Брамс и Бетховен в четыре руки

Дата публикации: 08.05.2019 - 09:41
Автор:
Просмотров - 1187

На груди у юных пианистов Егора Кульнева и Виталия Малия  ДМШ № 1 красуются маки. На белоснежных рубашках они смотрятся особенно эффектно,  несколько лет назад цветы дали название их дуэту и с тех пор дарят вдохновение и удачу.

Играть в ансамблях ученики музыкальных школ предпрофессиональной программы начинают только с 4 класса, и понятно, почему: то, что может быть сыграно без затруднений одним пианистом, становится технически сложным, если играется в четыре руки двумя исполнителями. Начать вместе играть, синхронно исполнять произведения - нелегко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Пианисты должны уметь передавать друг другу пассажи, мелодию, аккомпанемент, фразу, не разрывая музыкальной ткани.

 У Егора и Витали справляться с этой сложной задачей получается хорошо, они слышат друг друга, благодаря своей музыкальности и природной одаренности.

- Мальчики способные, подходят друг другу по уровню подготовки, поэтому мы решили создать дуэт, - рассказывают преподаватели по классу фортепиано Людмила Александровна Гавва и Ольга Николаевна Рзянкина. - Название дуэту придумали, соединив первые буквы фамилий Виталия и Егора – получилось «Маки», и запоминающееся, и ярко, и  образно. В первый же год «Маки» имели успех сразу в трех конкурсах, мы поняли, что надо продолжать.

Сначала мальчишки были просто товарищами, позже подружились. Да и как иначе, если приходится постоянно быть вместе, чувствовать друг друга, что называется, «кожей». К тому же, их команда – это вовсе не два человека, которые выходят на сцену, а преподаватели и родители, которые настолько подробно вникают в обучение, что, кажется, сами скоро начнут перебирать клавиши в нужной последовательности. Мамы и папы, бабушки и дедушки ребят не только провожают-встречают после уроков, но и помогают готовить домашнее задание, сопровождают в поездках на конкурсы, выделяя деньги из семейного бюджета на взносы за участие в конкурсах. Понятно, что родители радуются любым победам детей, но освоение такого сложного музыкального инструмента как фортепиано уже само по себе победа. Неудачи, как и достижения, переживают все вместе. Детям, конечно, это дается сложнее, но с годами опыт переживания неудач позволяет посмотреть на случайное поражение философски, сделать правильные выводы, заставляет двигаться дальше.

- Успех юного музыканта – это треугольник, в котором одинаково участвуют ребенок, педагог и его родители, - утверждает Ольга Николаевна.

 - Моя мама окончила нашу музыкальную школу по классу «Домра», у нее есть музыкальный слух, она мне подсказывает и поддерживает меня, - кивает Виталий.

  - Но главный залог успеха – большое трудолюбие, желание постоянно достигать новых вершин, которым отличаются наши ребята, - добавляет Людмила Александровна.

       Правда, родители утверждают, что первую скрипку все-таки играют преподаватели, которые работают с учениками не только в классе: они всегда держат связь по телефону, мамы снимают видео домашней репетиции, отправляют им через мессенджеры, задают вопросы, а педагоги подсказывают, что не так.

Кстати, в ДМШ Виталю мама привела еще дошкольником, он ходил в подготовительный класс. К музыке потянулся сам - однажды увидел, как кто-то из взрослых играет на синтезаторе и заявил: «Хочу так же!» И сначала дома появился подобный инструмент, а затем, когда педагог по специальности, Людмила Александровна, сказала, что способности у Витали есть, родители приобрели классическое пианино, акустические возможности которого значительно превышают возможности синтезатора.

 - У синтезатора мягкие клавиши, поэтому звук очень легкий, - со знанием дела объясняет Виталий, - у рояля есть педали, клавиши твердые, руки должны привыкать к нему, да и звук совсем другой.

 - Синтезатор создан для музицирования, разучивания, а не для развития мастерства, - добавляют преподаватели. – Лучше «живое» фортепиано.

Насколько важен для музыканта инструмент, становится понятно, когда приезжаешь на конкурс в другой город. К примеру, на последнем конкурсе был настолько тяжелый  инструмент, что к нему пришлось приспосабливаться два дня. Мастерство музыканта, к которому стремятся ребята, в том и состоит, чтобы отлично сыграть в любых условиях, несмотря на состояние рояля и собственное самочувствие.

 - Настраиваем ребят, готовим к тому, что когда выходят на сцену, они артисты и должны отработать, продемонстрировать то, что умеют, максимально выложиться - рассказывает  Ольга Николаевна. – В нашей школе, конечно, инструменты прекрасные, два японских рояля, которые используются не только для конкурсов, но и для ежедневных репетиций. Они позволили ребятам улучшить и отточить свое ансамблевое мастерство, в полной мере продемонстрировать его на двух конкурсах (городском и республиканском), завоевать первые места.

Не так давно в Шушенском состоялся первый открытый всероссийский фестиваль-конкурс фортепианных ансамблей «Гармония-2019», где «Маки» достойно представили родную школу (как и вся делегация ДМШ № 1 им. Н.К. Самрина), завоевав третье место. Для конкурса мальчики и их преподаватели выбрали классическое произведение Иоганнеса Брамса «Вот на пути село большое», и современное «Лев и Брадобрей» Максима Дунаевского.

Большой опыт и впечатления получили Егор и Виталя не только от Всероссийского конкурса, но и от мастер-класса профессора Новосибирской государственной консерватории Геннадия Анатольевича Пыстина, который преподает курс «Фортепианный дует». 

 - Нам очень запомнилась эта встреча, мы познакомились с интересным и ярким музыкантом, который помог нам увидеть наши произведения в новых красках, открыть тонкости джазового исполнительства, - говорит Егор.

  - Конечно, мы довольны результатом, ведь это был конкурс очень высокого уровня, куда приехали 46 фортепианных ансамблей из детских  музыкальных школ и школ искусств Красноярского края, Хакасии, Тывы, Кемеровской области, Томска, Новосибирска. На Гала-концерт приглашают только тех, кто занял первые и вторые места, но мальчики так хорошо показали себя на мастер-классе, что Геннадий Анатольевич настоял, чтобы они тоже выступили, - рассказывает Ольга Николаевна.   

Помимо прочего «Маки» - любимцы публики, желанные гости и в реабилитационно-оздоровительном центре им. Лебедя, и на городских мероприятиях в музее и библиотеке. В прошлом году на концерте в канун 9 Мая они растрогали пожилую публику, когда играли «Вечер на рейде», им подпевали, плакали, потом просили исполнить на «бис».

       При плотном графике занятий в ДМШ мальчики успевают заниматься спортом и хорошо учиться в школе: у Витали (он учится в 19-й школе) одна четверка, он ходит на плавание, постоянно участвует в школьных олимпиадах. Егор – ученик 5-й школы, круглый отличник, имеет целую россыпь медалей, заработанных в турнирах по киокусинкай. К тому же ему легко дается сольфеджио, сложнейшая дисциплина музыкальных школ, поэтому он регулярно привозит грамоты с теоретических конкурсов.

На региональной музыкально-теоретической олимпиаде, проходившей в феврале на базе ДМШ №1 им. Самрина, стал победителем. Обладая красивым «сопрано», Егор поет в хоре, он участник ансамбля «Акварель». Сольные выступления юных пианистов тоже всегда успешные: в прошлом году Виталий и Егор поделили первое место в городском конкурсе, затем Егор стал лучшим в Республиканском конкурсе «Созвездие талантов». 

       Благодаря тесному общению ребята меняются, перенимают друг у друга самые лучшие черты: скромный и спокойный Егор стал более открытым; Виталий, который отличается непосредственностью и эмоциональностью, теперь более вдумчивый. Дружба обогащает их. И в этом тоже есть заслуга педагогов, которые ведут уроки в теплой непринужденной атмосфере, наладив с учениками доверительные отношения. Наверное, это и есть секрет успеха полюбившегося публике фортепианного дуэта «Маки».

Анастасия ХОМА,

фото автора

«ЧР» № 33 от 30 апреля 2019г.

 

Новости по теме: