В булочную на такси! Всё, приехали – Мерси!

Дата публикации: 12.02.2019 - 10:59
Автор:
Просмотров - 668

В Аэродромном поселке хоть глаз выколи. По этой темноте идти с конца улицы может только бесстрашный человек. А я не из таких. Да и пробовала уже: коленки трясутся то ли от страха, то ли из-за гололеда. И для моих нервов, и для коленок куда как полезнее вызвать такси, плюхнуться в мягкое сиденье, согреться и доехать до места в считанные минуты. Одно не радует – цена!

 

Не убить машину – миссия невыполнима

С нового года проезд в такси подрос в среднем на 10 рублей. Дешевле всего обойдется поездка по центру города – от 50 рублей, уехать из центра в Майский или в Аэродромный поселки будет еще дороже – 90 -100 рублей, на 8-ю шахту – 110 рублей, за поездку в Девятый поселок попросят и того больше. Дорого, - говорят пассажиры. Дешево, - считают таксисты.

Некоторые таксисты предпочитают выходить на линию ночью, во всяком случае так мне сказал мужчина, который вез из Абакана:

 - Днем ничего не заработаешь, много предложений, много разных такси, поэтому днем я отсыпаюсь, а вечером начинаю  брать заявки, - рассказал таксист. – У нас условия работы вообще-то неплохие, да еще есть бонус: у кого нет своего авто, могут не только работать на служебном, но и даже купить его в рассрочку на очень выгодных условиях. То есть определенную часть выручки отдавать хозяину, за несколько лет выплатишь, и считай, машина твоя. Таким людям приоритет, им дают дальние поездки.

Александр  - опытный таксист одной из самых востребованных служб города – белую пятерку купил специально для работы, у него есть еще иномарка для личного пользования, которую выпускать на линию нельзя, через полгода не останется на ней живого места. Впрочем, его «Лада» сейчас, кажется, в порядке: ничего не бренчит, внутри тепло и удобно.

 - Я сам частенько вызываю такси, чтобы в магазин съездить, а то пока разогреешь машину, столько бензина уйдет – дешевле на такси! – по ходу признается мужчина. – А кто считает, что мы дорого берем, ошибаются!    

 - Машина сильно убивается, только и работаю, что на ремонт! – жалуется молодой таксист. – Диспетчер лучшие заявки оставляет для «своих» - в Абакан, Пригорск, а остальные по городу, а у нас, сами знаете, какие дороги… А еще и простаивать часто приходится. Вот, к примеру, я первый приехал в центр, значит, первая заявка из центра должна быть моя, а она отдает «своим».  Еще выгодно, когда люди ездят «туда-обратно», не нужно ждать заявку в этом районе, не теряешь ни время, ни бензин.

  А если к тому же нет уличного освещения (а для нашего города это характерно), таксисты «ловят» люки и большие ямы.

 - Недавно разворачивался ночью и не заметил, что сзади люк открыт… Ну и заехал прямо на него… - рассказывает  Михаил, еле сдерживаясь, чтоб не выругаться. – Весь дневной заработок – коту под хвост! Пришлось бампер ремонтировать. 

Потому с большей радостью любой шофер возьмется увезти вас в Абакан, чем доставить по городу: в отдаленные пункты ехать нужно по гладкой трассе, без остановок на светофоры, без пробок, а это экономия бензина, да и выручка за такие маршруты приличная. А вот ездить по Черногорску, где в асфальте сплошь и рядом дыры, а весь частный сектор в ямах да ухабах, себе дороже.  Бывало, едешь по Вокзальной или 40 лет октября и вспоминаешь  песенку  «А когда на море качка…»

 

Бабулю – на дачу, внучкУ – на берег

Александр, о котором упоминалось выше, работает в такси уже восемь лет. Ехать с ним пассажирам надежно: город он знает, как свои пять пальцев, хорошо ориентируется на отдаленных улочках и в переулках. Но даже у него в машине навигатор: Бог знает, куда отправят в следующий раз, иногда доставлять человека приходится ведь и за пределы Черногорска.

