Их ждут космодром «Восточный» и скорые поезда

Дата публикации: 18.06.2019 - 10:22
Автор:
Просмотров - 562

Работа во время каникул, где не требуются опыт и образование, которая бы принесла новые знания и интересные знакомства, - это ли не мечта современных молодых людей? А еще хочется, чтоб в руках зашелестели синие и красные купюры или телефон радостно пиликнул, сообщая о пополнении счета. И для многих это так и останется неосуществимой фантазией, но только не для тех, кто вступил в РСО – российские студенческие отряды. 

 

На стройку, в Крым или в поля?

Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды (РСО)» была создана в 2004 году для студентов высших и среднепрофессиональных учебных заведений, которым предлагают стать частью трудового коллектива в свободное от учёбы время (как правило, на время летних и зимних каникул).  Студентов приглашают на различные промышленные и сельскохозяйственные объекты, в гостиничные комплексы и поезда дальнего следования, детские лагеря, санатории.

Движение развернулось практически во всех регионах страны, в рядах РСО насчитывается около 240 тысяч человек. Конечно, это несравнимо меньше, чем было занято молодых людей в студенческих строительных отрядах в СССР, правопреемницей которых считается РСО, но все равно #ТрудКрут (таков девиз РСО), потому что есть чем заняться летом, потому что это хорошо оплачивается, потому что начинается отсчет трудового стажа, а это в условиях повышения пенсионного возраста очень значимо.

Из тех, кто ежегодно пополняет отряды в течение последних пяти лет, - студенты черногорского механико-технологического техникума. Их задействуют в стройках (к примеру, помогали возводить перинатальный центр в Абакане), сфере обслуживания (сервисный отряд ездит в Крым), воспитании детей (педагогический отряд «Ирбис» отправляется в загородные лагеря). Есть сельскохозяйственное направление. Второй год подряд молодые люди из Черногорска активно осваивают профессию проводника поезда.

Настоящим приключением стала для восьми студентов ЧМТТ командировка на космодром «Восточный», там они работали в составе отряда «Грачи». 

Заместитель директора техникума по воспитательной работе Ольга Прыгун, которая курирует работу с РСО, отмечает, что поездка на стройку федерального масштаба сделала из мальчишек настоящих мужчин, особенно полезна она была для Дениса Швецова и Влада Гофмана (они уже окончили техникум, получили профессию бухгалтера).

 - Ребята были иногородними, поэтому мне приходилось их контролировать – и как учатся, и как проводят свободное время. Честно говоря, парни иногда удивляли своей рассеяностью, несобранностью, поэтому, когда открылся набор в отряды на космодром, я сразу сказала: «Вы едете!», и родители меня поддержали, – вспоминает Ольга Леонидовна. – Приехали они совершенно другими людьми: стали более самостоятельными, дисциплинированными, возмужали. На стройке были строгие правила: не пить, не курить, не халтурить. Ребята узнали, что такое настоящее студенческое братство, Денис научился играть на гитаре. Это был еще один толчок к тому, чтобы они развивались. Появился хороший пример перед глазами – вот и результат. 

После окончания техникума Денис принял смелое решение: отправился в Москву, устроился в банк, потом оказался в одном из самых северных населённых пунктов России -  Хатанге, сейчас в администрации поселка работает по специальности. Недавно Ольга Леонидовна получила от него приятные слова: «Спасибо вам за всё, что вы сделали для меня, за космодром! Без него не понял бы, что вся страна очень разная, везде разные люди, понятия, менталитет, ценности, стремления. Вы самый лучший в мире куратор!»

Ольга Леонидовна вспоминает, что Влад всё время сомневался в правильности выбранной профессии и несколько раз порывался бросить техникум, на что она давала совет: «Образование лишним не бывает! Большая разница – идти в армию с ним или без него». Став дипломированным бухгалтером, Влад стал солдатом-срочником, его направили в воинскую часть в  Москву, и в прошлом году он оказался 9 Мая на Красной площади, принимал участие в параде. 

 

Пора в путь-дорогу

Девочки, завершившие второй курс по специальности «Конструирование, моделирование, технология швейных изделий», собираются в дорогу. Светлана Сорокина, Лидия Карамашева и Марина Васильева пакуют чемоданы, этим летом им предстоит преодолеть тысячи километров, слыша стук колес, ощущая покачивание вагона по рельсам. Правда, не в качестве пассажиров. Они станут проводницами.

Каждый день в течение двух месяцев Лида и Марина ездили в Абакан, как и Светлана в прошлом году (в нынешнем ее от занятий освободили – уже есть опыт!) Проводнику нужно знать устройство вагона, основные сигналы, которые подает машинист, а также этикет, основы психологии и, конечно, правила безопасности.

- Проводник должен принять вагон, проверить сохранность всех предметов, навести чистоту. Во время движения поезда раздать белье, следить, чтобы в кулере была горячая вода. В вагоне нельзя шуметь, одни пассажиры не должны мешать другим, поэтому при необходимости просим людей вести себя тише, - продолжает рассказывать Светлана. – Это относится и к семьям с детьми. С ребятишками от 5 лет многие ездят на дальние расстояния, понятно, что маленьким пассажирам сложно усидеть на месте, они носятся по вагону, но для них правила такие же, как для остальных. С пониманием относятся люди и к тому, что в вагоне нельзя курить, пассажиры могут выйти на перрон во время остановки, если она длится более пяти минут.

Работают студенты-проводники всегда в паре с опытным коллегой, все-таки ситуации  в поездах бывают разными. 

 - Однажды пришлось снимать пьяного пассажира с рейса. Конечно, мужчина возмущался, но такова инструкция: если мы видим, что в вагон садится человек в подобном состоянии или он перебрал с алкоголем уже в пути, обязаны сообщить об этом начальнику поезда. В билете ставится соответствующая отметка, - вспоминает студентка. - Я отработала два месяца. Было три направления, куда меня могли отправить: Тында-Москва, Тында-Кисловодск, Тында-Новосибирск. Я два раза ездила в Кисловодск, это чуть больше недели в пути (туда-обратно).

Довелось ездить Свете не только в вагоне-купе, но и в плацкартном. Духота, скопление людей, усталость, отсутствие бытовых удобств – всё это пришлось испытать на себе. Впрочем, хороший заработок компенсировал тяжелый труд (вместо заявленных 28 тысяч рублей по договору вышло даже больше с учетом премий), поэтому Света решила в этом году снова надеть форму проводника. На следующей неделе она отправляется в пункт сбора студентов в Тынду (Амурская область), а Лида и Марина уедут во Владивосток. Оттуда их распределят по поездам, отправят в рейсы.

- Конечно, когда учились, никаких опасений не было, но на стажировочном рейсе начался мандраж, хотя это быстро проходит, втягиваешься и уже работаешь спокойно, - с улыбкой признается Света.

 Первый шаг

к карьере

- Я подрабатываю с 13-14 лет, - присоединяется к разговору еще одна  студентка Дарина Азаматова. – Была официанткой, помощником повара, горничной, продавцом. Дарина и ее одногруппница Даша Писарева учатся на учителей начальных классов, и было бы понятно, если бы лето они провели в детском загородном лагере в качестве вожатых или воспитателей, но «это серьезная ответственность, а опыта работы с детьми у них  пока нет, окончили только второй курс», - признаются девочки. Впрочем, соглашаются, что стать проводником – тоже не самая простая, скорее наоборот: требуются хорошая подготовка, выносливость, стрессоустойчивость. Дарине работа в поезде хорошо знакома: проводником много лет работает её мама.

 - Всё детство я наблюдала, как работает мама, и не считаю, что это очень сложно, - говорит Дарина. 

 - А мне страшно, - улыбается Даша.

Важно сделать первый шаг, а его девушки уже сделали. И как знать, может быть для кого-то эти каникулы станут определяющими. Без пяти минут выпускник ЧМТТ Денис Шмураткин, проявивший себя одним из лучших студентов-проводников, стал командиром отряда в нынешнем году.

- Иными словами, РСО – это не только хорошая материальная помощь студентам. Помимо хорошего заработка, официального трудоустройства, которое позволяет начать отсчет трудового стажа, у ребят появляется опыт. Через несколько лет, когда на руках будет диплом, им не так сложно будет искать работу, - подчеркивает Ольга Леонидовна Прыгун. – К тому же оконченные курсы проводников могут кому-то пригодиться и в дальнейшем: мало ли как сложится жизнь, не все устраиваются работать по специальности.  

- В прошлом году, когда набирали студентов для работы в отряде проводников, по одному из парней   у меня были сомнения – справится или нет, потому что работа с людьми всегда сложная, но он   сумел найти подход, отработал без нареканий, чем очень нас порадовал, - говорит заместитель директора техникума. – В этом году   вновь прошел отбор в отряд, сейчас он в пути, едет в Москву. Успевает рейсы совмещать с практикой.  

 В стройотряды попадают не все ребята, изъявившие желание работать. Сначала надо пройти обучение, сдать экзамен, причем схалтурить не получится, к проверке знаний педагоги подходят очень строго. Кто-то в процессе учебы отсеивается сам: все-таки не все студенты готовы ежедневно после занятий в техникуме ехать в Абакан и еще четыре часа сидеть за партами, осваивая азы профессии.

Каждый год от техникума в отряды попадают 10-15 человек, кандидаты должны проходить по возрасту – от 18 лет (поэтому ребята 1-го курса чаще всего не подходят), и на момент работы еще числиться студентами (этот критерий отбора не проходят выпускники). Конечно, предпочтение помимо прочего отдают тем, за кого не придется краснеть, все-таки член отряда – это не только лицо техникума, но и представитель Хакасии.

Учитывая, что работать отправляют в разные уголки страны, от молодого человека зависит не только  его трудовая репутация, но и всей республики. Специалисты из Хакасии не должны слыть лентяями. Поэтому для участия в движении РСО выбирают только ответственных парней и девушек. И педагоги ЧМТТ рады, что пока никто из студентов их не подвел. Уверены, что и в этом году все справятся со своими обязанностями на отлично. Анастасия ХОМА,

фото из архива ЧМТТ

«ЧР» № 47 от 18 июня 2019г.

 

        

Новости по теме: