Билингвы, Legoland или шахматы

Дата публикации: 05.09.2018 - 14:46
Просмотров - 110

Какой проект получит поддержку?

Бизнес в социальной сфере считается не самым прибыльным. Не каждый возьмется, скажем, за помощь престарелым людям, организацию детских кружков или рабочих мест для инвалидов.  И наверное, не ошибусь, если предположу, что отправной точкой для него становится  даже не стремление заработать, а благородный порыв сделать мир лучше.  

Где учат

 на бизнесменов?

И все-таки, даже открывая социальную столовую или магазин доступной одежды, предприниматель хочет не только окупить затраты, но и выйти в плюс. И хоть это не так просто, как кажется, познать искусство зарабатывать деньги можно, переняв опыт умных людей. 

Сибирская ШСП (школа социального предпринимательства СУЭК), помимо повышения квалификации действующих бизнесменов, учит, на первый взгляд, далеких от бизнеса людей – учителей, воспитателей – получать доход от любимого дела, принося пользу родному учреждению образования. Школа не первый год работает в регионах присутствия СУЭК – в Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, Кемеровской области и других, в том числе в Хакасии. Особенно успешно проходят обучение  представители Черногорска. К примеру, после защиты своих проектов и получения грантов Фонда «СУЭК-Регионам» уже воплотили свои идеи по введению дополнительных услуг для воспитанников руководители детских садов «Колосок», «Калинка» и «Алёнка».

- Есть регионы, где программа ШСП применительно к «бюджетникам» пока реализуется сложнее, чем в Черногорске. Здесь очень активные специалисты в образовании. Во многом это заслуга ГУО и его руководителя Евгении Геннадьевны Чернышевой, - дал комментарий «ЧР» заместитель программного директора АНО «Новые технологии развития» (НТР) – организатора программы  Алексей Перепелкин. - На ежегодный конкурс Фонда «СУЭК-Регионам» свои проекты подают не только новички, но и те, кто уже реализовал свои идеи и сформулировал новые предложения. К примеру, в «Аленке» хотят реанимировать бассейн. То есть педагоги, у которых изначально нет предпринимательской жилки, перестроились и научились зарабатывать самостоятельно. Грамотные, увлеченные своим делом люди учатся основам социального бизнеса с удовольствием и используют знания во благо своего учреждения и города в целом.

От первых слов

до будущей профессии

Несколько новых проектов недавно представили черногорские педагоги, обучающиеся в ШСП,  на очередной рабочей встрече с экспертами АНО НТР и руководством ГУО.

Татьяна Большакова, директор школы № 7,  рассказала о проекте «Legoland», предполагающем занятия по лего-конструированию. Ребята 5-7 классов, которые придут на занятия, научатся сборке, программированию, изучению простых машин – рычагов, редукторов и др. 

 - Отсутствие научно-технической направленности, дополнительного образования в области физики, механики, электроники, информатики в микрорайоне, где находится наша школа, стимулировало нас представить проект. На сегодняшний день он уникальный. Ребята, которые увлекутся лего-конструированием, смогут развить не только технические навыки, но и творческие способности. К 7 классу можно говорить и о профориентации, а это достаточно привлекательно для родителей.  

Чтобы реализовать проект, школе нужны ноутбуки, конструкторы. Лейла Архипова, программный менеджер АНО НТР, высказала опасение, не попадет ли школа в зависимость от дорогостоящего оборудования. Пока в течение двух лет окупается проект, конструкторы будут ломаться, наверняка придется их обновлять, а это новые траты.

 Кроме того, чтобы успешно продвигать услугу, нужно правильно подавать ее: на что будут реагировать родители? Эксперты считают, что рассказывать мамам и папам школьников среднего звена о профориентации рано. Татьяна Петровна настаивала: 

 - Надо предлагать ребенку не только спорт и пение. Программирование и конструирование – это перспективное направление, многие родители мечтают, чтобы ребенок в будущем получил техническое образование. А понять, надо это ребенку, интересно или нет, помогут наши занятия.

В итоге эксперты посоветовали разработать своего рода рекламный слоган, который рассказывал бы о преимуществах лего-конструирования доступным и ярким языком.

Воспитатель детского сада «Аленка» Надежа Зырянова  намерена открыть тактильный центр раннего развития детей «Разноцветный воробей».

 - В последнее время в детский сад поступают дети, плохо говорящие или совсем не говорящие. Это результат обращения с сенсорными гаджетами, из-за которых сокращаются тактильные ощущения, а вслед за этим не развивается речь, - начала защиту проекта Надежа. – Таким детям сложно адаптироваться к детскому саду, они не могут объяснить свои нужды воспитателям и полноценно общаться с другими детьми.

Автор проекта предлагает воспользоваться известной методикой и проводить занятия с использованием тактильных книг, сшитых самостоятельно на базе сада. Для этого понадобится 223 тысячи рублей, на которые приобретут швейную машину и материалы для книг, отремонтируют помещение, заложат зарплату педагогам. Эти затраты должны окупиться за 7 месяцев. Одно часовое занятие обойдется родителям в 200 рублей. Причем услуга может быть предоставлена и самым маленьким – малышам от 6 месяцев до полутора лет, которые еще не ходят в сад.

Воспитатель продемонстрировала несколько «пособий», которые способны развить мелкую моторику, предупредить или скорректировать речевые нарушения, а значит, помочь ребенку адаптироваться к новой обстановке, стать более самостоятельными и организованными. Своими руками сделали также бизиборд  - развивающую доску с замочками и другими простыми деталями, которые надолго занимают детей и помогают познавать мир. В общем, дополнительные вложения позволят изготовить новые книги и другие игры, чтобы хватило всем малышам.

Эксперты задали резонный вопрос - как убедить родителей, что им это надо.

 - Некоторые не понимают методик по типу Монтессори, мол, зачем мне водить ребенка на платные занятия, насыплю ему фасоль – пусть перебирает. Или в песочнице играет. Родителям нужно объяснить, что даже если ребенок переберет тонну песка, он не заговорит, ведь песок – это инструмент. Надо уметь этим инструментом пользоваться. Родители, скорее всего, этого не умеют. Нужен грамотный педагог. Также без определенной системы занятий эффекта от тактильных книг не будет, - высказалась Лейла Владимировна.

 - Действительно, были случаи, когда родители покупали подобные книги в магазине, но ребенок плохо реагировал на них, потому что нужны специальные знания, чтобы увлечь малыша, - согласилась Надежа и пообещала, что разработает для мам и пап убедительные аргументы.

Юлия Мельникова представила клуб раннего развития «Малыш и мама» на базе детского сада «Чайка», где она трудится старшим воспитателем. Здесь готовы предложить ребятишкам от 9 месяцев до полутора лет комплексные развивающие занятия. Два раза в неделю группы по пять детей будут приглашать в клуб, где смогут общаться  не только карапузы, но и их мамы. Помещение, которое примет маленьких гостей, уже есть, даже частично обустроено, и в начале сентября здесь начнутся первые занятия. Их стоимость -  150 рублей.

Главное – общение

Ольга Рекасон, заместитель директора школы № 19, поделилась планами открытия клуба для пенсионеров «Шахматная жизнь».

- В нашем микрорайоне проживают около двух тысяч пожилых людей, но места, где бы они могли  проводить досуг, нет. Мы решили предложить им такое в нашей школе, но танцам и шитью предпочли шахматы. Почему? Это активная умственная деятельность, которая замедляет старение организма, - обосновала актуальность проекта Ольга Викторовна. – На родительских собраниях мамы и папы выразили одобрение нашей идее, потому что бабушки и дедушки хотят играть с  внуками в шахматы, но многие забыли правила. Проведенное анкетирование показало, что положительно реагируют на предложение и сами пожилые люди. 

В клубе пенсионерам предложат сразиться за шахматной доской друг с другом, поиграть онлайн и взять уроки у приглашенного тренера. База для шахматного клуба в школе уже есть, на протяжении нескольких лет после уроков здесь ведутся занятия для учеников. Но вот захотят ли старики платить за занятие 70 рублей? И нужна ли им игра в интернете? Кого будут ждать в клубе – тех, кто с шахматами на ты, или тех, у  кого в арсенале только желание? Вероятность того, что многие ограничатся единственным посещением, есть. Все-таки сыграть партию всегда можно дома с соседом, поэтому лидеру проекта предложили подумать, чем еще можно заинтересовать потенциальных игроков.  

 - Процессом надо управлять. Нужно четко понимать, что вы готовы предложить людям, - посоветовала Лейла Владимировна. – Может быть, составить график занятий для начинающих и для тех, кому нужно просто вспомнить правила. Для всех – значит ни для кого. 

А в детском саду «Гнездышко» в ближайшее время появится клуб межкультурного общения – тоже интересная идея! Ирина Родионова, заведующая, рассказала, что он ориентирован на детей разных национальностей, в том числе билингвов, которые говорят не только на русском, но и на родных языках – хакасском, киргизском, таджикском. На занятиях (стоимость одного 80 рублей) ребятишкам расскажут о культуре и традициях их народов, проживающих в Хакасии, тем самым воспитывая уважение и терпимость к непохожим на них людям. Учебная комната уже подготовлена, разработана программа, есть отклик у родителей, так что клуб заработает в любом случае.

 - Зачем ребенка-узбека приобщать к культуре других народов? Он и своей-то не знает… Может быть, лучше обучать его русскому языку? – задал каверзный вопрос Алексей Всеволодович.

 - Сначала я хотела изучать с детьми русский язык, но потом решила, что обучение и так происходит в рамках рабочей программы детского сада, не через платную услугу, - объяснила Ирина  Александровна. – В подгруппе соберутся дети разных национальностей, которых во время уроков попутно будут обучать грамотно говорить по-русски.

Действительно, при существующем национальном разнообразии многим из нас не хватает такта и умения правильно реагировать на чужеземную речь и непривычный уклад жизни. Учиться этому нужно с детства, поэтому идея создать клуб межкультурного общения для ребят 3-6 лет очень своевременная и нужная. К тому же стоимость проекта не так уж велика: на 80 тысяч Ирина Александровна планирует закупить проектор, экран, ноутбук и …бактерицидную лампу.  Последнее несколько озадачило экспертов. Впрочем, заведующая «Гнездышка» без доли смущения объяснила, что это очень поможет  обеззараживать воздух в кабинете с большой проходимостью детей, которые, как известно, частенько болеют.

 Завершила защиту проектов педагог дополнительного образования Марина Сысолетина, которая заявила о желании создать на базе 20-й школы студию дизайна и моделирования одежды «Позитив» для женщин, которые хотят организовать полезный досуг. Это самый дорогой проект из озвученных: на закупку столов, стульев, швейных машин, оверлока, интерактивной доски, медиапроектора, отпаривателя и др. понадобится 300 тысяч рублей. Несмотря на серьезные затраты на оборудование, разработчики не ставят себе целью выпустить из-под своего крыла готовых швей. Важно, чтобы женщины смогли не только научиться элементарным знаниям в области шитья, но и приятно провести свободное время. Да и вообще общение, сближение людей разных поколений – общая цель большинства проектов, на первый взгляд, так не похожих друг на друга.

Участникам школы социального предпринимательства посоветовали воплощать идеи в жизнь, не дожидаясь решения комиссии по распределению грантов: если проект стартовал, то у него больше шансов получить поддержку.

Анастасия ХОМА, фото автора. «ЧР» №68 от 4.09.2018 г.

Новости по теме: