Цепи-цепи кованы

Дата публикации: 21.05.2019 - 10:22
Просмотров - 1063

Оксану Владимировну Разварину хорошо знают в Пригорске. Ещё бы, родная земля. Трое детей там выросли и уже разлетелись, теперь, случается, приезжают с внуками в гости. А пока их нет, молодую бабушку дома днём с огнём не сыщешь – на важной должности теперь, председатель комитета Верховного Совета Хакасии по культуре, образованию и науке. Однако посидеть у нашего «самовара» время нашла. Тем более, было о чём поговорить – проблем выше крыши.

 

- Прежде всего, просится обыкновенный человеческий вопрос. Как отважились нырнуть в это море – деловое, светское, не всегда светлое? Насколько вода в нём оказалась комфортной, с какими чувствами начали работать и как сейчас себя ощущаете?

- До моря был ручеек – год отработала депутатом горсовета. А ещё раньше довольно активно занималась делами компартии –  в должности второго секретаря, к тому же заведовала орготделом, на общественных началах. Когда предложили выдвинуться в депутаты Черногорска, почему-то было неловко: депута-а-ат – это ж где-то там, и точно - не про меня. По мне было лучше всем помогать, но чтоб не самой на первых ролях.

Тем не менее, со временем поняла, что и в самом деле – не боги горшки обжигают. Так что следующим этапом стало выдвижение в Верховный Совет – убедили, что здесь больше возможностей для хороших дел. Хотя, сомнения грызли – накануне пришлось восстанавливаться после долгой болезни: организм дал сбой в виде двух инсультов, забунтовал против перегрузок. Но ничего, я его уговорила встать на нужные рельсы, правда, после некоторой передышки.

- Какой ещё опыт из прошлого помогает  сегодня?

- Была пионервожатой в            20-й, затем в 15-й школах, занималась воспитательной работой с ребятнёй, взаимодействовала с родителями, а это семинары, собрания, психологические моменты, к тому же постоянная потребность узнавать новое, совершенствоваться. Плюс по партийной линии с автопробегами, акциями объездили практически все деревни Хакасии, знаю, как там живётся-дышится. Так что когда прошла в Верховный Совет, растерянности не было, скорее, это стало логичным продолжением того, что делалось раньше.

- Знаю, что новости об итогах выборов в Верховный Совет узнавали издалека.

- Из Новороссийска, куда мы с супругом обычно в конце августа уезжаем к студенческим друзьям. А когда стала известной дата установочной сессии Верховного Совета, отпуск пришлось сокращать, обменивать билеты. Впрочем, успели пообщаться, побывать на столетии Санкт-Петербургского института киноинженеров, куда съехались одногруппники со всего мира. Вспомнили юность, обменялись новостями.

 - И вот будни. Они упали на плечи многотонным грузом?

- Как-то не думала ни о каких тоннах, с первой секунды, когда стало понятно, что предстоит руководить столь значимым комитетом, в голове выстроилось планов громадьё. Думала, что нужно сделать и как добиться результатов, что первостепенно, а какие дела немножко терпят.

- Так чем же занялись в первую очередь?

- И знакомилась, и переговоры вела со всеми, с кем предстояло сотрудничать, и пыталась выявить самые острые проблемы.

В первую очередь, так уж случилось, занялась зарплатой учителей, с этими вопросами обратились профсоюзные лидеры. Суть в том, что вознаграждение учителя складывается из нескольких составляющих, в том числе существует стимулирующий фонд, распределением которого занимается комиссия, созданная внутри школьного коллектива. Так вот, помимо того, что эти выплаты не очень высоки, постоянно возникают вопросы об их размере, о неверных или, как кто-то думает, несправедливых начислениях.  Многие жалуются на необъективность при определении стимулирующих, на влияние человеческого фактора.

На уровне Верховного Совета эту тему никак не решить, только в коллективах. Однако этот вопрос взят на контроль, профсоюзы занимаются проверками. В декабре провели большой круглый стол, несколько рабочих групп долго обсуждали, спорили по теме, в итоге приняли рекомендации.

- Что и кому рекомендовали?

- Рекомендации направлены Министерству образования, руководителям управлений образования муниципальных образований, профсоюзам. А рекомендовали, например, министерству увеличить базовый оклад для работников образовательных организаций, чтобы доля оклада в структуре заработной платы педагогов составляла не менее 70% с              1 сентября 2019 года, и еще был дан ряд рекомендаций.

Руководителям управлений образованием – организовать работу по приведению в соответствие трудовых и коллективных договоров, проанализировать состояние выплат стимулирующего фонда. Профсоюзам - регулярно контролировать, как распределяются выплаты стимулирующего характера. С рекомендациями согласились все стороны. Исполнение - на контроле комитета.

К слову, в Госдуме была инициатива увеличить базовую ставку педагогов с полутора до двух норм прожиточного минимума соответствующего субъекта. Подготовили обоснование, но Правительство РФ отреагировало на это отрицательно.

- Какие деньги сегодня зарабатывают на учительском поприще?

- Зарплата должна быть не ниже средней в промышленности данного субъекта, соответственно, у нас педагогу положено не менее 32  тысяч рублей, но сумма зависит, конечно же, от ставки, количества часов, стажа.

- В Черногорске мужчинам найти работу с оплатой выше 15 тысяч, если речь не об угольных предприятиях, увы, проблематично…  На этом фоне зарплата учителей очень даже неплохая.

- Но всегда хочется жить лучше! Привязка дохода педагога к средней зарплате в промышленности говорит о чём? Что в кошельке учителя не прибавится  до тех пор, пока у нас не будет крепкой промышленности и мускулистого предпринимательства.

 В чем же загвоздка? Предприниматели, к примеру, разве хотят показывать всю зарплату своих работников в силу разных нюансов? Тема зарплат в конвертах никуда не ушла, в итоге, по статистике, предприниматели платят работникам минималку, не более того, этими цифрами и оперирует статистика, с вытекающими последствиями.

- А всё оттого, что малому бизнесу по-другому сложно выжить – стон по этому поводу стоит по всей земле, и не только хакасской. Многие от отчаяния закрываются, даже установленный законом минимум не могут людям платить.

- Замкнутый круг. Чтобы учителя, врачи хорошо жили, что-то нужно делать с экономикой, с правильной организацией системы. В прошлом году случилось так, что в третьем квартале статистика констатировала повышение в регионе зарплаты, и учителя в декабре ощутили это на своей зарплате. Такие вот цепочки, цепи-цепи кованы.

- Доктора за повышенной зарплатой из Хакасии побежали в соседний Минусинск – в Красноярском крае экономика сильнее, соответственно, зарплаты у бюджетников выше. А учителя держатся за свои места?

- Да, хотя в Черногорске, Пригорске вакансии по некоторым предметам открыты. С представителями администрации города решаем этот вопрос. Хорошо бы изыскивать возможность хоть время от времени предоставлять квартиры, чтобы привлекать специалистов.

- На слуху – нацпроекты, которые в области образования предполагают определённый рывок и в цифровой культуре, и в поддержке успеха каждого ребёнка и каждого педагога, в их стремлении стать лучшими, профи в своём деле. Однако в нашем случае актуальна прежде всего тема создания условий для занятий – нужно ремонтировать старые здания и строить новые. Что планируется в Черногорске?

- В этом году сдаётся шесть детсадов в республике, три из них - в Абакане. В планах 2020-го года было строительство двух новых зданий для дошколят в Черногорске.

- «Было», потому что их строительство под вопросом? Мы в курсе, что в городе эта тема болезненная, горячего желания начинать стройки до последнего времени не наблюдалось. Во-первых, со скрипом и со скандалами строился детсад «Ягодка», во-вторых, в казне Черногорска уже и по сусекам трудно что-то наскрести, а в случае с детсадами требуется отнюдь не символическое софинансирование строек.

- Первоначально в Черногорске планировали-таки строить в 2020-м году два детсада – на улице Красных партизан в районе третьей школы и на улице Г.Тихонова, в новом квартале, который в последнее время оброс новостройками и, конечно же, ощущается недостаток детсадовских мест. Именно два объекта было запланировано, и, замечу, не просто так, не по взмаху волшебной палочки это произошло.

Что означает получить «добро» на строительство в рамках нацпроекта? Это сложная, длительная процедура,  специалисты министерства образования должны защитить проект, при этом представители федеральных структур смотрят на всё: рождаемость, состояние инфраструктуры, наличие или отсутствие дорог в данном районе, учитывают, сможем ли мы детсады и школы оснастить высокоскоростным интернетом, просчитывают всевозможные риски. К тому же, не знаю почему, но есть разница в подходе к строительству детсадов и школ. 

При строительстве школы объект на 99 процентов финансируется из федерального бюджета, при этом средства выделяются на образовательное учреждение «под ключ», от первого кирпича до оснащения кабинетов современным оборудованием, лабораториями, столовыми, которые проектируются по высшему уровню, спортзалами, с необходимым инвентарём.

А что касается садиков, средства выделяются только на возведение коробки и на некоторое встроенное оборудование (кухонное оснащение, вентиляцию и т.д.) Поэтому, когда говорим о строительстве детсадов, ставим перед муниципалитетами задачу изыскать деньги на проектную документацию и на полное оснащение за счёт муниципалитета.

К тому же, последующее содержание объекта (коммуналка и другие расходы) ложатся на муниципалитет. Это серьёзная нагрузка! Тем не менее, и деньги, которые выделяют на возведение здания, на дороге не валяются, упускать их нельзя. Считаю недопустимой позицию: «А тогда не будем строить вообще!» Строить надо – не все дети обеспечены местами в садиках, к тому же в Черногорске многие дошкольные учреждения очень старые, обновляться жизненно необходимо. А республика, конечно, будет помогать. Тянуть этот воз придётся совместными усилиями.

Недавно прошло совещание руководства города и министерства образования, где обсуждался вопрос строительства. На данный момент официальной заявки на строительство нет, но работа в этом направлении ведётся.

- Вы совершенно точно заметили, что в Черногорске много детсадов, скажем так, почтенного возраста. Их, конечно, изо всех сил поддерживают представители коллективов, которые способны даже  чисто поле превратить в цветущий сад.

Но они ничего не могут сделать, к примеру, с промерзающими окнами доперестроечных времён. Родители приносили фотографии из «Рябинки», «Улыбки», где запечатлены заледеневшие окна, под которыми играют дети. С этими же вопросами черногорцы обращались к главе республики на публичной встрече.

- В текущем году запланирован ремонт в шести детсадах на сумму около трёх миллионов рублей.

- Дай Бог, а то стало правилом «ходить с шапкой по кругу». Кто-то на игрушки просит, другие, как недавно рассказали читатели, предложили скинуться, чтобы построить на участке… веранду, – мол, старая никуда не годится.

- Образовательные организации, и школьные, и дошкольные, не имеют права собирать с родителей плату за что либо. Но в связи с тем, что денег нет, родители сами могут принимать решения о помощи. Единственное, что можно посоветовать, – если вы не желаете участвовать в акциях по сбору средств, которые кто-либо организует, говорите об этом, выражайте собственное мнение и отстаивайте его.

- А новую школу черногорцам есть резон ждать?

- Думаю, да, этот вопрос в настоящее время решают, на перспективу, Василий Васильевич Белоногов, Министерство образования  Хакасии. Предполагается строительство большой школы с бассейном, ориентировочно – в районе новостроек на Г.Тихонова.

- Кроме строительства, какие еще нацпроекты будут реализованы в городе?

- В рамках нацпроекта «Успех каждого ребенка» в школе №16 в следующем году планируется организовать работу кванториума, а в ближайшее время школы №№17,18,19,20 (нацпроект «Современная школа») получат современнейшее оборудование для классов химии, физики и других. Также в рамках нацпроекта  поэтапно школы города будут подключены к высокоскоростному интернету.

- О седьмой школе. Она ведь так и живёт без спортзала, подвижки в этом направлении есть?

- Пока нет -  министерство образования обосновывает это тем, что в шаговой доступности - несколько спортзалов техникума, которыми могут пользоваться и школьники, если грамотно, плотно составить расписание.

- А что касается ремонтов в школах, что предполагается сделать?

- В наш комитет обращались коллеги из горсовета депутатов и директора школ. К примеру, в школе № 1 – проблемы с фасадом, мебелью, морально и физически устаревшим туалетом и ещё масса других  – здание очень старое. В школе № 9 нужно менять окна и мебель.

Замечу, что когда принимали республиканский бюджет, удалось внести поправку в размере 25 миллионов, большая часть этих средств предназначена для Черногорска, как раз для ремонта школ и детских садов. Правда, глава республики высказывал недоумение, мол, почему так много средств зарезервировано для города угольщиков? Отвечали ему: «Потому что слишком долго не решались многие проблемы, их накопилось очень много».

Город нужно подтягивать, в том числе – по качеству школ и детсадов. Кстати, будем это делать не только за счёт бюджетных, но и за счёт привлечённых спонсорских средств. На сумму около 6 миллионов пожертвований запланировано отремонтировать актовый зал и систему отопления в музыкальной школе Пригорска, систему отопления в детском саду Пригорска. А большая часть спонсорских средств будет направлена на восстановление и оснащение актового зала в Пригорской школе, в том числе – на установку там новых окон. А пока что все мероприятия проходят в фойе.

Еще 2 миллиона спонсорских денег пойдут на приобретение мебели для школ №№ 1, 9.

- Сколько средств нынче предусмотрено из республиканского бюджета на питание школьников из числа льготных категорий?

- В прошлом году было чуть больше 5 рублей на день, в этом 7,9 рубля. Есть трёхсторонний договор о том, что муниципалитеты должны выделять из бюджетов хотя бы не меньше этой суммы, но не везде это соблюдается. В Черногорске деньги на питание выделяют - семь рублей на день, но прибавка к республиканским средствам есть. При том что некоторые субъекты умудряются вообще не закладывать средства на детское питание.

- Из нелогичных моментов, несуразностей что бросилось в глаза с позиции руководителя комитета?

- Повторюсь, но это новая система зарплаты учителей. Возвращение к их прежней тарификационной сетке было бы логичнее, начисления выглядели бы прозрачнее. А сегодняшняя система вносит разлад в коллективы. Согласитесь, всякий раз, когда используются «ножницы» при оплате, возникают вопросы и появляется некая коррупционная составляющая.

Кроме того, возьмите пресловутый 44-й закон о закупках, который, казалось бы, должен быть на страже антикоррупционности. Но фактически это узаконенная коррупция. Практика показывает, что на торги выходят свои люди, по договорённости. Ничего не изменилось, палок в колёса попадает ещё больше.

- Закон пытаются упростить.

- Пытаются... А что касается культуры, как ее можно подгонять под этот закон? К примеру, возникла идея сделать новые разовые декорации. Но надо провести всё через торги! У людей руки опускаются.

- Кстати, о культуре в республике. Ваше общее впечатление?

- Если в образовании чуточку лучше, в культуре – сложно.

- Что, на ваш взгляд, в культуре Черногорска ярко, прогрессивно, хорошо?

- Недавно побывала в художественной школе, была ошеломлена тем, что эти дети вытворяют, насколько они талантливы. Одни костюмы чего стоят, вышивка. Это достойно не только городского уровня. К сожалению, притормозились проекты с постройками – русской избой и хакасской юртой. Объекты готовы на две трети, необходимо их доделывать, и тогда появится возможность использовать их образовательный потенциал, а также зарабатывать. 

Без сомнений, объекты надо вытягивать ещё и потому, что это идея людей особенных, неравнодушных. В настоящее время прорабатываем вопрос с министерством финансов, ищем пути решения вопроса, думаю, удастся помочь.

- А как выглядит, в масштабах республики, наша библиотечная система?

- Это на сегодняшний день, пожалуй, лучший коллектив, единственный, выигравший   уже десятки грантов. А сколько мероприятий они организуют!  Потрясающая активность.

Пример черногорской библиотеки поучителен тем, что коллектив сориентировался в современном пространстве, создал НКО и научился заниматься проектной работой, выходить на всероссийский уровень. Как итог – сотни тысяч, заработанные интеллектом и использованные для приобретения предметов обстановки (стало уютнее, посетители отмечают), оргтехники, для проведения встреч, выездов и т.д. Столь же активными стоило бы быть не только работникам культуры, а ещё и чиновникам – тогда можно чего-то добиваться и менять мир вокруг себя к лучшему.

- А если о проблемных моментах?

– Много жалоб на кинотеатр «Луначарский». Я побывала там недавно… На очаг культуры он мало похож. Нужно что-то предпринимать, креативить, чтобы вдохнуть в здание жизнь.

В целом же, в последнее время министерство культуры Хакасии, надо признать, основное внимание уделяло театру. А у нас есть художники, есть самодеятельный театр «Белый рояль». Союз писателей попросил встречи, уже состоялся обстоятельный разговор с кинематографистами. Я предложила создать, по аналогии с существующим при Президенте, совет по культуре Хакасии. Чтобы в него вошли представители всех направлений.

Вы знаете, что в Шира есть цирк?

- Не слышала.

- Два предпринимателя, преданные делу, занимаются этим вдохновенно и профессионально. На их плечах, энтузиазме всё держится. Они занимаются с детьми, готовят цирковые представления. Один из ребят, их воспитанник, занял первое место на российском уровне, выходит на мировую арену.

- Ещё одно подтверждение тому, что всё держится на людях, их неравнодушии, активности, таланте. К слову, неравнодушные черногорцы  столько лет стучались в разные кабинеты по поводу уникального здания Дворца пионеров, да без толку. И вот настоящая сенсация – на днях объект включили в реестр выявленных объектов культурного наследия. Что теперь?

- Накануне вопрос детально обсуждался, шла речь о том, что если присвоить зданию названный выше статус, то дальнейшие действия по его восстановлению предполагают привлечение только лицензированных организаций, которые имеют право вести реставрационные работы. А их в стране – по пальцам перечесть, в основном это санкт-петербургские фирмы. Соответственно, сумма ремонта, по сравнению с обычной, возрастает не то что в разы – на порядки. Понаблюдаем, как будут развиваться события. Раньше бы принять такие меры, до пожара… А теперь предстоит работа с собственником – здание продавалось, перепродавалось; с властями города и региона.

- Не могу не спросить вас о проблемах Пригорска – в последнее время вроде бы наметились позитивные сдвиги, причём не без вашего участия. Имею в виду, в частности, решение проблемы с водоснабжением.

- Бились с этим очень долго. Это общая заслуга всех, кто занимался данной проблемой. Были запросы, на уровне партии, в прокуратуру, правительство, администрацию, в Хакресводоканал. А когда стала депутатом горсовета, предложила создать рабочую группу по проблемам Пригорска.

По воде рассматривали несколько вариантов решения проблемы, в том числе, думали о скважине. Жить с непригодной водой – дикость в наше время. Но к этой дикости привыкли, и мне во многих кабинетах и на официальных бланках отвечали, мол, не один Пригорск в такой ситуации, у других вон ещё хуже… От равнодушия, безразличия, честно, порой возникало ощущение нехватки воздуха.

- Почему на этот раз, после серии круглых столов, нового витка обострения внимания к теме, всё получилось, как думаете?

- Наверное, потому что не опустили руки и несмотря на отписки, отговорки решили биться до победы. Избравшись в Верховный Совет, первые письма я отправила в комитет по экономике, по бюджету, в минфин. А когда Пригорск включили-таки в программу «Чистая вода», несколько раз переспрашивала коллег, правда ли это, могу ли с определённостью говорить людям, что водовод будет? Заверяли, что могу.

 В этом году выделено  7,5 миллиона на проектно-сметную документацию (постановление правительства № 94 от 25.03.2019), в следующем запланирован первый этап строительства с финансированием около 120 миллионов, причем  в рамках регионального проекта «Питьевая вода» запланировано всего 1,2 млн рублей, остальные - из федеральной казны.

- Вслед за водой надо взяться за проблемы частного сектора в Пригорске – люди жалуются на некачественное электроснабжение, на плохие дороги.

- Надо! Кстати, с Минтрансом недавно достигнута договорённость о том, чтобы на обустройство двух дорог частного сектора Пригорска выделить 2 миллиона рублей. На эти деньги будут отсыпаны и отгрейдерованы дороги на улицах Солнечная и Ковыльная.

- Переезжать поближе к работе, в красивый стольный Абакан, не собираетесь?

- Мне нравится жить в Пригорске. Если бы не разрушительные девяностые, имели бы замечательный город-спутник. Когда росли дети, здесь были единомышленники, интеллектуалы, интереснейшие люди со всей России. Для ребятни было всё – библиотека, клубы, богатое общение. А сегодня для меня это просто малая Родина, место силы.

- Есть ещё несколько вопросов, ответы на которые сегодня ищут многие. Спорят, а то и ссорятся… к примеру, в отношении ЕГЭ. Вы за или против?

- Против. Такая система проверки знаний, на мой взгляд, сужает мышление. Вместе с тем, очень важно уметь рассуждать, анализировать, убеждать. Поэтому я за классические экзамены. Двое моих детей сдавали ЕГЭ, нас сразу настроили на репетиторство, натаскивание, мол, без этого никак. А мы в своё время обходились без репетиторов и выросли неглупыми. Жаль, очень жаль утраченную старую добрую систему образования.

- Был вопрос от читателей по поводу музыкальной школы в Девятом посёлке: фасад помогли сделать угольщики, а неприглядные бока здания открыты.

- Это как в первой школе. Фасад сделали, а сзади – неприкрытая правда жизни…

- Каким должен быть учитель будущего?

- В этом году младшая внучка пойдёт в школу, поэтому от таких вопросов наворачиваются слёзы. Эту профессию должен выбирать человек, который идёт на работу не просто зарабатывать деньги, а отдавать свою душу детям. Это так важно – быть Человеком, а не автоматом, не циником. Он должен уметь любить чужих людей. Такое не каждому дано.

- Как не упустить поколение  внуков?

- Занимать, направлять в нужное русло. Здесь колоссальна роль семьи. Если ребенок возвращается из школы в неуютную семью, где родитель отталкивает ребёнка, это катастрофа. Это значит, что и родителей надо воспитывать, нужно продвигать психологию, чтобы взрослые получали ответы на житейские вопросы, чтобы они не тонули в равнодушии.

- К слову, о равнодушии. В газете пишем и о психологии, и о городских новостях, заботах. Мысли, критику читателей доносим. Многие благодарят за работу, у нас выстроено плотное взаимодействие с горожанами, которые всегда могут назвать тему, высказаться о наболевшем.

Поверите ли, что многие из учителей городскую газету – да просто не читают? Больше того, её игнорируют многие из городских чиновников. Как это объяснить? Для чего, для кого люди работают, если им ничего не интересно, если не хотят знать, чем живут люди?

- Вы правильно сказали – это от безразличия, от казённого отношения к своему делу, может, от нелюбви к нему, а ещё - к своему городу. Это плохо, больно. Впору на курсах повышения квалификации давать не только специфические знания, но и учить людей смотреть на мир шире!

- Вы – одна из новеньких во власти. С какими мыслями наблюдаете за развитием событий, за шагами молодого губернатора?

- Выбор людьми сделан, надеюсь, Валентин Олегович быстро наберётся опыта и мудрости. Вместе с тем, каждому надо качественно, творчески, с полной отдачей работать на своих местах, отстаивать интересы Хакасии. Только и всего!

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора. "ЧР" №39 от 21 мая 2019 г.

Новости по теме: