Как сегодня устроена система социальных услуг, что изменилось в последнее время, почему на этом рынке теперь «рулят» частники – об этом шёл разговор на одной из пяти площадок форума некоммерческих организаций и гражданских активистов Хакасии, организованном Общественной палатой. Ценно, что анализировали, в том числе, опыт черногорцев.
Десять процентов
Ситуацию в целом обозначила эксперт Общественной палаты РХ по вопросам социальной политики, охраны здоровья и качества жизни населения, директор Хакасского протезно-ортопедического предприятия Ирина Шаповаленко. Она рассказала, что Президент призвал некоммерческие организации (НКО) принимать максимальное участие в оказании социальных услуг, выступая конкурентами бюджетным организациям. Вот так. При этом задача была названа приоритетной.
Ирина Александровна подчеркнула: органам власти рекомендовано предусматривать в государственных программах не менее 10 процентов средств для НКО, причём это касается всех министерств Правительства Хакасии. И лёд тронулся: по информации Минфина РХ, в 2018-м в республиканском бюджете было предусмотрено более 200 млн рублей для грантов и субсидий НКО.
К слову, о грантовой поддержке. Некоммерческие объединения Хакасии могут претендовать ещё и на президентские гранты, представители республики на этом поле чувствуют себя всё увереннее. Если в 2013-м году на конкурс Президентских грантов было направлено всего 13 проектов из Хакасии, а победителями стали 3, на сумму 2,9 млн руб, то в 2018-м было уже 13 победителей из 69 участников, в республику привлечено более 12 млн рублей.
Не наломать дров
Что касается социальной сферы, процесс пошёл. Правда, чтобы не наломать дров – поэтапно. Стоит обратить внимание на важный момент: для НКО, задействованных в чувствительной социальной сфере, созданы такие условия, чтобы им не надо было зарабатывать деньги любой ценой и «обдирать» людей. Им предоставляют, на определённых условиях, бюджетные средства для оплаты за оказанные социальные услуги. И многое требуют взамен – по-другому нельзя, людям нужны исключительно качественные услуги.
Народ, собравшийся для разговора о потенциале НКО в социальной сфере, периодически отправляли к статьям ФЗ 442 «О социальном обслуживании населения». Он-то и поменял привычное течение дел. Директор черногорской автономной некоммерческой организации «Центр социального обслуживания «Ника» Антонина Туранова пояснила:
- Действительно, сегодня одна из приоритетных задач государства – привлечь представителей НКО к работе по оказанию услуг, в том числе – социальных. Сначала это просто-напросто ставило в тупик: ну как так, мы же привыкли к совершенно иной схеме работы! Однако вскоре пришло понимание: государство готово передать некоторые обязанности некоммерческому сектору, людям, готовым заниматься социальным бизнесом. Расчёт, видимо, на то, что НКО всё посчитают, до минуты, до копейки. Так и делаем! Людей «на всякий случай» не держим, а те, кто занят делом, имеют максимальную нагрузку в течение рабочей недели.
Наши – в отличниках
На Антонину Клементьевну посыпались вопросы: как это её «Нике» удалось войти в реестр исполнителей общественно-полезных услуг? Другие бьются, будто рыба об лёд, и не получается!
Тут, признаюсь, разобрала гордость за наших. Дело в том, что попавшие в названный реестр – как отличники в школе, или как обладатели знака качества. Коснись участия в солидном конкурсе, обратись с заявкой на грант – будет гореть «зелёный свет».
Так вот, директор черногорского частного центра социального обслуживания рассказала, что задача, в самом деле, была не из лёгких, но с ней удалось справиться за три месяца.
Кроме того, она напомнила, что «Ника» не появилась на пустом месте. В НКО приняли костяк, самых надёжных социальных работников из Управления соцподдержки, и первые шаги были сделаны при поддержке Управления. Дальше «отшлифовали» алгоритм действий в ситуациях, когда черногорцы обращаются с просьбами о помощи, о предоставлении услуг на дому. И «Ника» снова не одна, её сотрудники работают в связке с чиновниками – есть соглашения, документы, совместные планы. Человека, который нуждается в помощи прежде всего выслушивают в Управлении соцзащиты:
- Специалисты выезжают, изучают ситуацию, разрабатывают индивидуальную программу помощи и передают сведения нам. А мы принимаем человека на обслуживание.
Тарифы не придумывают
Что до конкретных свежих данных по Черногорску, численность получателей социальных услуг в городе – 204 человека.
Тарифы сформированы не с потолка, они не стали итогом чьей-то разыгравшейся фантазии, с этим всё строго. Они утверждены Министерством соцзащиты РХ.
Это же министерство финансирует «Нику» из республиканского бюджета.
Самые востребованные в городе услуги – социально-бытовые и социально-медицинские. Есть спрос и на услуги психолога. А вот запрос на услуги правового характера пока не велик.
«Ника» - первопроходец на ниве частных социальных услуг в республике. Антонина Туранова была успешной ученицей в школе социального предпринимательства Фонда «СУЭК – РЕГИОНАМ», почерпнула от настоящих профи столько информации – сама удивляется:
- Вообще не знала, что такое социальное предпринимательство, как этого «зверя» запрягать и зачем он нам нужен. По итогам занятий пришло осознание, как можно развивать направление, которое знакомо по работе в муниципальном предприятии, как стать сильными, лучшими.
Делать, делать, делать
Социальное предпринимательство, на мой взгляд, – это возможность при поддержке государства создать людям наиболее комфортные условия, сделать так, чтобы у них (речь в основном о пожилых, об инвалидах) было как можно меньше проблем. Понимаю, говорят об этом много, только вот непростительно мало делают. А нужно идти, помогать, делать, делать, делать.
К тому же, как заметила Антонина Клементьевна, это на первых порах такие НКО как «Ника» нянчили, будто в младшей группе детсада. А дальше нужно шагать «в жизнь», адаптироваться в сложных условиях, учиться зарабатывать.
Башкирский опыт в Черногорске
В прошлом году одна из сотрудниц Центра соцобслуживания Черногорска побывала в Башкирии, куда ездила за интересным опытом. В республике обслуживание населения на дому полностью передано НКО, об этом подробно рассказывали коллеги.
Итогом поездки и давних наработок стало создание в апреле прошлого года ООО «НикаПлюс». Новичка также удалось внести в реестр поставщиков социальных услуг, его сотрудники начали работать на ниве дополнительной платной помощи, в этом есть необходимость, спрос на дополнительные услуги устойчивый, ценовая политика гибкая – тарифы держат в узде.
Будем надеяться, опыт черногорцев станет полезным для всех, кто интересуется темой. Заметим: «Ника» сегодня обслуживает уже не только Черногорск, а работает в Абазе, Сорске, Усть-Абаканском районе. И готова взаимодействовать с конкурентами (вот она – ещё одна отличительная черта социального бизнеса).
Вместе с тем, как подсказала Ирина Шаповаленко, НКО могут приложить свои силы не только для социального обслуживания на дому, а, к примеру, можно заняться социальным сопровождением семей с детьми–инвалидами, оказывать услуги по профилактике заболеваний, в том числе СПИДа, по психолого-педагогическому консультированию. Возможности есть, этот рынок будет активно развиваться, к нему стоит присмотреться и, может быть, найти себя именно на этом поприще.
Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора. «ЧР» №21 от 19 марта 2019 г.