Чалпан закрыта. Живи, гора!

Дата публикации: 11.06.2019 - 12:55
Просмотров - 2197

 

Мы были последними в этом сезоне, кто поднялся на гору Чалпан, кто смог насладиться удивительно красивым видом на степи, сопки, озеро Белё.

Информационно-туристическое пространство Хакасии ещё весной было озадачено сообщением, что заповедник «Хакасский» закрывает туристический маршрут на Чалпан, объясняя это необходимостью восстановления изрядно пострадавшего от ног посетителей растительного покрова горы. Причём, среди травы нередко встречались краснокнижные растения, и именно они оказались на грани исчезновения.

- Да, не нужны нам ваши остролодчники невзрачные, камни непонятные! – тут же завозмущалась активная общественность. – Нам бы фоточки-селфи оттуда привезти, больше ничего и не надо! И чем это мы хуже предков-потомков, которым Чалпан достался?!

Именно для того, чтобы детально разобраться в проблеме, понять – насколько необходимо было введение режима запрета на посещение природно-исторического комплекса, небольшая группа журналистов, в которую вошла представитель «ЧР», вместе с сотрудниками заповедника и отдела государственной охраны объектов культурного наследия отправились на Чалпан.

ГУЛЯЛ В СТЕПЯХ ЛИШЬ БУЙНЫЙ ВЕТЕР

НА ПРОСТОРЕ…

Возле контрольно-пропускного пункта заповедного участка на озере Белё установлено несколько информационных стендов: «Стоп. Проход, проезд строго по пропускам», «Объект «Гора Чалпан» законсервирован. Проход запрещён. Штраф 4000 рублей».

Шлагбаум закрыт. Возле КПП дежурят госинспекторы заповедника. Интересуюсь у них:

- Уже были попытки пройти или проехать на территорию?

- Да пока спокойно, - отвечают парни, - так и сезон ещё только-только начинается. Основной наплыв туристов ожидаем в июле, вот тогда начнётся горячая пора…

Напомню, что свободный проход на гору  закрыли после того, как территория была объявлена заповедной. Произошло это ещё в 80-х годах прошлого века. К закрытому участку были отнесены гора, часть берега Белё и прилегающие степи. Дело в том, что на перешейке между двумя частями озера – солёной и пресной, любят останавливаться перелётные птицы, в том числе внесённые в Красную книгу. На самой горе в 1988 году археологи Абаканского педагогического института обнаружили остатки древней крепости.

- Тогда учёные провели только разведку, раскопок не было, - поясняет начальник отдела государственной охраны объектов культурного наследия Сергей Таскараков. – Так что сказать, когда именно была построена крепость – невозможно. Однако, судя по аналогичным сооружениям, которые были исследованы археологами на территории Хакасии: в районе Чебаков, гора Змеиная в районе Устинкино, дают даты – ранний бронзовый век, возможно, Окуневская эпоха, это порядка четырёх тысяч лет назад.

Мощные блоки слоистого песчаника, словно гигантские куски «наполеона», окольцовывают пологую часть Чалпана. С другой стороны в крепостных сооружениях нужды нет, там очень крутой склон, без специального альпинистского сооружения никак не зайти. Высота крепостных сооружений – около метра. Сложно представить, с каким трудом строили стену древние мастера!

- Вот так стена выглядела в 1988 году, - держа в руке старую фотографию, говорит Сергей Таскараков. – Сегодня мы видим, что часть сооружений подверглась разрушению, часть заросла травой.

Не веками – тысячелетиями стояла крепостица, но пришли туристы 20 века, и камень начал уступать под напором любознательных экскурсантов. Но ничего – в этом году комплекс отдохнёт. Вновь только шёпот ветра, шорох травы, да крики птиц и свист сусликов будут раздаваться на горе.

Оглядываюсь вокруг: под кипенно-белыми облаками и ультрамариновым небом вольготно расстилается степь, ограждённая сопками, порой весьма причудливой формы. И сами по себе всплывают строки из «Емшана» Аполлона Майкова (даже и не ожидала, что помню это стихотворение – вот, что значит магия степи!)

Степной травы пучок сухой,

Он и сухой благоухает!

И разом степи надо мной

Всё обаянье воскрешает…

И хотя чабрец ещё не цветёт, да и в стихах речь идёт о полыни, но всё равно кажется, что воздух переполнен этим ярким ароматом. 

МОЯ ТВОЯ НЕ ПОНИМАЙ

Пока поднимались по тропе, особого урона растительному покрову, признаться, не заметила. Конечно, тропа выбита до земли, но, похоже, здесь основательно потрудились не только ботинки туристов, а и ручьи.

- Ничего, наверху увидите, в чём проблема, – настраивала нас заместитель директора заповедника «Хакасский» по научной работе» Виктория Шуркина.

И верно, когда добрались до пологой вершины Чалпана, разрушительные следы туристов-варваров сразу же стали видны. Вон на древнем скальнике виднеется надпись масляной краской – постарались гости из Кузбасса. Вот поверх рисунков древних художников, иным из которых  пять-шесть тысяч лет(!), процарапаны линии современных вандалов. И ветвятся-извиваются тропы да колеи.

- На горе Чалпан у нас проложен один маршрут, утверждённый научно-техническим советом, с привязкой к GPS-координатам. Один спуск, одна тропа, но как видим – тут их несколько. Вон на склоне сразу три, площадка на горе вовсе вытоптана. Беда в том, что туристы не придерживаются маршрутов, не соблюдают правила посещения, - с усталым возмущением говорит Виктория Шуркина.

Да что пешие туристы – на вершине Чалпан явственно видна колея, проложенная, по всей видимости, квадроциклами.

Как говорят инспекторы заповедника, браконьерские вылазки владельцев современной техники: горных мотоциклов, квадриков – это головная боль охраны. Высокая проходимость, не менее высокая скорость до недавнего времени позволяли беспрепятственно устраивать ралли на горе. Фотографии-то оттуда на самом деле великолепные получаются! У инспекторов аналогичная техника появилась позже, но зато в последние годы они успешно борются с нарушителями особого режима.

- В целом, браконьеров нельзя сказать, что очень много. За сезон сотни не наберётся, - рассказывает заместитель директора заповедника «Хакасский» по охране территорий Игорь Прокудин. - Но беда в том, что они показывают отрицательный пример другим. И уже иные туристы пытаются заехать на гору. Поэтому такие вещи нужно пресекать в зародыше, не ждать, когда они станут массовыми.

Среди нарушителей – в основном жители республики и гости из соседних сибирских регионов. Причём, как отметили инспекторы, это сейчас браконьеров не особо много, а в иные годы и до тысячи в сезон доходило. Нынешние возмутители спокойствия, как правило, апеллируют к тому, мол, не знали, что заехали на территорию заповедника. Не видели они в упор аншлага! Даже если уткнулись бампером в него. Кстати, это не шутка, не красивый оборот – и такие истории были.

- В прошлом году на Иткуле случай был – задержали нарушителей. Спрашиваем: «Аншлаг видели?» Отвечают: «Да, видели, читали». - «А чего же дальше поехали?!» - «Так на ваших знаках «Стоп» по-английски написан, а мы русские люди, мы иностранным языкам не обучены. Не понимаем!», - вспоминает старший госинспектор Александр Черногор.

440 ТЫСЯЧ

ЗА ЛЮТИКИ-ЦВЕТОЧКИ

Что удивляет и инспекторов, и нас – это не боязнь попасть под штрафные санкции. Да, штраф за незаконное проникновение на территорию заповедника относительно небольшой. Четыре тысячи рублей для владельца горного мотоцикла – сумма невеликая. Но ведь надо учитывать, что отдельно придётся выложить более внушительные средства за причинение ущерба. А под это попадает каждый краснокнижный цветок, каждая невзрачная, но редкая травинка.

- Была история на участке Оглахты, - комментирует Игорь Прокудин. -  Автомобилист самовольно заехал в заповедную степь. Трава была высокой и сухой, из-за раскалённого картера автомобиля она загорелась. Выгорело 16 гектаров территории, и заповедник взыскал ущерб в сумме 441 тысячи рублей. До сих пор нарушитель платит. А произошло это пять лет назад.

 

ДАЙТЕ ФЛОРЕ ПРИЙТИ

В СЕБЯ

Не стоит думать, что запрет экскурсий на Чалпан – это исключительное волюнтаристское решение дирекции заповедника «Хакасский». Напротив, это широко распространённая мировая практика. Если мы хотим и впредь любоваться девственной природой, видеть живые горы и пещеры, скальники и луга, то на какое-то время придётся обуздать сиюминутное желание и потерпеть, когда режим посещения станет более свободным. Ведь никто навсегда не закрывает историко-природный комплекс, это временная мера.

В течение лета научные сотрудники заповедника будут вести регулярный мониторинг обстановки, наблюдать за процессом восстановления нарушенной экосистемы. Для этого научно-технический совет разработал регламент посещения, в частности, наша экскурсия была в него включена, так что мы не нарушали природоохранный режим. Осенью учёные подведут итоги. Если всё пойдёт хорошо и растительный покров восстановится, – то уже на следующее лето экскурсии на Чалпан возобновятся. Если дела будут не столь радужными, то закрытый режим продлят ещё на год.

- Беда в том, что в основном туристы посещают гору в июле, - говорит Виктория Шуркина. – К этому месяцу наши краснокнижные растения – остролодочники, копеечник минусинский уже отцвели, но как раз время созревания семян. А туристы уничтожают семена, не дают засеять территории, топчут цветы. Растения и так находятся в сложных климатических условиях – гора высоко, грунтовые воды не доходят до растений, атмосферные осадки практически моментально уходят ниже, солнцем высушиваются. И при массовом туристическом наплыве наблюдается угнетённое состояние растений. Проективное покрытие растений здесь достигает всего 20 процентов, тогда как по склонам доходит до 100.

Исследования этого лета лягут в основу плана графика экскурсий на будущее. Возможно, они будут организованы только раз в неделю. Возможно, ограничат количество людей в группе. Пока сказать точно нельзя. Но понятно, что если пустить на самотёк, то уникальный комплекс будет просто уничтожен.

Впрочем, в Хакасии хватает красивых мест, куда можно отправиться летом. А попутно подумать о том, что запреты и строгости инспекторского состава заповедников необходимы для выживания природы. Ведь мы же за экологию, не правда ли?

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 45 от 11 июня 2019г.

Новости по теме: