривала новостную ленту «Альтаира» в социальных сетях и убедилась, что занятия строятся не по обычному принципу школьного урока, чаще всего это интерактив, живой диалог, игра. К примеру, на уроке английского с Ксенией Николаевой, учителем Национальной гимназии, повторяя лексику по теме «Еда», ребята готовили салаты, пошагово комментируя свои действия на иностранном языке. Юные биологи работают с микроскопом или отправляются в парки, чтобы понаблюдать за растениями в их естественной среде. Для школьников организуют интересные встречи, любопытное общение с людьми разных сфер. Сегодня ты можешь оказаться на спектакле театра монолога «Белый рояль», а завтра - принять участие в тренинге консультанта по мотивации и лидерству.

 - Действительно, многим учеба в «Альтаире» приносит удовольствие. Для работы со способными школьниками привлекают лучших педагогов, которые ищут нестандартный подход. Большинство это преподаватели вузов, пять из них – доктора наук, 50 – кандидаты наук. Сотрудничество ведется с ХГУ, ХТИ, Новосибирским национальным исследовательским госуниверситетом. Направление «Искусство» - на преподавателях института искусств ХГУ, ДМШ № 1 имени Кенеля и др. Многие альтаировцы в итоге рождают проекты, исследования, готовятся сказать новое слово в науке, которое одобряют на региональных, федеральных и международных олимпиадах, конкурсах, программах.

Следующим шагом в развитии системы работы с одаренными детьми станет преобразование центра в бюджетное учреждение дополнительного образования.

 - Два года назад в Хакасии появился республиканский детский технопарк «Кванториум-Хакасия», это федеральный проект, цель которого создать площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей.

 - Кванториум не похож на обычные школы, обучение ведется на основе проектной, командной деятельности. Даже названия программ многих сначала ставят в тупик, впрочем, как бы ни называлось направление, главное, чтобы оно было актуально не только сегодня, но и в ближайшие десятилетия. Геоквантум, например, - это работа с дистанционным зондированием Земли, обучение картографии и проектированию виртуальных карт местности. В аэроквантуме ребят научат уверенно управлять квадракоптерами и создавать свои дроны, в робоквантуме – конструировать роботов, осваивать передовые технологии в области электроники, мехатроники и программирования. IT-квантум – это углубленное изучение программирования, сетевых технологий, освоение высокоуровневых языков программирования. В общем, технопарк готовит ребят к будущему, где им придется жить бок о бок с роботами, а создавать и со временем усовершенствовать их станет для пока еще школьников работой.

 - Будет нелишним сказать и о финансовой поддержке способных ребят. Ежегодно талантливые школьники и молодежь получают премии главы республики, существует также стипендия для самых успешных спортсменов и молодых ученых.

 - Еще один бонус – возможность принять участие во всероссийских слетах, молодежных форумах, сменах в «Артеке», «Орленке», «Океане» и «Дельфийских играх», федеральном центре «Сириус» в Сочи. В пределах республики или неподалеку в загородных лагерях летом организуются смены для одаренных детей: так, в прошлом году для 785 ребят организовали девять таких смен – «Технотворчество», «Вместе в будущее с Российским движением школьников», «Золотой запас республики» и др.

 Конечно, проводя каникулы в таких лагерях, никто не бездельничает и не скучает, наоборот, это время новых знаний, знакомств, увлечений, это возможность показать себя и сделать очередной  шаг в поиске своего места под солнцем.  

 - К слову, о будущем. Определиться с профессией школьникам, насколько я знаю, помогают еще с младших классов. Как сейчас проходит предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация школьников? В плане основных мероприятий, проводимых в Хакасии в рамках Десятилетия детства, значится, что к 2020 году будет охвачено не менее 30–35 % детей в возрасте 12–18 лет профильным образованием с использованием научно-технической и технологической базы компаний и организаций вне школ.

 - Помимо уроков по профориентации и посещения центра занятости, ребятам устраивают экскурсии на предприятия, и это, наверное, самая эффективная помощь в профессиональной идентификации. Приехал школьник на завод и сразу почувствовал, тянет к станку или отталкивает от него.  Что для одного захватывающее дух, увлекательное приключение (им может оказаться и управление огромным 220-тонным БелАЗом), то для другого - скучный и тяжелый труд.

Кому-то понравятся чистота и тишина архивов, и он станет архивариусом или делопроизводителем, другой при одном взгляде на бесконечные полки с бумагами разразится аллергическим чихом.

В общем, знакомство с предприятием и его специалистами – дело крайне важное. В Министерстве образования разрабатывают маршруты школьников на пищевое производство, сельхозфермы, в пожарные части, на почту, в «Хакасэнерго», угледобывающие предприятия, сервисные заводы, даже в театры и музеи.

 Школьники Черногорска (преимущество у ребят Девятого поселка) часто бывают на разрезе «Черногорский» и вдохновляются масштабами и современной техникой, которая вполне может стать их рабочим местом через несколько лет после получения специального образования.

 - Центр занятости заинтересован в ранней профориентации детей?

 - Да, и поэтому ведется большая работа: Дни открытых дверей, родительские собрания, разные мероприятия для молодежи, где ребята могут пройти профессиональные пробы, сыграть в профориентационные игры, принять участие в квестах. Особое внимание уделяется детям-сиротам, им сложнее определиться в жизни, перед глазами нет примера.

Более трех тысяч детей 8-11 классов прошли он-лайн тестирование во время ежегодной акции «Всероссийская профдиагностика» (в рамках всероссийской программы «Zасобой»). Ребята оценили свои интересы, способности, определили профессиональные склонности, познакомились с будущими перспективными профессиями (задействовали более трех тысяч детей).

Во время марафона «Карьерная траектория» молодым людям помогали разработать стратегию поведения на рынке труда, сопоставить свои возможности и требования работодателя, распланировать карьерные достижения.

 - Принимали наши школьники участие во всероссийской акции «Неделя без турникетов»? И правда ли была возможность преодолеть КПП предприятий и лично  пообщаться с сотрудниками?

- Да, ребята смогли побывать на предприятиях, куда обычно закрыт доступ посторонним лицам: на Абаканской ТЭЦ, угольных разрезах, Саянском алюминиевом заводе, в полиции, аэропорту, пекарне-кондитерской «Малинники» и др. Кроме экскурсий, в школах проводили классные часы с просмотром фильмов по теме и  приглашением представителей разных профессий, конкурсы лэпбуков.

Проводится множество разных конкурсов, благодаря участию в которых дети нащупывают свою будущую деятельность как специалиста. К примеру, в ХГУ есть конкурс для начинающих дизайнеров «Юные таланты в дизайне». В декабре прошлого года группа школьников из Хакасии побывала на форуме профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ», там формируется резерв новых кадров в масштабах государства.

 - То есть заявить о себе возможно на самом высоком уровне. Ну а если не получается выехать за пределы  родного поселка? Как можно помочь определиться с выбором пути сельским ребятам?

- В сельских школах этому тоже уделяют внимание. К примеру, в Ширинской школе № 18 разработана система профориентационной работы по аграрному и туристическим направлениям. С 7 класса часть школьников углубленно изучает биологию, созданы профгруппы трактористов, поваров, экскурсоводов. Социальное партнерство у школы налажено с Аграрным техникумом, заповедником «Хакасский», фермерским хозяйством «Целинное», Ширинским районным краеведческим музеем и с другими.

Так что все могут искать свое предназначение еще со школьной скамьи, есть время попробовать себя в разной роли, это лучше, чем осознать свою ошибку в выбранном пути после получения диплома о высшем или средне специальном образовании.  

      Беседовала

 Анастасия ХОМА,

«ЧР» № 67 от 27 августа 2019г.

Новости по теме: