Любовь к БелАЗу с первого взгляда

Дата публикации: 01.08.2019 - 10:20
Просмотров - 843

Экскурсия для школьников Солнечного на разрез «Черногорский»

Многие ли из нас могут похвастаться тем, что были на настоящем разрезе? Видели мощную карьерную технику, забирались в кабину БелАЗа и гуляли по рекультивированным отвалам? А ученики средней школы посёлка Солнечного теперь могут гордо сказать: «Я видел разрез! Я сидел за рулём 220-тонного автосамосвала!»

Такая масштабная экскурсия для учеников с пятого по девятый класс, пожалуй, была устроена впервые. Конечно, организовать такой поход непросто. Разрез – предприятие режимное, где необходимо строго соблюдать технику безопасности. Поэтому первое, что узнали ребята, это как правильно себя вести на угледобывающем предприятии: по отвалам не бегать, под колёса огромных машин не лезть, от учителей и сопровождающих далеко не отходить.

В принципе, что такое угольный разрез школьники знали и до экскурсии, ведь село, в котором они живут, находится поблизости от участка открытых горных работ «Абаканский» разреза «Черногорский». И всё же есть большая разница – видеть работу издалека или чуть не руками потрогать открытый пласт угля.

- Наша главная цель заключалась в том, чтобы показать ребятам работу угольного предприятия, рассказать, какие мероприятия по охране окружающей среды мы проводим на разрезе, и, конечно, это предметный урок профориентации, - прокомментировала ведущий горный инженер-эколог разреза «Черногорский» Наталья Петрова. –  студенты и школьники у нас нередко, бывают.

Первая остановка – смотровая площадка разреза. С высоты отлично видно, как работают внизу мощные шагающие экскаваторы, как перевозят уголь или породу огромные самосвалы. Впрочем, на таком расстоянии машины особо большими не кажутся, однако рядом с нами стоят два БелАЗа – один грузоподъёмностью 130 тонн, второй – 220 тонн. Так что ребята могут прикинуть и понять, на какой технике добывают и перевозят уголь.

- Отработка карьера ведется уступами, это потому что уголь залегает пластами, - рассказывает мальчишкам и девчонкам Наталья Петрова. - Мы сначала снимаем верхнюю часть, она называется породой, выбираем уголь. А затем всё по новой. У нас работают большие экскаваторы и большие БелАЗы. Вон там, видите, с длинной стрелой стоит шагающий экскаватор, представляете, у него объём ковша 20 кубометров!

Вскоре уже все экскурсанты погрузились в интересное обсуждение – 20 кубометров это больше, чем комната в доме или нет? Почему БелАЗы разные – одни больше, другие меньше? Вдруг звучит и вовсе неожиданный вопрос:

- А почему у вас многие экскаваторы раскрашены в цвета российского флага?

- Мы поддерживаем нашу страну, гордимся ей, работаем на благо России, поэтому много техники раскрашено в цвета триколора, - не растерялась Наталья Петрова.

- А вот это сейчас взрывать будут? А как? Вы шнур специальный тянете? – пытал начальника технологической колонны горно-транспортного цеха Сергея Назаренко шустрый пацан.

- Нет, сейчас технология взрывов основана на использовании других современных спецсредств – это надёжно и безопасно, - пояснял опытный горняк.

Следующий пункт программы получился, пожалуй, самым шумным и весёлым – школьникам разрешили забраться на площадку БелАЗов, посидеть в кабине. Тут даже у девочек как рукой сняло всю выдержанность и этакую подростковую снисходительность, мол, подумаешь,  разрез, подумаешь, машины…

- Сколько такая машина весит? Ого… Вырасту – тоже буду на БелАЗе работать! – восхищенно причитал юный гость разреза.

Его одноклассница решила не отставать в мечтах:

- А я тоже стану водителем, вот!

Но не успели, как следует расхохотаться мальчишки, мол, где это видано - женщина за рулём БелАЗа, как в разговор вмешался Сергей Назаренко:

- А что, конечно, приходи. У нас много женщин на автосамосвалах работает, и на таких 220-тонных тоже.

Притихшие от такой новости ребята стали прикидывать – сколько лет им ещё учиться в школе, да сколько потом на курсах и в техникуме, прежде чем они смогут стать полноправными работниками разреза. А Наталья тем временем вела экскурсию дальше.

- Сейчас мы находимся на отвалах разреза, которые были рекультивированы лет десять назад, - рассказывала эколог. – Вместе с учёными НИИ Агропроблем Хакасии мы искали новые методы восстановления земель. И видите, теперь здесь растут трава, цветы, кустарники и деревья. Вслед за растениями у нас появились животные. Сегодня тут обитают куропатки, суслики, зайцы и лисы. Чтобы восстанавливать земли, есть специальные программы по рекультивации, где по годам расписано,  что и как мы должны сделать. Это не то, что захотели – сделали, не захотели – не сделали. Здесь всё чётко.

- А если карьер уже заброшенный, его потом засыпают? – с интересом спрашивали ученики.

- Существуют разные способы рекультивации угольных разрезов, - отвечала Наталья Петрова. - Отработанное пространство карьера либо засыпают породой, либо создают искусственные водоемы. Главное, после себя мы должны привести землю  в состояние близкое к первоначальному, чтобы сберечь окружающую среду.

С особым интересом смотрела на бывшие каменные горы учитель биологии и химии школы в Солнечном Людмила Пак.

- Как учителю биологии мне, конечно, очень интересно посмотреть на рекультивацию, - поделилась она впечатлением. - Говорят об этом много, особенно в последнее время, слухи разные ходят, а тут я на самом деле увидела, что и как происходит. И важно – на самом деле есть зелень, трава, уже большие деревья. Нам же говорят, что нет восстановления. А оно есть! Мы впервые на разрезе, и считаю, очень правильная тема. Детям это  полезно и интересно. И в плане образования, и как профориентация.

Конечно, как и положено гостеприимным хозяевам, напоследок накормили ребят сладостями. Печенье и пирожные были приняты с благосклонностью, и всё же главным впечатлением в тот день было для школьников открытие – так вот как работает настоящий разрез. Вот где работают родители некоторых из учеников. И как знать, быть может, именно это место станет и их рабочим, когда они вырастут.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора,

«ЧР» № 60 от 1 августа 2019г.

 

Новости по теме: