Как муж на сковородке

Дата публикации: 15.11.2018 - 10:01
Автор:
Просмотров - 763

В топе горячих новостей Хакасии – сообщение из службы судебных приставов Черногорска: их «героем» стал 36-летний мужчина, который выплатил на содержание ребенка 750 тысяч рублей. И  можно было бы восхититься его благородством, если не знать, что этому предшествовала серьезная судебная тяжба.

Началась история банально. Родители маленького Гриши (назовем ребенка так) развелись в 2008 году. Понятное дело, папа знал, что надо платить алименты – четверть из своего дохода предпринимателя. Но отдавать ребенку положенное по доброй воле он не хотел, как и некоторые бизнесмены, скрывал заработок не только от налоговой, но и от бывшей жены. В УФНС подавал «нулевые» декларации.

Впрочем, сказать, что он совсем не платил, было бы неправильным – перечислял по 2-3 тысячи в месяц. У кого есть дети, согласятся, что на эти деньги накормить и одеть ребенка невозможно, только на оплату услуг детского сада требуется как минимум 2 тысячи. Но бывшая супруга, осознавая, что большего от него не добьешься, принимала и эти деньги – хоть какая-то помощь! Впрочем, переводы приходили не от самого отца ребенка, а от его мамы, так что подтвердить перечисление алиментов теперь невозможно.

- Когда нужно было доказать, что платежи производились, мужчина принес мне приходно-кассовую книгу, заполненную от руки. Причем приносил трижды и каждый раз утверждал, что это оригинал. Да, там значилось, что один раз в месяц он брал из кассы некоторую сумму на уплату алиментов, но никаких доказательств, что это было именно так, нет, в общем, вводил нас в заблуждение, - рассказывает судебный пристав-исполнитель черногорского отдела ФССП по Хакасии Виктория Глазунова. - А те деньги, что приходили от имени бабушки, суд посчитал обычной помощью, какую оказывают бабушки и дедушки своим внукам. 

Доказывать, что платежи были, мужчине пришлось после того, как бывшая жена решила взыскать с него всю задолженность, начиная с момента развода. За 10 лет накопилась приличная сумма – 753 тысячи рублей.

Что подвигло женщину принять такое бескомпромиссное решение? Оказывается, все эти годы папа не принимал участия в воспитании сына. Наоборот, самоустранился из его жизни, а настоящим отцом для мальчика стал второй муж мамы, который растит его как родного и хотел бы дать ему свою фамилию. Усыновление устранило бы и многие бюрократические препоны, типа получения разрешения на выезд за границу у родного отца. Именно поэтому женщина попросила бывшего супруга официально отказаться от мальчика, а, получив категорический отказ, решила действовать более жестко.

- Прошлой весной она обратилась к нам рассчитать задолженность, - объясняет Виктория Викторовна. – Мужчина не согласился с этой суммой.  Возник спор. Мы вышли в суд, который и определил окончательный размер задолженности – 753 тысячи рублей. Прежде чем дело дошло до суда, алиментщик усиленно скрывался, несмотря на то, что он личность в городе известная, занимается ремонтом машин, живет неплохо.

     Потом судебные приставы ввели ограничения для него на выезд из России и пользование водительским удостоверением. Также появились запреты на продажу земельного участка и перерегистрацию автомобиля. Эти меры оказались действенными. Должник стал бояться садиться за руль, потому что в любой момент его могли остановить инспекторы ГАИ и лишить прав на полтора года. Постепенно он стал гасить долг – сначала осилил 50 тысяч рублей, потом 400, потом еще 200… За два месяца выплатил почти все положенные ребенку деньги.

     - Сейчас он остается должен 5 тысяч 600 рублей. Если остаток долга меньше 10 тысяч, то ограничения на водительские права снимаются, а все остальные остаются в силе, потому что вынесен исполнительский сбор за несвоевременную уплату, - разъясняет пристав.

     На этом, понятно, точку ставить рано, ведь ребенку еще расти и расти. До достижения им совершеннолетия можно накопить такой же большой долг, а в то, что человек осознал ответственность за того, кого породил, и будет исправно выполнять свои обязательства, приставы не верят. Пока он в постоянном  поле зрения. Уже известно, что мужчина прописался у родственников в Краснотуранске, встал там на учет в центре занятости, получает пособие по безработице 900 рублей, алименты с которого равны 200 рублям, а сам при этом по-прежнему ведет свой бизнес. В общем, вертится как уж на сковородке.

    Описать имущество  этого злостного неплательщика в счет его долга тоже было невозможно: как постоянное место жительства приставам он называл адрес родителей, а сам скрывался в другом месте.

     - От родителей я ничего добиться не смогла: то не открывают, то их нет дома, на повестки не реагируют, - продолжает Виктория Викторовна. – Есть еще одна квартира по Чапаева, он не собственник, но соседи говорят, делает ремонт, туда тоже не попала. Конечно, если бы была возможность войти в дом, скорее всего, нашлось бы имущество, которое можно было описать.

     Хотели приставы арестовать земельный участок должника, который находится в Усть-Абакане, и Виктория Глазунова даже обращалась за этим к своим усть-абаканским коллегам, но оказалось, что установить точное местонахождение участка невозможно: он находится в не размежеванном чистом поле.

   - Конечно, стоимость участка уже не соизмерима с размером долга, но все равно пока продать или подарить он его не может.

       Сейчас с мужчины взыскивается еще и неустойка за несвоевременную оплату, а это еще около 300 тысяч плюс расходы на адвоката, так что, вероятно, зайдет речь об аресте участка.

        - Если мы докажем, что он ведет свою деятельность как предприниматель, то сообщу об этом в Краснотуранск в центр занятости. С него взыщут все, что уже выплачено, дадут штраф и снимут с учета по безработице. Как у неработающего алименты ему рассчитают, исходя из средней заработной платы по России, это 39355 рублей, а в месяц он будет обязан платить 9838 рублей, - подытоживает Виктория Викторовна.

 Что ж, смирится ли со своей участью молодой отец, покажет время, а то, что выплачивать алименты придется, не обсуждается. Даже если его лишат родительских прав.

 

    Взыскание алиментов остается наиболее распространенной категорией дел в сфере семейного законодательства. По данным ФССП России, на сентябрь 2017 года судебные приставы вели 862 тысячи таких производств. Согласно прошлогодней статистике, россияне задолжали за уплату алиментов по содержанию детей более 100 миллиардов рублей, об этом пишет Лента. ру, ссылаясь на слова судьи Верховного суда Татьяны Назаренко.

      Понятно, почему время от времени возникают предложения, как изменить ситуацию, вносятся новые законопроекты, некоторые из них переходят в ранг законов. Так,  31 октября 2017 года Президент В.В.Путин подписал поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым судебные приставы получили право задерживать должников по алиментам, а также трудоспособных россиян, которые отказываются содержать своих нетрудоспособных родителей.

      Сообщалось и о том, что в Госдуме разрабатывают поправки в законодательство, по которым государство может взять выплату алиментов на себя, если неплательщика не удалось разыскать в течение года и он был признан безвестно отсутствующим.

      Самой действенной мерой, судя по всему, в последние годы стало ограничение нерадивых пап (иногда и мам) в выезде за рубеж. Правда, порог долга, при котором невозможно пересечь границу, повысили до 30 тысяч рублей, но и этого достаточно – такую сумму можно накопить всего за 3-4 месяца, если даже речь идет о скромных выплатах. Еще раз процитируем Ленту.ру: «По итогам 2017 года около 6,8 миллиона россиян, имеющих долги, могут стать потенциально невыездными».

      На волне ностальгии по советским временам, которая охватила в эти дни Хакасию, вспомним, как боролись с алиментщиками раньше: их стыдил профком, их разбирали на партсобраниях, высмеивали в юмористических журналах наравне с несунами и пьяницами. Сейчас же в личную жизнь сотрудников работодатель не вмешивается, правда, бухгалтерия всё же вынуждена удерживать часть зарплаты, если на то есть решение суда. Тут уж как ни изворачивайся, ничего не поделаешь.

       А вообще алиментщики - народ находчивый. Сколько было потешных и одновременно грустных историй о том, как пытались скрыться от судебных приставов горе-отцы. Один прятался от них в подвале, другой схоронился в диване, а самый предприимчивый отправил жене телеграмму от имени матери о своей смерти. Мужик состряпал даже липовое свидетельство о смерти, лишь бы навязчивая супруга отстала от него. Правда, его все-таки разоблачили – судебного пристава перехитрить не так-то просто. Так же и в нашей истории - сколько верёвочке ни виться, а конец будет.

Ольга БЕЛЯЕВА. «ЧР» №89 от 15 ноября 2018 г.

Новости по теме: