Шиворот - навыворот

Дата публикации: 31.07.2018 - 14:39
Просмотров - 919

Городские дороги, что возле школ и детсадов, разрисовали. Специализированная бригада в самые жаркие дни, не покладая рук, штамповала на асфальте слова в кружках: «Школа», знаки: «40», «20», а над проезжей частью монтировали дополнительные светофоры, по два над каждым пешеходным переходом. Глаз радовался: такого в городе ещё не было. Однако, как же без «но»?

Читатели обратили внимание на тот факт, что разметка на проезжую часть нанесена, в том числе и на дороги, которые… нынче будут переделывать, вплоть до того, что покрывать новым слоем асфальта, как, к примеру, на улице Октябрьская. Там, напротив музыкальной школы, обустроили по всем правилам пешеходный переход, нанесли яркую двухцветную разметку, знаки в огромных кругах... тогда как уже начался ремонт дороги сплошным полотном. Это значит, разметка уйдёт под каток асфальтоукладчика, а ей и месяца нет. На некоторых других дорогах аналогичная разметка – аккурат рядом с выбоинами, которые, глядишь, к зиме тоже залатают, и не факт, что не повредят знаки, призывающие водителей быть внимательнее.

Как же так? Что это была за срочная операция с пешеходными переходами, и не могла ли она «потерпеть», ведь на дворе каникулы, до похода в школу – ого сколько времени. Удалось выяснить, что администрация города ещё три года назад подала заявку на участие в программе безопасности дорожного движения, на финансирование оборудования пешеходных переходов в районах, где расположены образовательные учреждения. И вот, ура, добились своего (без иронии, это огромный плюс, что в город привлекаются дополнительные средства по разным программам, в том числе – по той, что имеет цель улучшить дорожную ситуацию).

Итак, Черногорску выделили средства на обустройство двенадцати пешеходных переходов, при этом лишь один нужно было сделать за счёт городской казны – по принципу софинансирования.

У исполнителей был срок – до 18 июля. И рабочие, не считаясь с выходными, трудились, как говорится, не покладая рук, не обращая внимания на календарные выходные и палящее солнце. Сделали дело в срок, теперь передают всё, что сооружено, в муниципальную собственность – чтоб город следил и берёг то, что досталось практически даром.

Как заверили в ответ на наши вопросы в администрации, на тех дорогах, где новый слой асфальта или ямочный ремонт скроют свежую разметку, её возобновят. Мол, трафареты изготовить нетрудно, как и нанести краску.

А по сути, это не то же самое, как если бы ты, читатель, во время домашнего ремонта сначала заказал что-то нарисовать на старых обоях, потом всё-таки наклеил новые и снова заказал рисунок?

Хотя, конечно, самому с собой  договориться гораздо проще, чем двум разным фирмам, что сошлись, каждый – со своими интересами, на городских дорогах. Обустройством переходов занимался приезжий субподрядчик из Омска, с которым, в свою очередь, заключил договор государственный заказчик «Дирекция программы ПБДД» из Москвы. Ну а за ремонтом городских дорог, понятное дело, следят специалисты из администрации. Ни одна из сторон не вышла с инициативой о согласованности действий. Переделать, конечно, всё можно, тем более  разметку. Однако этот процесс, как ни крути, денег стоит. И если считать, что средства из разных бюджетов – это всё-таки финансы из общего государственного кошелька, и их надо бы поберечь, тогда, конечно, договорённость могла бы спасти определённую сумму и всё бы получилось ладно-складно. Хотя, как же это у нас бывает сложно! У одних ведь – один срок, у других – совершенно другой. И надо всё сдать по актам, отчитаться. Уж до «мелочи» ли, вроде самой сути дела, до лирики, экономии, договорённостей?

 

А вот сообщение из соцсетей, от 23 июля:  «С месяц назад примерно делали ямочный ремонт по Чапаева. А сегодня здесь слой асфальта срезают, видимо, готовят дорогу к сплошному асфальтированию. Спрашивается, зачем делали ямочный ремонт?»

 И снова  то и другое – за деньги.

Очередной пример – о несогласованности на уровне власти и жителей, о том, значит ли что-то мнение простых смертных, если оно противоречит его величеству проекту – важным «затверждённым» бумагам. Речь об обустройстве аллеи по Юбилейной, за которую, в ходе рейтингового голосования, высказалось большинство горожан.

Вот такое пришло к нам на днях письмо:

«Убедительно просим прислушаться к нашему мнению и исправить ошибки, которые, на наш взгляд, допущены при проектировании аллеи. В частности, обращаем внимание на организацию перехода от магазина №30 к рынку. Казалось бы, логичнее, правильнее устраивать пешеходные переходы там, где они сами просятся, так сказать, на нахоженных тропах, потому что так удобно жителям. Только вот с нами не хотят считаться и, как мы наблюдаем, планируют сделать всё так, как считают нужным.

Мы спрашиваем: «Почему вы делаете проходы не там, где удобно для жителей?»

Нам отвечают: «По технике безопасности!»

Между тем тут же наблюдаем, как люди продолжают ходить по проторенной тропинке, но уже перешагивая через бордюр. В ответ на это нам говорят: «Привыкнут ходить по-новому!»

Почему не считаются с нашим мнением, не желают сделать нашу жизнь удобной и комфортной?

Неужели нельзя на два – три метра передвинуть бордюр? Кроме того, раз речь идёт об обустройстве аллеи в оживлённом торговом квартале, не помешало бы сделать второй пешеходный переход в районе магазина №17.

Пожалуйста, услышьте нас, помогите, пока работы не завершены, иначе создадите дискомфорт, придётся нам добиваться положительного решения в других инстанциях».

Суть в том, что популярные торговые объекты, пожалуй, самого «торгового» квартала города оказались по разные стороны аллеи. И когда она была по-советски простой, без претензий, народ сновал туда-сюда, переходя дорогу где удобно. Ничего тут не поделаешь, такова людская психология и такова жизнь, каждому хочется сократить путь, сберечь своё время. И если что-то возникает на этом пути, тем более на давным-давно протоптанном, это вызывает недовольство или даже агрессию.

К тому же, не будем забывать, что речь идёт о приоритетном государственном проекте «Формирование комфортной городской среды». Как нам поясняли, когда всё только начиналось, представители Минстроя Хакасии, в данном случае очень важно вовлекать именно жителей в процесс благоустройства: «Необходимо вести диалог с местными сообществами, согласовывать программы с жителями, находить формат их соучастия в деле преображения общественных территорий, согласовывать с горожанами готовые работы, вести диалог со всеми заинтересованными сторонами: общественными группами, бизнесом, жителями, властями». О как.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Хакасии Людмила Растащёнова, познакомившись по нашей просьбе с ситуацией вокруг аллеи (под обращением, которое принесли в газету, – 24 подписи), расстроилась:

- В самом деле, на серьёзном совещании в Казани, когда стартовал проект, вели речь в том числе и о том, что надо прислушиваться к людям, вплоть до того, что изучать привычные маршруты их движения, и лишь после этого заковывать тропинки в асфальт, бетон или выстилать плиткой. И если даже обустройство переходов на аллее не проходит по гаишным нормам, всё равно можно какой-то компромисс найти, надо общаться, разговаривать.

К слову, опыт показывает, что там, где жители активные, и кварталы выглядят по-другому – аккуратнее, ухоженнее. Если люди чувствуют, что с ними считаются, советуются, они стремятся помогать, делать дворы и скверы лучше «за так», на энтузиазме. Потому что понимают: это их территория, здесь будут гулять и они, и их дети, внуки. Это родное, сердечное. А у нас сейчас, смотрю, казёнщиной запахло. Выделили деньги, изготовили проект… понятно, что архитекторы работают, стараются делать что положено. Но речь изначально шла о том, чтоб ещё на уровне разработки проектов привлекать общественников, студентов профильных вузов с новыми идеями, чтобы определённым территориям придать особый колорит, чтобы горожане почувствовали сопричастность к созданию новых аллей, к благоустройству города. А пока – сроки, гонки…

Впрочем, без сроков, наверное, вообще никакой объект не «победишь», в том числе и аллею. Однако есть предложение внимательно выслушать несогласных, и вступить-таки в продуктивный диалог хотя бы с самыми активными, с теми, кто неравнодушен и ждёт ответов. Мы готовы выслушать и опубликовать все мнения, чтобы преобразования, которые ведутся ради комфорта, удобства горожан, не обернулись против них. Нужен обыкновенный диалог, не исключено, что шум-гам – из-за элементарного отсутствия у людей информации.

Ведь когда презентовали проекты, выставленные для выбора черногорцами накануне голосования, они были схематичными, малопонятными, и видели их немногие. А теперь, когда дошло дело до конкретных работ, когда по краям аллеи уже выставлен аккуратный ряд бордюр, когда люди увидели, что один из переходов почему-то намечается не напрямую по аллее, а наискосок или зигзагом, возникла тревога, появились вопросы. Так давайте отвечать, давайте покажем схему, может, не так страшен «чёрт»?

А мы по-прежнему готовы принимать и звонки горожан о дорожных недоразумениях, связанных с масштабным дорожным ремонтом, который проводится в городе этим летом. Жалобы передадим специалистам, так можно будет повлиять на ход ремонтных работ, чтобы после в случае чего не разводить в бессилии руками, чтобы была возможность исправлять ошибки вовремя.

 

Людмила Растащёнова, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Хакасии :

- У нас сейчас, смотрю, казёнщиной запахло при работах по программе «Комфортная городская среда». Выделили деньги, изготовили проект… Но речь изначально шла о том, чтоб ещё на уровне разработки проектов привлекать общественников, студентов профильных вузов с новыми идеями, чтобы горожане почувствовали сопричастность к благоустройству города. А пока – сроки, гонки…

 

Сергей Кузьмин, руководитель региональной рабочей группы ОНФ:

- Согласования нужны всегда. Они помогают избежать мелких или крупных недоразумений, страхуют от лишних трат и возмущения жителей, на это необходимо обращать внимание.

А по программе "Комфортная городская среда» на всех уровнях подчёркивается, что необходимо не отталкивать, а привлекать к делу горожан, воспитывать в них активность, учитывать  мнения. Взаимодействовать с людьми необходимо на всех этапах строительства, реконструкции объектов. Потому что они делаются ДЛЯ ЛЮДЕЙ, а не для чиновников и не для галочки. А раз для людей, давайте обеспечим максимальную прозрачность, понятность процесса.

 

Андрей Будянский, заместитель директора государственного казённого учреждения РХ «Хакасавтодор»:

- Когда проводятся масштабные ремонты, бывают, конечно, накладки, как в Черногорске с некоторыми пешеходными переходами. Причины - объективные, связанные, к примеру, с поэтапным финансированием, с задержками на торгах и прочими обстоятельствами. Однако, в идеале надо добиваться ситуации, чтобы всё у нас работало как часы.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора. «ЧР» №58 от 31 июля 2018 г.

Новости по теме: