5 октября Угрозыску – 100 лет: и нюх как у собаки, и глаз как у орла

Дата публикации: 02.10.2018 - 10:26
Просмотров - 1062

Жгли сено,

воровали валенки

История черногорского уголовного розыска плавно вплетается в канву истории города. Окунаясь в атмосферу далеких тридцатых годов прошлого столетия, которая царила в поселке (Черногорск еще не имел статуса города), мы сталкиваемся с проблемами актуальными и сегодня.

О том, что и детская, и взрослая преступность в полный голос о себе заявляла, говорят, например, такие факты: «Исполняя решения Центрального пленума ВКП (б), в 1934 году депутатами поселкового совета был разработан «План работы по борьбе с детской беспризорностью на Черногорском руднике». В нем говорилось, в частности: «За последнее время на руднике довольно возросло хулиганство и озорничество, поджог сена, ломка стекол из рогаток, ломка изгороди, деревьев со стороны детей школьного и дошкольного возраста. Совершенно не уделяется никакого внимания со стороны отдельных родителей воспитанию детей, дети воспитываются произвольно».

«Не отставали» от детей и взрослые. Депутаты поселкового совета проводили частые ревизии и проверки торговых точек, рабочих столовых, неоднократно указывали на «низкий уровень обслуживания, грубость работников прилавка»; были случаи растраты и воровства. Выявленные нарушители привлекались к уголовной ответственности. Был такой случай. Директора магазина обвинили в присвоении и раздаче родственникам 20 пар пимов (валенок) - товара очень дефицитного и дорогого в то время…

20 января 1936 года решением Президиума ВЦИК РСФСР Черногорские копи были преобразованы в город Черногорск областного подчинения. Именно 1936 год связывают с рождением милиции.

В годы войны и послевоенные годы город добывал уголь. На шахты требовалось все большее число рабочих. В их числе были военнопленные из числа бандеровцев и японцев. В те годы в городе находились 3 лагеря: спецлагерь для политических заключенных, Абаканский лагерный пункт и Сиблагерь для заключенных женщин. Они располагались в разных районах города.

Оперативная обстановка складывалась очень непростая. Штат отделения милиции составлял  всего 8 человек. С 1949 года по 10 марта 1950 года  ГОМ возглавлял  Николай Щербань, капитан госбезопасности. Его сменил капитан госбезопасности Михаил Донзаленко, который возглавлял отделение до 19 мая 1953 года.

Увы, история черногорской милиции не сохранила имён первых сыщиков. Да и как такового отдела уголовного розыска ещё не существовало. Он возник много позже. Сотрудники милиции, стоявшие у истоков службы, подчас совмещали  несколько ролей, являясь универсальными солдатами правопорядка. Но при этом именно сыск без всякой натяжки можно назвать главным направлением работы правоохранителей всех времён. 

 

Обезврежена

дерзкая банда

С 1953 по 1957 год сменились три руководителя Черногорского ГОМ: майор  Н.М. Кутявин, майор  П.Г. Карташов, подполковник  Г.И. Полежаев. Частая смена руководства объясняется скорее всего  «веянием  времени». К слову, именно в 1957 году в Черногорске была обезврежена особо дерзкая шайка грабителей, которые ночью в масках врывались в частные дома и, угрожая оружием, заставляли хозяев показать, где у них хранятся деньги и особо ценные вещи, затем напуганных до смерти людей заталкивали в подполье и беззастенчиво выносили приглянувшиеся вещи. В течение нескольких месяцев банда буквально терроризировала Черногорск и Усть-Абаканский район.

Это дело интересно тем, что в банду удалось внедрить сотрудника милиции, который блестяще справился со своей задачей. В результате банда была обезврежена. Выяснилось, что она состояла  из десяти человек, в основном цыган, но были среди них и русские, и даже один чеченец, освободившийся из мест лишения свободы.

 

Головная боль сыщиков – «химики»

В 60-70 годы в Черногорске действовали 3 спецкомендатуры для лиц, условно осужденных и условно освобожденных из мест лишения свободы, которые трудились в строительных управлениях, возводили  шахты, строили заводы, фабрики,  дома. Они жили в основном  при спецкомендатурах, некоторые с семьями на съемных квартирах. Все это влияло на оперативную обстановку в городе.  Именно в это время, в 1961 году создается отделение уголовного розыска. За период с 1961 по 1968 год у руля уголовного розыска черногорской милиции стояли Александр Филиппов, Яков Терских, Юрий Чечуров.

В 1968 году уголовный розыск черногорской милиции возглавил Иван Иванович  Разгонов и  руководил  им семнадцать лет. В пору его правления, в особенности в 70-е годы,  самыми распространёнными преступлениями считались кражи.   Злоумышленники вскрывали гаражи, бытовые вагончики, воровали инструменты, спецодежду.

Кроме того, основной проблемой для правоохранителей были условно освобождённые и  осужденные, так называемые «химики».

О них подробно описано в книге Валентины Мельниковой «По горячим следам»: «Можно  представить себе обстановку в Черногорске, если на улице можно было запросто встретить недавнего насильника или грабителя, вора и хулигана, расхитителя и мошенника. На лбу ни у кого не написано, встал ли он на путь исправления или готов наброситься на вас. Да и одежда у них была запоминающейся: черная фуфайка, стоптанные кирзачи, шапчонка, едва прикрывавшая выбритый затылок. Помимо этого, из всех стоявших на учёте в милиции наркоманов 80 процентов проживали тогда в Черногорске. Кололи «ханку», которой торговали в основном китайцы».

 

Работать

по 14-16 часов в сутки

В период с 1985 по 1999 год на посту руководителя уголовного розыска сменилось восемь начальников.

Грабительско-воровская среда по-прежнему пополнялась освобождёнными из мест лишения свободы по амнистии, отбывшими срок наказания условно досрочно.

Вообще, девяностые годы были непростыми. Преступность охватила буквально все сферы жизни.

Вячеслав Трубников, возглавивший МВД Хакасии в 1997 году, работал по 14-16 часов в сутки и того же требовал от подчиненных.  Интенсивность работы во всех отделах милиции, включая Черногорск, была очень высокой, и в скором времени наметились некоторые положительные сдвиги в оперативно-розыскной и следственной работе. И хотя преступность продолжала расти, раскрываемость тоже повышалась.

 

Таинственно исчезнувший КамАЗ

В период с 1999 по 2016 год уголовный розыск возглавляли Александр Турбин, Александр Тыгдымаев, Игорь Назаров, Андрей Самусев,  Иван Гришин.

Тогда совершались преступления средней тяжести – кражи, угоны. Однако наряду со среднестатистическими преступлениями в Черногорске встречаются и те, что способны вызвать большой общественный   резонанс.  В начале 2014 года один из предпринимателей Черногорска поставил на платную стоянку свой КамАЗ, пообещав расплатиться позже.

Но владельцы парковки либо устали ждать деньги, либо соблазнились возможностью заработать на чужой технике, и через три месяца КамАЗ был продан другому лицу за 150 тысяч рублей в село Вершино-Биджа. Когда же настоящий хозяин большегруза пришёл за своим транспортом и не нашёл его на стоянке, ему пришлось обращаться в полицию. Несколько месяцев потребовалось сотрудникам правоохранительных органов на то, чтобы найти исчезнувший КамАЗ.

Преступники разобрали и закопали машину. Чтобы извлечь из земли большегруз, потребовался трактор. Мужчинам 1962 и 1964 годов рождения было предъявлено обвинение.

Не меньший резонанс вызвали похождения серийного вора. В ходе следствия было установлено, что 40-летний мужчина с августа по сентябрь 2016 года совершил шесть краж. Местами совершения преступлений стали магазины, офисное помещение, прачечная, автомашина, припаркованная во дворе дома.

Способы совершения краж также были разными. Злоумышленник взламывал входные двери, отжимал оконные рамы, разбивал стёкла, иногда пользовался неосмотрительностью потерпевших.

В списке похищенных вещей – женская одежда, деньги, бытовая химия, автомагнитола, моторное масло, косметика. Общая сумма ущерба составила более 170 тысяч рублей.

Часть похищенного обвиняемый продал, что-то подарил, деньги потратил на продукты питания и спиртное. При этом, делая покупки, он не смотрел на цену, брал что дороже, так как чужих денег жалко не было.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий по заявлениям потерпевших вор-рецидивист был задержан. Установлено, что он неоднократно судим за преступления имущественного характера – в его списке более десятка краж.

 

Атаки мошенников

 В сентябре 2016 года черногорский уголовный розыск возглавил Павел Рауш.  Сегодня Павел Павлович вышел на заслуженный отдых, но  оставил яркий след в истории уголовного розыска, отдав профессии лучшие годы.  На посту его сменил не менее талантливый и энергичный Александр Волков. Александр Сергеевич отмечает, что сегодня распространен такой вид преступлений как телефонное мошенничество.

- «Привет. Срочно нужны деньги. Перечисли на этот номер. Потом все объясню». Сообщения подобного содержания  получал, наверное,  любой из нас, при этом для большинства очевидно - это обман. Тем не менее находятся те, кто,не вдаваясь в подробности, как под гипнозом сразу переводит деньги.

Ещё один вариант – людям поясняют, что их банковская карта заблокирована и для разблокировки необходимо произвести ряд операций, выполнив которые, люди обнаруживают, что их счета обнулились.

 Проблема в том, что раскрыть такие преступления сложно, ведь орудуют мошенники из других регионов, - отмечает начальник УГРО.

 

Главное достояние – это люди

По словам руководителя уголовного розыска Александра Волкова, у уголовного розыска Черногорска интересная и насыщенная событиями история. Но при этом во все времена неизменно одно: уголовный розыск – это элита российской полиции. Без этого подразделения полиция не мыслима, ведь сотрудники уголовного розыска работают по выявлению и пресечению готовящихся и уже совершенных преступлений, организуют мероприятия по розыску и задержанию скрывшихся преступников, обнаружению лиц, без вести пропавших, установлению личности погибших граждан.

 В уголовном розыске отсутствует понятие «личное время», оперативники работают в любых условиях и, несмотря ни на что, выполняют поставленные задачи. Сотрудникам уголовного розыска приходится быть  оперативными и мобильными, всё время держать руку на пульсе.

  Профессию оперативника  можно назвать легендарной, и не многие станут с этим спорить: большинство из нас знает, что быть сыщиком – это самоотверженный, опасный и тяжёлый труд, а не просто захватывающее приключение, как это показывают в любимых всеми детективных фильмах.

 Работа  уголовного розыска, как и ряда других подразделений, в первую очередь зависит от  профессионализма сотрудников.

 Сегодняшний черногорский УГРО по праву гордится выходцами из розыска заместителем начальника - начальником полиции Юрием Колесниковым, его заместителем по оперативной работе Иваном Гришиным, начальником ОУР Александром Волковым, заместителями начальника уголовного розыска  Александром Ичиным и Петром Юлдашевым, а также оперативными сотрудниками Сергеем и Андреем Кирик, Денисом Савицким,  Владимиром Володченко, Виталием Сараевым, Дмитрием Орловым, Джемалом Дерешевым.

В канун профессионального праздника руководство и личный состав ОМВД России по Черногорску искренне поздравляют ветеранов службы  и действующих сотрудников с вековым юбилеем и желают крепкого здоровья, бойцовского духа, неиссякаемой энергии, поддержки со стороны близких и успехов в нелегкой и ответственной службе, а в личной жизни – семейного уюта и благополучия. 

 

 

 

Ещё Русская правда – законы династии Рюриковичей – определяла порядок расследования преступлений. Одной из форм было «гонение следа» - розыск скрывшегося с места преступления злоумышленника по оставленным следам.

Структура уголовного сыска, близкая нашему дню, формируется лишь во второй половине 19 века. Так, в 1866 году в Петербурге было создано сыскное отделение полиции, которое на двадцать три года возглавил гений русского сыска Иван Дмитриевич Путилин, при котором активное развитие получила служба негласного наблюдения.

В июле 1908 года был принят Закон об организации сыскной части: при полицейских управлениях создавались сыскные отделения.

5 октября 1918 года коллегия Народного комиссариата внутренних дел РСФСР приняла постановление о создании в составе Главного управления милиции Центрального управления уголовного розыска с подчиненными подразделениями на местах.

 

Алена Тоторова,

фото из архива

ОМВД Черногорска

«ЧР» №76 от 2 октября 2018 г.

 

Новости по теме: