За что так свирепо не любят детей?! Мысли после прочтения сборников стихов для школьников

Дата публикации: 12.02.2019 - 10:57
Просмотров - 782

Признаюсь, нас очень радует неравнодушие наших читателей. Спасибо за то, что вы звоните, пишете, рассказываете о безобразиях и хороших делах, делитесь радостью или возмущением, задаёте вопросы или даёте советы. Ведь благодаря нашему сотрудничеству удаётся поднять такие темы, которые без вашей помощи могли бы остаться незамеченными.

 Интересную и важную проблему затронула мама школьника. Её ребёнок принимал участие в конкурсе чтецов «Мы помним…», посвящённом памяти жертв ДТП.

- К заданию мы подошли со всей ответственностью, - рассказывала женщина, - стихи читаем с детства, любим и знаем много прекрасных авторов. Но, готовясь к конкурсу, столкнулись с проблемой – очень сложно было найти стихотворение хорошее, грамотное. Большая часть того, что читали в тематических подборках, – это же просто ужас! Исковерканный русский язык, нелепые рифмы, глупость и пошлость чуть не в каждом, так сказать, произведении. И ведь это касается не только стихов об авариях, но и на другие темы такие же отвратительные вирши кто-то сочиняет. Как после этого можно прививать вкус к хорошему слогу? Я сама, прочитав несколько десятков таких поэм, почувствовала отвращение к поэзии, а что говорить о детях?!

Возмущение мамы школьника мне близко и понятно. Дело в том, что сама была членом жюри на том конкурсе. И насколько меня восхитила работа ребят и учителей в создании сценического образа, выразительности чтения, настолько же ошеломило качество значительной части прочитанных стихотворений. На самом деле – глупость, пошлость и безграмотность. А ведь ребята пытались искренне, с чувством читать эту стихоплётную сентиментальщину.

После беседы с родительницей отправилась за информацией в интернет, решила сама посмотреть, что же предлагается школьникам для заучивания и чтения на различных конкурсах, встречах и утренниках. И… мама дорогая! Слегка перефразируя Корнея Чуковского, можно воскликнуть вслед за ним – «нужно свирепо ненавидеть поэзию и детей, предлагая им такое творчество!

Судите сами, вот пара «шедевров» на тему памяти жертв в ДТП:

Светлая память

                  погибшим в дороге,

Свечку зажжем мы —

                       ребенку, супруге,

 Брату, сестре и подруге

                                     с отцом

— Всех помянем мы хорошим

                                     словцом.

Пусть им покоится

                                 на небесах,

Молитвой святой помянем

                                  в церквах!

Рифма тут и не ночевала, красота языка и образность также скончались, ещё не родившись, зато слезливая сентиментальщина затопила всё тошнотворной патокой.

 

Слезу смахнем открыто,

                                не украдкой,

Тоску поднимем

                          из души глубин.

А после с мягкою,

            чуть грустною улыбкой

Помолимся тихонько

                                 и неспешно

За жизнь иную и за их покой,

За всех — и за святого,

                            и за грешного.

Исторгает из глубин своей филистёрской души неведомый сочинитель. Так и видишь, как из грязной бадейке, словно из колодца, тянет автор строчки, набирая первые встречные слова на гонорар. Потому что если это ещё и от всей души да искренне написано, то скорая филологическая помощь уже бесполезна. Как и доктор, чтобы вылечить глухоту к моральным ценностям. Ведь в этих графоманских строчках с ног на голову ставятся нравственные заповеди, святые понятия, словом – пошлость рулит по максимуму. 

И ведь судя по обилию подобных вирш, переводу таким сочинителям нет. Причём на разные темы, как говорится, за ваши деньги любой каприз стихоплёт выполнит.

Идёт ли речь, скажем, о Дне матери:

На свете всех прекрасней,

Красивей, умней, нежней,

Для каждого ребенка —

                                     мама.

Нет других ее добрей.

Держитесь ценители Пушкина и Лермонтова, Блока и Ахматовой, чай не Есениным заправлялся автор, а словарём рифм, тыкая пальчиком куда придётся, а затем что пришлось вытаскивая на бумагу! Впрочем, там, где словарь не помогал, автор полагался, видимо, на некие архитипические волшебные палочки, надеясь, что драгоценное для всех слово «мама» вытянет любую чушь им написанную.

Страшно представить, что испытывают учителя русского языка и литературы, да и не только они, а и другие предметники с хорошим вкусом, выслушивая от учеников, например, такие поздравления в День учителя:

Мы все учились понемногу,

За партой коротая час.

И после школьного порога

Мы навсегда запомним вас.

Желаем вам блистать,

                               с указкой

И дальше стоя у доски.

Чтоб жизнь была

              прекрасной сказкой,

Всему дурному вопреки.

Да, прошу учесть, что в приведённых отрывках орфография авторов сохранена, что, надо сказать, стоило нескольких седых волос нашему корректору – ей-то каково было читать такое!

Не могу не отметить ещё один примечательный момент – все эти тематические творения анонимные, как ни искала, не удалось найти ни одного графомана, который бы честно подписал под творением своё имя. А зря… Интересно было бы посмотреть на осквернителя поэзии.

В 1936 году в газете «Правда» вышла большая статья Корнея Чуковского «Литература и школа», в которой он затрагивал в общем-то эти же вопросы – как можно давать детям читать такую чушь?

«Если бы школа умела обрадовать, очаровать, взволновать этих девочек произведениями высокой поэзии, если бы преподавателям русской словесности удалось так заразить их своими эмоциями, что они на самом деле ощутили бы счастье оттого, что на свете был Пушкин, вся эта смердяковская гниль сама собой отпала бы от них, и сердцещипательный лакейский романс был бы для них раз навсегда размагничен, - писал настоящий поэт. - Но школа, столь великолепная в других отношениях, все еще не способна привить нашим детям подлинные литературные вкусы, вооружив их здоровой эстетикой, которая на всю жизнь дала бы им надежный критерий для оценки литературных явлений, — не способна научить их самостоятельно разбираться в произведениях поэзии. Причин этого плачевного явления много, но главная заключается в том, что наши учебники, хрестоматии, методические пособия, программы – все еще страдают стихофобией, дурно скрываемой враждою к поэзии и никакого стихового воспитания даже не пытаются дать нашим школьникам».

Согласитесь, как о нынешней теме написано! Впрочем, 80 лет назад, похоже, прислушались к мнению Чуковского, по крайней  мере через три десятка лет Корней Иванович написал послесловие к этой статье, в котором, в частности, были такие строки:

«Теперь много изменилось к лучшему. Теперь и представить себе невозможно, чтобы в первые книги для чтения могли проникнуть те бездарные стишки, какие приводятся в настоящей статье… Но преподавание литературы все еще не стало одним из могучих средств эстетического воспитания детей. Эстетический вкус, который необходимо воспитывать в детях с самого раннего возраста, все еще не вступил в свои права при изучении литературы в школе».

Знакомая учительница русского языка и литературы, отмечу – очень хорошая учительница, так прокомментировала поставленную проблему:

- Согласна, в последние годы, особенно с развитием интернета, общее качество стихов, да и прозы серьёзно упало. С одной стороны, это связано с тем, что в сеть все могут выкладывать свои творения – удачные, неудачные, умные, глупые. С другой – у нас, по сути, пропала школа критики, нормальной литературной цензуры, которая в советские годы  не пропускала оглушающую пошлость, глупость и безграмотность. Выход я вижу в одном – обсуждать с учениками всё: и хорошие произведения, и плохие. Мы, кстати, так и делаем. Ты упомянула пару стишков на тему ДТП, самое интересное, что именно эти строчки мы разбирали год назад. Главное не молчать, не делать вид, что плохих стихов нет или что дети как-нибудь сами поймут. Если не занимается этим учитель в школе, поговорите  с ребёнком, обсудите и смысл, и форму, и стиль. Только так можно воспитать умного, понимающего хорошую литературу человека.

Кто-то может сказать: да какая разница какие стихи – был бы человек хороший! Не спорю, бывает, что и без книг вырастают добрые, нравственные, справедливые и честные люди. Бывает даже, что вырастают такими те, кто в детстве читал плохие стихи и рассказы. Но ведь не сегодня понято, что хорошая литература может помочь в воспитании. Так зачем же отказываться от столь мощного ресурса?

Валентина КОРЗУНОВА, фото автора

«ЧР» № 11 от 12 февраля 2019г.

На фото:

17 лет назад в центре Москвы на Болотной площади открылся новый памятник «Дети – жертвы пороков взрослых», автор – Михаил Шемякин. Честно скажу, памятник страшный, воздействие – сильнейшее. В центре – играющие мальчик и девочка, рядом книга сказок, а вокруг ужасающие фигуры, каждая из тринадцати обличает один из пороков, которые грозят детям. Равнодушие и наркомания, лженаучность и невежество, пропаганда насилия и беспамятство… Единственное, чего там не хватает, на мой взгляд, это скульптуры, посвящённой плохой детской литературе, она тоже способна убить душу.

Новости по теме: