Позвонила бабушка, инвалид 1 группы, 79 лет. Фамилию называть не будем, не в этом суть. Навредить не хочется – живёт одна, хоть родственники и есть.
Так вот, Нина Ивановна (назовём звонившую так) ночью, поднимаясь с кровати, сделала неловкое движение и упала. Вылила на себя воду, что стояла у изголовья, опрокинула стул со всем его содержимым, а подняться, хоть и пробовала, не смогла. Позвонила в «Скорую»… Потом в полицию, затем опять в «Скорую». Бригада, в конце концов, приехала.
Нервы Нины Ивановны были на пределе, она утверждала, что, по ощущениям, сломано ребро… Но от госпитализации и от того, чтобы отправиться в травмпункт, отказалась.
Нам после объяснила: «Во-первых, кто меня спустит и донесёт (вес не маленький), во вторых, как оставить квартиру?»
Связавшись с главным врачом городской станции скорой медицинской помощи Михаилом Мальгиным, мы постарались максимально детально «прокрутить» ситуацию назад.
Вот что, с его слов, вышло (звонки в «Скорую» записываются):
- Первый звонок был примерно в 4 утра, смысл его сводился к тому, что бабушка упала с кровати, просила её поднять.
Наши поинтересовались, есть ли возможность попасть в подъезд и квартиру? Ответ был: «Нет».
Звонившей посоветовали обратиться в единую диспетчерскую по номеру «112».
Через некоторое время она вновь набрала «03» – мол, все говорят, что надо звонить вам. И сообщила, что пришла её знакомая, доступ в подъезд и квартиру оказался открыт.
Когда бригада приехала, пациентка пожаловалась, что, похоже, сломано ребро. Ей предложили съездить в травмпункт, сделать снимки, она отказалась из-за того, что некому её спускать.
На следующий день опять звонок: «Не могу добраться до больницы, позовите травматолога на дом». На дом к ней пришла терапевт.
Такова история, которая может приключиться со многими, и не всегда с пожилыми людьми. Поэтому давайте разберёмся, как правильно действовать.
Первое. Санитаров теперь в «Скорой» нет, хотя в начале 2000-х годов были, наверное, кто-то и помнит. После из штатного расписания их исключили, оставили только медработников и водителей. Поэтому все проблемы по помощи в переносе пациентов (это написано в инструкциях о работе «Скорой») возлагаются на близких, соседей или привлечённых. Порой приходится кого-то просить о подобной помощи за плату.
- Если есть острая необходимость кого-то спустить с высоких этажей, а пациент весит более ста килограммов, привлекаем МЧС, нам, как правило, не отказывают, – пояснил Михаил Мальгин, -звоним туда сами, приезжают и помогают спустить больного, при этом выезжают четверо человек.
Второе. Есть служба 112 – единая экстренная, работает в Хакасии около года. Через неё можно, к примеру, открыть захлопнувшиеся двери, встать, если упал, и не можешь сделать это самостоятельно. Это служба экстренного реагирования, диспетчер принимает решение, кого привлечь для помощи конкретному человеку – «Скорую», МВД, пожарных, МЧС. Запишите в «сотовый» этот номер.
Третье. Если вы одиноки (даже при наличии детей и родственников), есть резон обратиться в службу социальной поддержки. Их помощь не бесплатна? Оплата адекватна тому, что вы, помимо прочего (уборки, ухода), будете под дополнительным присмотром.
... Созванивались с Ниной Ивановной не раз, разговаривали «за жизнь». Она постепенно вспомнила, что доктор со «Скорой» всё-таки ей помогла, делилась, что раздумывает, как же всё-таки попасть в больницу со своим ребром (платить за спуск и сопровождение не хочется – привыкла экономить). И что делать насчёт обращения в соцподдержку. Может быть, что-то и надумает.
Ирина САНИНА,
«ЧР» № 60 от 7 августа 2018г.