 - Недавно к нам устроился один паренек, он ни разу в такси не работал. Так вот, он купил себе карту города и, получив заявку, сначала долго искал, куда ехать, - улыбается Александр. – Я ему посоветовал купить навигатор, а то клиенты долго ждать не станут… Люди начинают таксовать, конечно, не от хорошей жизни, а когда некуда податься. Особенно большой наплыв желающих подработать зимой, когда строители, дорожники сидят в вынужденных отпусках. А мы что? Мы не против, не обижаем их. Всем работы хватает.

 Летом, казалось бы, заработки у таксистов становятся меньше: на остановке стоять не напряжно, а кто-то не ленится и пешком пройтись. Но нет, говорят водители, машина не простаивает и в теплую погоду – начинается дачный сезон, а горожане (что меня очень удивило) активно пользуются услугами такси, чтобы добраться до своих садово-огородных участков.

 - Скоро бабули поедут на дачи, - заметил как-то один водитель, чем вызвал у меня улыбку.

 - Вот как! – только и смогла ответить я. Образ дачника почему-то не вяжется  с человеком, передвигающемся на такси. Вкалывать на огородах обычно берутся или дачные фанаты, или  люди, которые в целях экономии всегда ездят на автобусе. Во всяком случае автобусные маршруты, которые открывают в мае в дачные поселки,  всегда пользуются спросом.

 - А еще летом без конца катаемся на берег в Усть-Абакан, в Мохово… Люди наберут сумок, и вперед, на пикник! Многие говорят: «Запомни, где нас оставил – заберешь потом». Возвращаюсь – там такие «дрова!» – хохочет таксист.

Выходит, наши люди теперь ездят на такси и на дачи, и на пикник, и даже в булочную.

А кажется, еще совсем недавно незабвенная Нонна Мордюкова в роли управдома из комедии "Бриллиантовая рука" говорила, что "наши люди в булочную на такси не ездят.

 

Шашечки, счетчики

и другие прибамбасы

Таксистом легко может стать любой. Чтобы подработать не на постоянной основе, достаточно внести сто рублей и принимать заявки. Кажется, крути себе баранку, клади в карман сотенку за сотенкой. Работа сидячая, не пыльная – просто мечта! Однако рулевые признаются, что эта легкость только кажущаяся.

 - Очень тяжелая работа! – признается Александр. – С линии не сойдешь, разве что на пять минут!

 - А я думала, у вас свободный график… И на обед час не дают?

- Что вы! На ходу едим!

«Может, потому на пятачке, где стоят такси, всегда грязно – стаканчики, упаковка от чипсов, фантики от конфет…» - подумала я, но не стала озвучивать эти мысли.

Таксисты, которые работают через интернет (диспетчеры находятся в других городах), тоже далеко не свободные люди. Их путь отслеживают, поэтому голосующих людей брать нельзя: сразу поймают и выгонят.

 - Как-то Максим попал впросак, - рассказывает соседка Галина Николаевна о сыне, - пассажиры забыли в машине пакет, и он возил его с собой, пока не вернулся в офис. Просто не по пути ему было ехать к диспетчерам. А люди уже успели нажаловаться. Он только порог переступил, как ему стали высказывать за эти вещи, хотя они были у него в руках. 

Часто машины разных служб такси не имеют никаких опознавательных знаков – ни шашечек, ни логотипа. Выйдешь на улицу и гадаешь, какое авто приехало за тобой, обходить припаркованные машины с вопросами сложно, когда у тебя на руках ребенок, тяжелые сумки или костыли.

 - Почему так? - интересуюсь у водителя во время очередной поездки.

 - Так на это лицензия требуется! А чтобы получить лицензию, нужно зарегистрироваться как индивидуальному предпринимателю. Это значит, налоги, отчисления в пенсионный фонд… Да, я устроен как работник, и за меня платят, но это же не такие суммы, как с предпринимателей дерут! Поэтому и ездим так, без лицензии. Только вот ловит нас дорожная полиция. Часто устраивают засады. К примеру, берешь заявку, человек просит увезти в суд, приезжаем, рассчитывается, а тут же стоит контроль, подходят инспекторы и просят предъявить лицензию. А если нет – штраф.

У таксиста Олега в автомобиле, хоть и нет лицензии, – новые технологии, а именно счетчик (программа установлена на телефон). Как только стартуем, счетчик начинает работать – цифры, обозначающие метры, мелькают с приличной скоростью, накапливая рубли. Останавливаемся на перекрестке – счетчик замирает.

 - Получается, время  в пути и расходы на бензин не учитываются, - замечаю я.

 Олег кивает:

 - Можно в пробке простоять энное количество времени, сами понимаете, глушить машину нельзя в такой мороз, бензина потрачу больше, а заработаю  ровно столько же, сколько летом, - констатирует он. – Ну и конечно, я мог бы уже вторую заявку взять.

Это, конечно, несправедливо, таксисты несут убытки, зато пассажирам выгода. С меня, к  слову, Олег взял ровно столько, сколько я плачу за этот же путь в другом такси, рубль в рубль! Выходит, правильный счетчик. 

     

Опасная-веселая работа

Конечно, работа таксиста имеет еще много нюансов, в частности, нужно быть особо бдительным, не секрет, что водители время от времени становятся жертвами криминальных личностей. Как некоторые люди боятся садиться в попутки, так и таксисты с опаской берут некоторых пассажиров, понять их тревогу можно. Кто знает, чего ожидать от компании пьяных мужчин, особенно ночью? Поездка может обойтись дорого – и не только в плане денег, поэтому у многих шоферов с собой средства самообороны.  Слава Богу, что экстремальных ситуаций в разы меньше, чем забавных.

 - Вез я как-то девушку в Абакан, в МПС. Дело было утром, поэтому попали в большую пробку на виадуке, - рассказывает Олег. - Я уже напрягся, что сейчас она будет психовать, жаловаться, что опаздывает, хоть я был ни в чем не виноват.  Но девушка вдруг запела. Такой у нее был хороший голос! Вот уж никак не ожидал. Заслушался… А ведь она хромала, видимо, проблемы со здоровьем… Может, потому и терпения много. Выехали из пробки – и сразу в другую попали. А она мне: «Не переживайте, я вам еще одну песню спою!»

Сын Галины Николаевны рассказывал, как на днях подвозил мужиков, у них был мешок, который положили в багажник. Максим думал, с мукой. А когда пассажиры вышли, понял,  что везли  сахар, который, видимо, недавно разгружали, потому что после них весь салон стал липким. Крупинки сахара блестели на ручках, на сидениях, на полу, растаявший с обуви снег образовал на полу салона сладкие лужи, в которые прилипали следующие пассажиры. Пришлось срочно ехать на мойку! А помыть машину с салоном стоит 400 рублей. Машина всегда должна быть чистой, поэтому или выкладывай деньги за мойку на СТО, или бери ведро, тряпку - и вперед! Тут уж никто тебе  расходы не компенсирует.

«Работа хорошая, когда не своя», - так сказал мне один умный человек, когда я с завистью заметила, что у него славная должность с достойной зарплатой и минимальным физическим напряжением.

Мы все ждем хорошего сервиса, за который не придется выкладывать крупные купюры, но пока предложение остается таким, какое оно есть, а зачастую это грязные разбитые машины, прокуренные салоны, громкая музыка, отсутствие шашечек, а иногда и грубость водителей. Но  все равно будем вызывать такси, без него не обойтись даже в маленьком городе – и нам, пассажирам, и тем, для кого крутить баранку осталось единственной возможностью заработать на хлеб.

  Ольга БЕЛЯЕВА,

фото В.Корзуновой 

 

«ЧР» № 11 от 12 февраля 2019г.

Новости по теме: