Во вторую субботу августа, в этом году 10 числа, страна отмечает День физкультурника, профессиональный праздник для всех спортсменов, их наставников и болельщиков. О спорте и тонкостях тренерской работы мы поговорили с тренером по баскетболу СШ «Сибиряк» Юлией Бузуновой.
- Юлия Николаевна, за плечами у вас серьезный стаж тренерской работы – 31 год! Не устали? Если вернуться на 31 год назад, выбрали бы ту же профессию?
- Думаю, что выбрала бы снова стать тренером. Если видишь интерес ребят к баскетболу, их маленькие и большие победы, то невозможно от этого устать. Усталость накапливается от бюрократической писанины и заполнения бесконечных планов, отчетов, с которыми тренеры сталкиваются сегодня, как и другие педагоги.
- А что особенного в работе тренера?
- Эта работа не предполагает остановок, она есть всегда. Это ненормированный рабочий день. Нет традиционных выходных и праздников, потому что именно в праздники часто устраивают спортивные состязания, турниры, в которых участвует твоя команда или ты выступаешь в роли организатора. В этой профессии нет такого: ушел в отпуск и забыл.
- А еще, наверное, выездные соревнования ….
- Конечно, обязательно. Например, в этом году я провела в поезде 1,5 месяца, добираясь до мест тех или иных соревнований.
- А как пришла мысль стать тренером? И почему баскетбол?
- Мне всегда были интересны спортивные состязания, подвижные игры. Именно в спорте на моем пути встретились очень грамотные наставники, увлечённые своим делом люди, которые стали во многом для меня примером.
Помню, как во 2 классе я впервые записалась в секцию баскетбола в спортивной школе. Было очень интересно. Но тренер долго не проработал и куда-то уехал. О баскетболе пришлось забыть на время. Чуть позже были секция конькобежного спорта и тренер Николай Дмитриевич Суслопаров, профессионал своего дела.
- А как долго вы занимались коньками?
- Три года, с пятого по седьмой класс. А потом вновь вернулась к баскетболу. Сначала секцию баскетбола в школе №16 вел мой учитель физкультуры Альберт Михайлович Шалагинов, а в старших классах стала ходить уже на тренировки в спортивную школу к только что принятому на работу тренеру Михаилу Николаевичу Бузунову. Через много лет мы стали не только коллегами, но мужем и женой.
- А как родители отнеслись к вашему желанию стать тренером?
- Для них это стало сюрпризом. Они хотели, чтобы я поступила на математический факультет в Красноярский государственный университет, но мне это показалось скучным, поэтому я поступила в Прокопьевский техникум физической культуры. Родители смирились с моим выбором. А в техникуме мне вновь повезло с наставником – Петром Петровичем Коваленко, который многому научил и в игре, и в профессии тренера. Придя работать в спортивную школу, огромную помощь и поддержку в профессиональном росте оказал Василий Иванович Залевский, уникальный человек, наставник, который «болел» за спорт, за баскетбол.
- Вы с мужем оба тренеры, работаете в одной спортивной школе. В профессиональном плане вы больше соратники или конкуренты?
- В плане профессии, каких-то взглядов на развитие баскетбола – больше соратники, двигаемся в одном направлении, но в игре, когда встречаются наши команды на площадке, мы становимся соперниками, с разными игровыми стратегиями. Бывает, что спорим. Каждый имеет свое видение игры.
- Есть ли среди ваших воспитанников яркие таланты?
- Думаю, да. Например, первые выпускницы ДЮСШ 1980-82 гг. рождения – неоднократные победители первенства Хакасии по баскетболу. Нынешняя команда девушек 2004 г.р. – серебряные призеры спартакиады учащихся России по Сибирскому федеральному округу. Девушки 2005 г.р. – финалисты первенства России этого года.
- Кто-то из ваших воспитанников связал свою жизнь со спортом, стал тренером?
- Пока тренеров не было, но вот учителя физкультуры есть. Например, в нашем городе работает Кристина Александровна Алексеева.
- А ваши дети?
- Все трое сыновей занимались баскетболом. Профессия у старших детей со спортом не связана, хотя они ведут спортивный образ жизни. А вот у младшего сына Миши есть желание связать свою жизнь с баскетболом. Посмотрим, что получится.
- Чем отличается баскетбол в Черногорске 30 лет назад, когда вы только начинали работать, и сейчас?
- Каждый год к нам приходят дети, которые хотят научиться играть в баскетбол. Но вот специалистов осталось немного – всего трое. И это мало даже для нашего небольшого города. Раньше тренеров было больше. Интерес «подогревался» обычными школьными учителями физкультуры, которые после уроков могли вести секции. Сегодня все по-другому. В школе практически никто не ведет дополнительных секций по баскетболу.
Интерес детей к баскетболу стабильный. Это увлекательный вид спорта популярен среди молодежи. Мы могли бы набрать больше групп, но нехватка кадров, а также проблема со спортивными залами, их оснащенностью не позволяют нам этого сделать.
Даже со своими небольшими группами нам приходится «путешествовать» по спортивным площадкам согласно установленному расписанию: зал в школе №19, зал в ДЮСШ, зал в «Сибиряке». Это, конечно, неудобно. Без своего зала чувствуешь себя бедным родственником. Было бы замечательно, если бы у нас появился современный, оснащенный баскетбольный зал, где бы можно было заниматься и проводить соревнования всех уровней.
- Насколько я знаю, осенью спортивная школа набирает новые группы. Когда нужно отдавать детей в баскетбол?
- В моем детстве в секцию набирали детей с 3-4 класса, хотя в Литве, которая славилась своими баскетболистами, была традиция набирать с детского сада. Сейчас можно приводить детей с 1 класса, когда начинаются общая физическая подготовка и азы владения мячом. Ребенок в этом возрасте уже в состоянии понять, будет ли интересен ему этот сложный вид спорта. Даже если он в чем-то не дотягивает в общей физической подготовке, но ему интересно, то сможет это наверстать.
- Вы сказали сложный вид спорта. Почему?
- Я бы сказала, что это интеллектуальный вид спорта. Во-первых, много правил. Для начинающего их сложно запомнить, еще сложнее следовать им во время игры. Во-вторых, много игровых технических приемов. Чтобы овладеть ими, требуются время, дисциплина, терпение и регулярные тренировки. В третьих, это командный вид спорта. Игрок должен помнить, что он не звезда индивидуального первенства, а часть команды. От этого зависит успех в игре. Здесь важно выстраивать взаимоотношения в команде, подчинить личное коллективному. Умение взаимодействовать с каждым игроком в команде приходит через тренировки и игровой опыт.
- Звучит страшновато. Создается ощущение, что это спорт для суперлюдей.
- На самом деле не все так сложно. Если ребенку интересно, у него горят глаза, есть спортивный азарт, никакие трудности его не остановят, он всему научится. Любой вид спорта требует терпения, усердия. Это должны понимать прежде всего родители, которые приводят детей в секцию. Приобретение спортивных умений и навыков – очень долгий и кропотливый процесс, в котором нельзя останавливаться, делать паузы (съездить на дачу или сходить в кино вместо тренировки).
Пропустил тренировку – потерял то, что наработал за неделю. И приходится начинать сначала. От этого страдает результат, у ребенка теряется мотивация. Поэтому главный совет родителям - успех ребенка в спорте это не только его физические данные, но регулярность тренировок и усердие.
- Что пожелаете коллегам в День физкультурника?
- Как ни банально прозвучит, здоровья в первую очередь! Еще увлеченных спортом детей и неравнодушных родителей, терпенья и спортивного азарта!
Светлана КИРПИЧЕВА, фото из архива
Юлии Бузуновой. "ЧР" №62 от 8 августа 2019 г.