Через тернии, лекции и тренажеры – к белым халатам

Дата публикации: 23.10.2018 - 10:30
Автор:
Просмотров - 600

- Нитка должна быть в полторы длины иглы, - объясняет Петр Макарович Корниенко студенту-медику, когда тот сначала вставляет нитку, а потом зашивает рану (выглядит очень правдоподобно!) на резиновой руке. У ребят четвертого курса, которые осваивают специальность «Лечебное дело», идет занятие в симуляционном центре, что при медико-психолого-социальном институте  (МПСИ) ХГУ.

- Перчатки скользят! – жалуется студент.

 - А как ты хочешь – в операционной без перчаток? – не принимает оправданий преподаватель, а потом, обращаясь уже к другому будущему медику, выдает каверзные замечания: - А вот представь, что это не магнит, а слизистая кишечника! Не тяни ты так! Это не веревка! Не фал на корабле!

Из классов –

к больным

Говорят, есть один способ подготовки врача – «больной и книга, книга и больной». Этого золотого правила придерживаются и в МПСИ. И хоть студенты много времени проводят у тренажеров в симуляционном центре, еще больше они находятся рядом с людьми, которых мучают реальные недуги, учатся справляться с обострившейся язвой, откуда ни возьмись появившемся остеохондрозом и в конец замучившим гайморитом.  Начиная со второго курса, с дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней», во время которого будущие лекари должны научиться самостоятельно обследовать больного всеми наиболее простыми методами, они постоянно приходят в клиники.

- Со всеми учреждениями здравоохранения республики университет заключил договоры о безвозмездном пользовании площадями и о совместной деятельности, - говорит Ольга Хабарова, заместитель директора института по медицинскому образованию. – В течение учебного года студенты посещают клинические занятия в больницах, и, конечно, летом обязательна практика, она проходит уже с первого курса.

В больницах для будущих медиков оборудованы специальные учебные комнаты – классы, аналогичные тем, что есть в институте. Здесь проводятся семинары и практические занятия, после которых группа  студентов, возглавляемая педагогом, идет к реальным пациентам. Так, если изучается острый аппендицит, то сначала ребятам рассказывают о причинах его возникновения, клинических проявлениях, классификации, лабораторно-инструментальных исследованиях при подозрении на этот недуг, методике операций и т.д. А уж потом будущие медики направляются к прооперированным больным, а если «повезет», то встречают человека, которого привезли на скорой с подозрением на аппендицит.

Часто  студенты приходят на занятия в республиканскую больницу, там восемь учебных комнат МПСИ. Естественно, ребят допускают наблюдать, как происходит оперативное вмешательство, благо, операционные в новом хирургическом корпусе большие, толкаться не приходится. Мало того, будущие доктора одними из первых знакомятся с новыми методами обследования и лечения, современным  оборудованием, которое в последнее время с завидной регулярностью поставляется в больницы.

 Помимо штатного преподавательского состава в институте много совместителей – практикующих докторов, среди них и кандидаты, и доктора наук, и заслуженные врачи. К примеру, кафедру хирургии возглавляет кандидат медицинских наук, заслуженный врач РХ Геннадий Николаевич Стрижаков, он же заведующий торакоабдоминальным отделением в республиканском онкологическом диспансере.

- Практически все заведующие хирургических отделений по совместительству наши преподаватели, они с готовностью берут ребят на высокотехнологичные операции, чтобы наблюдали за действием врачей, впитывали знания, приобретали навыки. К примеру, с ангиографией (рентгеноскопическое исследование сосудов, которое проводят после  введения в них рентгеноконтрастных препаратов – прим. ред.) познакомил завотделением рентгенохирургии регионального сосудистого центра Александр Владимирович Ковалев, тоже доцент нашей кафедры, - рассказывает Ольга Ивановна Хабарова.

Среди преподавателей института должно быть не менее 70 процентов людей с ученой степенью. Естественно, что молодой институт еще не вырастил достаточно своих докторов  наук, поэтому сюда приглашаются профессоры других вузов. Так, на полставки работают здесь преподаватели из Новосибирска, Томска, Красноярска. Причем они не только читают лекции, но и ведут клинические занятия (чем в крупных медицинских вузах занимаются доценты и ассистенты).  

Самый терпеливый пациент

Работать на дорогостоящем высокотехнологичном оборудовании ребятам, естественно, не положено, они могут лишь принимать участие в оказании медицинской помощи. И то после приобретения первых профессиональных навыков в симуляционном центре в стенах их альма-матер. 

В центре собраны симуляторы разного профиля, можно набить руку в десятках медицинских манипуляциях и процедурах. Ребятам показывают, как транспортировать пострадавшего при переломах, делать сердечно-легочную реанимацию детей и взрослых, пользоваться фонендоскопом и накладывать швы. Учат ставить катетер и желудочный зонд, интубировать трахею во время наркоза, обследовать ухо, промывать желудок, проводить спинномозговую пункцию и делать спинномозговую анестезию.

Есть и учебная эндоскопическая стойка, которой задают  определенную программу – остановка кровотечения, холецистэктомия (операция по удалению желчного пузыря), перевязка маточных труб и др. На мониторе студент видит в реальном времени, к чему приводят его манипуляции.

Врач должен обладать всеми сестринскими навыками, поэтому ребята учатся также делать инъекции, накладывать повязки, ухаживать за больными. Тренироваться можно многократно, электронные пациенты молчаливо стерпят ошибки начинающих врачей.

 - Внутренние органы этого тренажера можно наполнить водой, которая даст тот же эффект, как если бы началось кровотечение, - проводит для нас небольшую экскурсию по симуляционному центру его руководитель Петр Макарович Корниенко. - Проводя перкуссию (постукивание пальцами), медик может определить, какой орган барахлит.

Насколько важны и нужны занятия на симуляторах, демонстрирует одна история. Несколько лет назад учился в МПСИ парень из Тувы, непреклонно шел к цели стать врачом.  Первое занятие в учебном центре после летних каникул он начал с рассказа о том, как спас незнакомую бабушку. В его деревне есть фельдшерско-акушерский пункт, куда он пошел просто, чтобы пообщаться с медсестрами, возможно, чем-то помочь во время приема. Вдруг в очереди прямо в коридоре упала пожилая женщина, оказалось, сердце остановилось. Говорит: «Я минут 20 её качал… Откачал! Не растерялся!»

 - А ведь тренировался вот здесь на тренажерах! – вспоминает Петр Макарович.- С пятого курса хотел уйти, я ему мораль прочитал – остался. Вот такой житейский пример.

Много раньше, когда о подобных симуляторах еще слыхом не слыхивали, студенты учились друг на друге – накладывали шины и повязки, делали уколы, проводили обследования (мальчики отдельно от девочек!). Практиковались, оттачивали навыки на реальных пациентах, и это, конечно, смущало и самих будущих медиков, и больных. К тому же не всегда в палате оказывался человек с «нужным» диагнозом, то есть с тем, который в данный момент осваивают студенты. Теперь же можно в любое время «прослушать» резинового больного с помощью фонендоскопа и определить по сердечному ритму, хрипам и шумам, заданным программой, порок сердца, тахикардию, бронхит или пневмонию. В учебном классе есть симулятор женской груди, где прощупываются новообразования, и даже симулятор родов, поэтому парни без доли смущения, какое могут испытывать молодые люди в белых халатах при осмотре пациенток, имеют возможность определить опухоль молочной железы и понаблюдать за появлением на свет ребенка.

Несмотря на то, что оборудование для симуляционного центра очень дорогостоящее, он  постоянно пополняется, ведь год от года производятся новые тренажёры, а старые совершенствуются. Институт взаимодействует с фирмами-поставщиками, а когда приобретается новый тренажер, приезжает представитель фирмы, который устанавливает его и учит работать на нем преподавателей, а уж те передают свой опыт студентам.

В прошлом году прибыл новый «говорящий» тренажер: к примеру, устанавливается программа «Острый аппендицит», и когда пальпируют живот справа, больной жалуется: «Больно!» При проведении реанимации тренажер может подсказать студенту, что он делает не так: «Неправильное положение рук!», «Недостаточное нажатие!» и др.

В общем, сейчас без симуляционного центра не представляет себе обучение ни один мединститут. Студенты не только отрабатывают до автоматизма конкретные навыки, но и познают диагностические нюансы, постигают работу в команде, обучаются действиям в нестандартных ситуациях, развивают клиническое мышление. К больным медики-новички выходят во всеоружии: они уверены в своих действиях, меньше волнуются, нужно лишь прокрутить в голове алгоритм действий.

Нужны всегда, нужны везде 

- Студенты наши обеспечены всем необходимым, - подытоживает Ольга Ивановна Хабарова. - Мало в каком вузе (даже не во всех институтах ХГУ) есть комната для самоподготовки с компьютерами, выходом в интернет. Учебники по всем дисциплинам дополнены учебными фильмами и электронными базами, где собрана вся самая современная литература. Иными словами, учись не хочу.

Медико-психолого-социальный институт был организован в 2002 году, Хакасии это было жизненно необходимо: практически во всех городах и селах не хватало врачей.

 - На тот момент обеспеченность врачебными кадрами составляла 38 процентов, - вспоминает Ольга Ивановна. - Обеспеченность врачебными кадрами, безусловно, улучшилась, но потребность во врачах по-прежнему осталась, поэтому на первый курс на платную форму обучения приняли на 20 человек больше, чем обычно.

Сейчас на каждом курсе занято по 50 бюджетных мест (в следующем учебном году будет набираться 60 человек), из них 40 было выделено Минздраву для целевого набора. Плюс 20-40 человек, которые учатся на условиях полного возмещения (то есть платно).

Естественно, с трудоустройством проблем никаких нет. За шестикурсниками с самого начала учебного года начинается «охота». Сам министр здравоохранения Хакасии Владимир Костюш приходит к выпускникам, общается с ними, с каждым ведет беседы, рассказывает о бонусах, которые получает земский врач (подъемные – миллион рублей, оплата съемного жилья, преимущество при устройстве ребенка в детский сад и др).    

В 2017 году по всей стране была введена процедура аккредитации выпускников всех специальностей медицинских вузов, она дает право заниматься медицинской деятельностью сразу после  получения диплома. Выпускники МПСИ тоже проходили этот серьезный экзамен, выдержав который часть ребят стала ординаторами (в ординатуре МПСИ четыре специальности). Остальные устроились в городские и районные поликлиники терапевтами, пополнив ряды докторов, врачующих жителей Хакасии в разных ее уголках.

Десятки врачей, взращенных молодым медицинским институтом, каждый день делают свою работу – для них привычную, доведенную до автоматизма, а для нас, пациентов, уникальную, ведь кто из простых смертных сможет поставить катетер, прочитать кардиограмму, наложить швы на открытую рану?.. А на коронарное шунтирование, замену хрусталика глаза или удаление опухолей, кажется, способен только волшебник. На самом деле за этим стоят десятки прочитанных книг, сотни выслушанных лекций и практических занятий, бессонные ночи над учебниками, многочасовое общение с наставниками – это вдумчивая, серьезная работа над собой, первый шаг к которой будущий врач делает в стенах родного медицинского института.  

      Анастасия ХОМА, фото автора

«ЧР» № 82 от 23 октября 2018г.

Новости по теме: