Прогулки на сизом воздухе

Дата публикации: 05.03.2019 - 19:14
Просмотров - 759

Депутат Госдумы – о новом в природоохранном законодательстве

Это в летние месяцы мы с вами можем  в городе дышать полной грудью да приговаривать: как хорошо! А вот что вдыхаем зимой, лучше бы и не знать – катастрофа. Что называется, дожили. Ради укрепления здоровья доктора советуют на улицу выходить как можно реже (прогулки на сизом воздухе – удовольствие сомнительное) и ни в коем случае не проветривать комнаты.

Эти темы – о состоянии воздуха в республике, а также о проблемах недавно стартовавшей мусорной реформы, затронул в диалоге с партийцами на конференции «Единой России» в Абакане Владимир БУРМАТОВ – председатель комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды.

Собирать чемоданы?

В зале, пока он говорил, была звенящая тишина: собравшиеся буквально впитывали сказанное, поскольку именно у этого человека – самая свежая информация, что же предпринимается, планируется на уровне федеральной власти.

Тёзка президента, в первую очередь, обратил внимание, что в недавнем послании Путина впервые вопросы экологии были озвучены весьма выпукло, вторым блоком, сразу после «социалки»:

- Тренд на повышение значимости экологических проблем не случаен. Люди теперь напрямую связывают качество жизни и свои перспективы – оставаться в регионе или переезжать, здесь растить детей или найти место безопаснее. Экология выходит на первый план, обгоняя всё: и качество здравоохранения, и вопросы пенсионного, социального обеспечения, автодорог, безработицы.

Итак, качество атмосферного воздуха в зимние месяцы и в республике, и на юге Красноярского края аховое, дым – столбом.

«А» и «Б» – не только на трубе

Гость из Госдумы  заметил:

- Мне хорошо известно, что такое чёрное небо, поскольку я депутат от промышленной Челябинской области. Там, как и в Хакасии, в безветренную погоду чернота способна «править бал» по несколько недель. Чтобы решить эту проблему, президент ещё в 2016-м, по итогам Госсовета по вопросам экологии, предложил ввести механизм сводных расчётов, или квотирования выбросов. Такие расчёты позволяют региональным властям получить рычаги для влияния на крупные предприятия-загрязнители и обязывать их снижать выбросы в атмосферный воздух, даже если не превышены пределы допустимой концентрации вредных веществ, это раз. Второе – сводные расчёты позволяют считать уровень загрязнения не только из труб предприятий, но и в жилом секторе. Потому что мы с вами дышим не возле труб, а там, где выбросы суммируются. Немаловажное влияние оказывают выбросы автомобилей, частного сектора с угольным отоплением. И если запретить людям топить печки не можем, то обязать предприятия меньше дымить – да. Чтобы минимизировать вред, особенно в безветренную погоду. (От ред.: только вот в Черногорске с предприятиями – напряг, а вот частных домов всё больше).

Предполагалось, что будет принят закон, который даст полномочия Росприроднадзору на проведение проверок и предписаний при режиме неблагоприятных метеоусловий. Законопроект дважды вносили в Госдуму, однако всякий раз получали отрицательные заключения правительства. По моему мнению, это стало итогом усилий лоббистов, которые блокировали прохождение нового свода норм.

Бурматов заметил, что активное сопротивление оказали два федеральных министерства: Минпромторг и Минэкономразвития:

- У противников законопроекта есть свои правда и логика, поскольку вопросы экологии всегда в конфликте с вопросами экономики. С одной стороны, нужно создавать рабочие места, увеличивать налогооблагаемую базу, с другой – заботиться о чистоте воздуха.

После Послания, как рассказал аудитории Бурматов, он позвонил министру природы РФ, спросил, как у него настроение после столь экологичного послания. Тот ответил, что все разногласия уже сняты, «будем вносить закон в правительство».

- Вскоре по новостным лентам удалось отследить, что закон в Госдуму внесён. Не готов ничего прогнозировать, потому что столкновение интересов очень серьёзное. Скорее всего, документ будет принят как пилотный, в отношении нескольких территорий страны, посмотрим, какой будет эффект. Как бы то ни было, Президент дал поручение принять закон в весеннюю сессию, то есть до июля 2019-го.

Одно из важных нововведений - с 1 января 2020-го увеличиваем коэффициенты платы за негативное воздействие на окружающую среду в 4-5 раз. Для чего? Чтобы подтолкнуть предприятия к экологизации производства. Сейчас за негативное воздействие на окружающую среду собирают, по сути, копейки, в масштабах республики это пыль. Представителям предприятий выгоднее заплатить эти деньги, чем заниматься модернизацией производства, устанавливать очистные сооружения, фильтрационное оборудование. Одним словом, отсчитать купюры проще, чем внедрять зелёные технологии. А нужно сделать так, чтобы было экономически интересно поставить фильтры и прочее необходимое для минимизации плохих выбросов.

Представитель регионального отделения «ЕР» Сергей Комаров высказался о неучастии республики в экопрограммах:

- Досадно, что ни в республике, ни в органах местного самоуправления, куда и направляются деньги за выбросы,  нет ни одной программы охраны окружающей среды, принятой на бюджетные средства, которая  получала бы развитие и финансировалась за счёт этих средств. Хакасия не вошла в проект «Чистая страна», а ведь можно было бы привлечь федеральные деньги при очень выгодном для нас процентном соотношении.

Творческие… нормативы

Не менее острая тема - реформа обращения с отходами. Представитель Госдумы заметил:

- Хорошо раздельно собирать мусор где-нибудь в Москве, где высокая плотность населения, и есть понятная, считаемая прибыль регоператора. Совсем другое – раздельный сбор мусора в сёлах или малых городах, где органику утилизируют понятно куда, макулатура идёт в печь для розжига, а пластиковая тара используется крайне редко.

Тем не менее, Президент поставил задачу довести уровень переработки отходов до 60 процентов, тогда как текущий уровень - около 8 процентов, и это «средняя температура по больнице».

В целом же, как подчеркнул Бурматов, реформа была неизбежной, потому что просто сваливать отходы под открытым небом - это тупик, не хватит территории страны, всё загадим. Однако он заметил, что есть серьёзные претензии к правительству РФ в отношении организации процесса:

- На мой взгляд, можно было снизить финансовую нагрузку на людей, чтобы они платили меньше. Кроме того, по моему мнению, не была предусмотрена нормальная дифференциация нормативов накопления отходов. Нормативы у нас установлены, мягко говоря, творчески, попросту часто взяты «с потолка». В разных регионах для владельцев своих домов они отличаются в 50 раз! Понятно, конечно, логистика, транспортное плечо, затраты. А людям-то какая разница, им нужен адекватный тариф.

Высказался депутат Госдумы и по поводу весьма болезненной для черногорцев темы:

- Честно говоря, по моему мнению, плата за обращение с отходами должна взиматься, исходя из фактического объема вывезенных отходов, тогда это будет честный подход. Посчитать это можно – по объёму, весу, заполняемости контейнеров. И тогда человек будет платить не за норматив, а за реально вывезенный объём мусора.

Кроме того, Владимир Владимирович заострил внимание на неотработанном механизме возврата средств за раздельный сбор мусора:

- Если, например, пластик везут на переработку, значит,  этот объём мусора не попадёт на свалку, соответственно, можно снижать тариф для людей. В настоящее время Минприроды обязали скорректировать постановление Правительства РФ, чтобы возвращать людям часть денег, которые выплачиваются ими «за мусор» по плоской шкале, – рублём стимулировать раздельный сбор. Думаю, в течение месяца – двух корректировка произойдёт.

Против шерсти

Говорили на встрече и об особо охраняемых территориях, каких в Хакасии тринадцать.

- В 2018-м Госдума приняла закон, который дополнительно и очень серьёзно защищает такие территории.  Принимали его тоже через очень серьёзное сопротивление лоббистов, он «вылёживался» с 2015-го года. Прошёл лишь первое чтение, а потом «застрял» из-за поправок и замечаний. Мы привели его в максимально экологичный вид, сопротивление преодолели. Он устанавливает чёткий однозначный запрет на отчуждение в частную собственность любых земель, расположенных в заповедниках и национальных парках. Природные ресурсы будут находиться исключительно в федеральной собственности. Установлен запрет на размещение в нацпарках свалок, скотомогильников и других подобных объектов. Устраняются административные барьеры для создания новых национальных парков, в бюджете 19-го года уже заложены на это средства.

Хочу всё знать

А ещё на подходе - закон об экологической информации.

- Крайне важная тема, - заметил Бурматов, - люди хотят понимать, каким воздухом дышим, какую воду пьём, каково состояние радиационного фона, почвы.

Да, существуют посты Росгидромета, которые, при всём уважении к этой организации, не дают объективной картины, поскольку исторически располагаются лишь в определённых местах, а «за остальное платите».

Развитию системы мониторинга, как пояснил депутат Госдумы, будет способствовать то, что власть обязала крупные предприятия – загрязнители с 1 января начать устанавливать счётчики на трубах – приборы контроля выбросов. Но пока это актуально лишь для 300 основных предприятий, которые дают 60 процентов выбросов в стране. А дальше эта практика распространится на всех, это будет увязано с шагами к экологизации промышленности страны.

Данные будут заводить на интернет-ресурс Госприроднадзора, по аналогии с сайтом Госуслуг. Информация о выбросах появится в «личных кабинетах».

- Хотелось бы, чтобы в законе было сказано, к какой экологической информации люди могут иметь открытый доступ. А к какой -  общественные инспекторы, экологи. Всё оттого, что сейчас, едва заходит речь, чтобы предприятия открыли ту или иную информацию, они говорят, «коммерческая тайна». И ссылаются на соответствующие законодательные ак-ты.

Кроме того, гость поделился информацией, как его родной Челябинской области удаётся ежегодно получать порядка 113 млн из средств экологического сбора – деньги, на которые закупают линии по переработке и сортировке мусора,

Глава Верховного Совета РХ Владимир Штыгашев, подводя черту дискуссии, резюмировал, что здоровье людей – самое главное, надо учиться вместе бороться за настоящие ценности. И пригласил всех на открытые публичные слушания по экологической теме, которые состоятся 6 марта. Он подчеркнул, что за последние 7-8 лет количество онкологических заболеваний системы дыхания выросло в Хакасии в разы. Так что отступать некуда, надо действовать.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора. «ЧР» №17 от 5 марта 2019 г.

Новости по теме: