Мой друг и советчик… участковый терапевт

Дата публикации: 14.08.2018 - 14:46
Автор:
Просмотров - 569

Марию Чеботарёву очень ждали

в городской поликлинике Черногорска.                Ждали, наверное, с тех пор, как она успешно прошла конкурс и поступила в медико-психолого-социальный институт  ХГУ. Сейчас она уже терапевт  с двухлетним стажем. 

- Нагрузка у нас большая …Не то слово – огромная! Приходится задерживаться или брать работу домой, - рассказывает Маша, с трудом выкроив полчаса перед приемом для беседы. Рядом – кипа карт пациентов, которые на сегодня записаны на прием. Система электронной записи работает как часы, в результате очереди к терапевтам практически  сошли на нет.

- Пока медсестра, с которой мы работаем в паре, в отпуске, вся нагрузка по заполнению карт ложится на меня, на это уходит львиная доля времени. К примеру, вчера  прием был до двух, но ушла в пять.  И пациентов много, стараюсь принять всех, даже если время приема закончилось. Вчера, к примеру, случилась непредвиденная ситуация: одной из пациенток стало плохо  в коридоре, она упала, в течение часа занималась только ей, вызвала скорую, госпитализировали в Абакан. В течение трех лет пожилая женщина перенесла два инсульта, инфаркт. Остальные ждали, пока я освобожусь, надо было всех принять… - рассказывает молодой врач.

 - Брать работу домой я не могу. Двухлетний сынок занимает всё вечернее время, а браться за карты после укладывания его в кровать не хватает сил. Порой даже раньше него засыпаю, - улыбается Маша. - Хорошо, недавно взяли в сад, а до этого ездил по бабушкам-дедушкам и няням – мне пришлось выйти на работу, когда ему было 4 месяца. Училась в ХГУ по целевому направлению, меня очень ждали в поликлинике. К тому же в течение декрета получала бы минимальное пособие из-за отсутствия стажа, три тысячи не хватило бы ни на смеси, ни на подгузники. Вспоминаю это трудное время, бессонные ночи, а утром на прием… Спасибо родителям и свекрови, очень сильно помогали.

Что касается пациентов, то не многие готовы проявить терпение даже в такой сложной обстановке. Конечно, все пришли к медику за помощью, стоять и даже сидеть на скамейке в ожидании своей очереди просто мука, когда болит голова, тянет спину или ноет колено. Но окажись кто-то из нас на приёме, захотим ли, чтобы врач торопился?

Нет, желательно, чтобы доктор не только внимательно выслушал жалобы, но и ответил на все интересующие вопросы и дал подробные рекомендации – не только как лечиться, но и как жить. Некоторые до того «забеседуются» с врачом, что забывают, что за дверью ждут другие страждущие.

 - На моем втором участке 1340 человек – это не так много, - рассказывает Мария. – Только вот некоторые пациенты ходят через день - не только рассказать, что болит, но и посоветоваться, во сколько ложиться спать, какой жирности кефир пить, нормальный ли стул… Естественно, я не могу оборвать человека, даю рекомендации, которые вроде бы известны, если есть хронические заболевания. С коллегами мы часто обсуждаем необходимость – иногда в шутку, а иногда и всерьез –  в поликлинике психолога, а лучше психиатра. Нам самим после длительного общения с людьми он бы не помешал, а людям... Беседа с психологом для многих должна быть первоочередной, сначала надо избавиться от душевной боли, которая может стать отправной точкой для разных заболеваний, - считает молодой доктор.

– А еще есть категория людей, которые выдумывают недуги, по отдельным симптомам ставят себе серьезные диагнозы. Справляемся с одним из них – находят другой. Ипохондрики есть в  каждой очереди к каждому специалисту. Разбираться в этом случае так же нужно не с физическим, а с душевным здоровьем. Кроме того, надуманные проблемы могут спровоцировать реальные. Это очень опасные вещи. Важно находить  баланс: с одной стороны, не отмахиваться от симптомов, которые кричат, что ты болен, с другой – не искать несуществующих болезней. 

 

Пусть у Маши и небольшой опыт в сравнении с маститыми лекарями, но и она навострилась определять, с каким недугом обратился человек по выражению лица, походке, осанке.

 - Пришла по вызову к женщине, вижу признаки повторного инсульта, но она не поверила, что такое может повториться через месяц. В итоге  я сама вызвала скорую, ее сразу увезли в абаканскую клинику, там подтвердили диагноз, - рассказывает молодой специалист. – Сердечно-сосудистые болезни, по печальной традиции, одни из самых распространённых в Черногорске. А еще у нас сейчас много астматиков, часто приходят с жалобами на затяжной кашель. Самое главное - не затягивать и не заниматься самолечением с помощью интернета, не экспериментировать на своем здоровье. К примеру, недавно ко мне пришел мужчина, жаловался на боли в области желудка. Оказалось, переборщил с кеторолом (препарат, снимающий боль и воспаление - прим.ред.) – спровоцировал себе язву.

Большинство своих пациентов Мария знает по имени-отчеству, в курсе их проблем, как своих собственных, и не только в плане здоровья: зачастую приходится стать поверенным в личных делах – иначе в некоторых ситуациях невозможно докопаться до сути, до отправной точки болезни. Стоит ли говорить, что все тайны от посторонних глаз врач бережет как зеницу ока? Все увиденное в доме пациента согласно медицинской этике не подлежит разглашению. Невозможно и преступно молчать только в том случае, если наблюдаешь картину, которая угрожает жизни и здоровью людей, особенно детей. Об этом доктор обязан сообщить в соответствующие органы.    

Несмотря на то, что пропускать через себя Мария стала меньше, все равно переживания за пациентов не дают покоя и за пределами кабинета. Недавно от рака умер 53-летний мужчина, сгорел в течение года. Рассказывая о нем, Маша задумывается, потом ее поглощает уныние. Для каждого врача, наблюдающего за тем, как угасает от тяжелой болезни пациент, тема эта сложная, болезненная.

 И у молодого терапевта еще должен выработаться иммунитет к страху за себя и родных, когда каждый день наблюдаешь, как страдают люди. Благо, медицина развивается семимильными шагами. Даже в нашем небольшом городе знают о малоинвазивной микрохирургии и высокоточной компьютерной диагностике, давно никого не удивляют возможности томографии, УЗИ, допплерометрии и других инновационных методик.      

 - Считаю, что нам тоже доступна высокотехнологичная медицинская помощь. В течение месяца можно сделать коронарографию в сосудистом центре в Абакане (инвазивный рентгеноконтрастный метод исследования сосудов сердца для диагностики ишемической болезни сердца - прим.ред.), доступно коронарное шунтирование, лечение онкологии и другие виды ВМП, - говорит моя собеседница. - Когда подозреваю у пациента онкологию, делаем полный спектр анализов, УЗИ, ФГДС, рентген костей или грудной клетки, если надо, МРТ, СКТ, бронхоскопию. Замечу, что сам пациент должен в таких случаях действовать быстро, набраться терпения и надежды, что подозрения не оправдаются, но выполнить все рекомендации врача и пройти полное обследование.

Кроме того, добавляет Мария, хорошо пополнился список льготных лекарств, и в аптеках они всегда есть, даже для онкологических больных препараты  в наличии.

 

- Как врач, я постоянно слежу за новыми препаратами и новыми технологиями, регулярно езжу на конференции, последняя проводилась в Абакане в конце июня. Рассказывали о новых нестероидных противовоспалительных препаратах, о болевом синдроме и многое другое.  Скоро отправлюсь с коллегами в Новосибирск, там предстоит конференция по ВИЧ-инфекции, - рассказывает Маша.

Потом делится, о каких достижениях медицинской науки, пока на грани фантастики, слышала.

- Придумали баллонную ангиопластику – это когда в артерию, забитую атеросклеротическими бляшками, устанавливают тоненький  металлический каркас, чтобы расширить суженный кровеносный сосуд и восстановить кровоток в нем. Думаю, в ближайшем будущем начнется печать на 3D принтерах разного рода имплантов и протезов, которые смогут заменить часть кости или даже конечность. А еще умные головы придумали очки, которые определяют насыщение крови кислородом, уровень гемоглобина, состояние подкожных вен. С их помощью можно обнаружить внутренние сосудистые травмы и зафиксировать патологии, которые пока еще не дают явной симптоматики.

А пока новейшие технологии добираются в сибирскую глубинку, медики продолжают мечтать об элементарных вещах – к примеру, о служебном автомобиле. Пока она для терапевтов  – роскошь, на вызовы добираются кто на автобусах, кто на такси в те районы, куда общественный транспорт не ходит, кто на  своей машине. Участок Марии расположен в десяти минутах ходьбы от поликлиники, так что она топает до больных пешком, экономя личные деньги, но на этом везение заканчивается. Как и везде в частном секторе – бездорожье и бродячие собаки. И если от озлобленных псов спасаться нужно самостоятельно, то для преодоления грязевых болот врачам предлагают… спецодежду в виде резиновых сапог и ботинок.

Сейчас Маше удается совмещать не только работу и обязанности молодой мамы, она успевает участвовать  в фестивалях, спартакиадах, субботниках. «Все-таки это глоток свежего воздуха, возможность отдохнуть от работы», - признается молодой специалист.  К слову, в  День молодежи ей вручили премию главы города, и хотя на дипломе написано «за заслуги в профессиональной деятельности», Маша считает, что именно за активность в общественной жизни.

- Приятно было, неожиданно, и на сцену страшно выходить, не люблю эти  моменты, - признается  она.

Как многие врачи, Маша замалчивает свои способности – и врачебные, и артистические, просто ежедневно кропотливо выполняет профессиональные обязанности. Многим труд терапевтов кажется незначительным и незаметным, не столь престижным, как  других медицинских специалистов, но их роль для пациентов переоценить сложно, ведь именно от терапевта, в кабинет которого мы отправляемся в первую очередь, зависит, как быстро получится преодолеть недуги и вернуться в строй стойким оловянным солдатиком.  

Анастасия ХОМА,  фото автора

«ЧР» № 62 от 14 августа 2018г.

 

 

Новости по теме: