Город в дыму

Дата публикации: 26.07.2018 - 09:37
Просмотров - 1066

Свалка снова горит

И вновь Черногорск окутан ядовитым дымом от горящего полигона твёрдых бытовых отходов.

Не спасают ни закрытые окна, ни ветер. Социальные сети переполнены возмущениями

и жалобами горожан. Читатели «ЧР» звонят в редакцию с вопросом, когда же закончится это безобразие.

Несмотря на то, что к решению проблемы подключились Глава Хакасии, профильные министерства и ведомства, потушить пожар на утро 25 июля так пока и не удалось.

 

Первые сигналы о том, что свалка загорелась, поступили ещё в воскресенье. Однако предпринятые для тушения пожара меры оказались, мягко говоря, недостаточными. Две единицы техники, занятые в тушении, явно не могли справиться с огнём, который распространился на площади в несколько километров, как отметили в Министерстве природных ресурсов Хакасии.

В итоге поздним вечером 23 июля Черногорск накрыла плотная волна удушливого дыма. Как обычно, первыми встретили волну жители улиц Тихонова, Калинина, Юбилейная, Советская. Объём выделяемого дыма был таков, что достиг затем даже районов на другом конце города, улиц Горького, Красных партизан и так далее.

Возмущённые жители делились наблюдениями, в том числе с Главой Хакасии Виктором Зиминым. И он отреагировал на жалобы, собрав группу ответственных лиц и отправившись с ними на полигон. Информацию о результатах выезда Глава разместил  на следующее утро в социальных сетях.

«Ночью отправился на полигон ТБО в Черногорске, чтобы лично проконтролировать проведенные работы по тушению пожара. В личные сообщения мне поступило много жалоб на сильное задымление. Люди жаловались, в том числе, на тошноту и головокружение. Осмотрел полигон, надышался едким дымом, и у самого закружилась голова. То, что происходит, конечно, безобразие, и действовать тут нужно быстро. Создал оперативный штаб по ликвидации. Сегодня огонь будет ликвидирован».

Благодаря присутствию на полигоне руководителей профильных министерств и ведомств в сжатые сроки удалось организовать доставку техники.

Управление инженерных защит и министерство природных ресурсов выделили два КамАЗа и один бульдозер. Впоследствии подогнали ещё один КамАЗ. Значительно помогли техникой разрез «Черногорский», компания «АВИК» и другие негосударственные организации. В общей сложности, во вторник 24 июля на ликвидации пожара работало  уже больше двух десятков единиц техники: КамАЗы, погрузчики, бульдозеры.

В правительстве республики состоялось заседание, посвящённое тяжёлому положению, в котором оказался Черногорск. На нём, в частности, Виктор Зимин заявил:

- Мы отреагировали. Но непонятно одно – почему сигнал о возгорании поступил не от специальных служб, а от жителей. Сейчас же главная задача – помочь муниципальному образованию в кратчайшие сроки ликвидировать возгорание на полигоне твёрдых бытовых отходов. Сразу поясню, что непосредственно от огня угрозы для города нет. Приняты дополнительные меры безопасности, организовано дежурство пожарных расчетов МЧС. Негативный фактор в другом – дым. Поэтому принято решение оперативно оказать финансовую помощь Черногорску, чтобы привлечь тяжёлую технику и устранить задымление.

Помимо привлечения дополнительной техники, на территории города объявили режим ЧС. Это означает выделение дополнительных средств для ликвидации ситуации. Между тем, несмотря на принятые меры, утром в среду 25 июля город вновь накрыло волной дыма.

Безусловно, огонь городским строениям не грозит, но вот дым – это реальная опасность для жителей, особенно тех, у кого есть проблемы с заболеваниями дыхательных путей и кардиологическими заболеваниями. МЧС предупреждает, что «основным компонентом дыма является угарный газ или монооксид углерода (СО). Причем концентрация СО при сжигании бытового мусора может быть такой же высокой, как и на улице с интенсивным движением автомобилей. Монооксид углерода - ядовитое для человека соединение, поскольку чрезвычайно легко связывается с гемоглобином крови, блокируя доставку кислорода к тканям организма, вследствие чего наступает отравление. Сердце начинает работать с большей нагрузкой, что усугубляет опасность обострения кардиозаболеваний.

В сочетании с другими загрязнителями, такими как промышленные выбросы или выхлопные газы, токсическое действие угарного газа значительно возрастает. При сжигании пластика, полиэтилена, изделий на основе ПВХ и синтетических материалов образуется множество токсикантов. Эти вредные соединения являются причиной большого числа смертельных случаев при пожарах – из-за отравления продуктами распада при их горении».

- При горении мусора в воздух выделяется значительное количество вредных веществ. Необходимо в кратчайшие сроки потушить полигон твердых бытовых отходов. В помощь муниципальным властям привлечены силы министерств и ведомств. Огонь локализован, в ближайшее время очаг будет потушен. Угрозы населению нет. Предупредить подобные ситуации в будущем поможет коммунальная реформа, проводимая сейчас в стране. Правительством республики сегодня уделяется значительное внимание решению проблем стихийных свалок и наведению порядка в этой сфере, - прокомментировал министр природных ресурсов и экологии Хакасии Юрий Соколов.

Как сообщает пресс-служба правительства РХ, в настоящее время тяжелая техника проводит отсыпку грунта. Пожарная обстановка находится на контроле, при необходимости, для ликвидации новых очагов возгораний будет привлечена пожарная техника.

О необходимости кардинально решать проблему черногорского полигона твёрдых бытовых отходов говорят уже больше десятка лет. Но по-прежнему все принимаемые меры являются паллиативом. Да, не сегодня-завтра свалка будет потушена, но наверняка вновь загорится через пару-тройку месяцев. К сожалению, об этом говорит богатая практика черногорцев – зимой мы дышим смогом от машин и печного отопления, весной, летом и осенью нередко страдаем от дыма горящего полигона.

Сложность ещё в том, что потушить его, как обычный загоревшийся дом, невозможно.

Наслоения мусора уходят вглубь на многие метры. А это значит, что просто пролить полигон недостаточно. Необходимо в буквальном смысле слова перелопатить землю, чтобы добраться до очагов возгорания в толще наслоений. Причём сделать это в крайне сложных и вредных для здоровья условиях.

Журналисты «ЧР» не единожды выезжали на полигон во время его горения, и прекрасно понимают, как тяжело работать сейчас людям. Во-первых, слабая видимость, всё в дыму. Во-вторых, ветер, который разносит мелкую пыль, забивает глаза. И в-третьих, конечно, ядовитый дым. Именно он вынуждает сокращать количество времени, которое может проработать водитель транспорта, иначе он попросту отравится.

Три года назад о проблемах полигона, сложности обслуживания и ликвидации возгораний на нём мы беседовали с тогдашним главным инженером МП «Благоустройство» Василием Матухлеевым. Эта информация остаётся актуальной и сейчас. В частности, специалист отмечал:

- Сложность в тушении заключается в том, что горящий мусор невозможно потушить просто водой, ведь, по сути, он горит как торф, тление уходит вглубь, где пролить попросту не удается. Его можно только засыпать. Мы сгребаем бульдозером верхний горящий слой, сталкиваем его на край отвала, проливаем зачищенную территорию. Затем засыпаем отвал землей. Технология тушения тут одна. Конечно, жаль, что люди вынуждены дышать дымом, но пока нет возможности избежать повторения подобных пожаров.

Когда возникают пожары на полигоне, мы привлекаем дополнительную технику, но ее тоже слишком много одновременно на полигон не поставишь - нет места. И ведь при этом привозка мусора не прекращается, мы одновременно тушим пожар и тут же принимаем новые машины.

- Что могло послужить причиной пожара, нельзя ли как-то предотвратить подобные возгорания?

- К сожалению, применить превентивные меры у нас нет никакой возможности. На полигон привозят отходы не только из Черногорска, но и из Абакана, Усть-Абакана. Объем каждый день очень большой, конечно, никто не просматривает, что везет грузовик. И вполне вероятно, что именно таким образом на полигон был привезен тлеющий материал.

В частном секторе нередко люди выкидывают в контейнер еще горящий шлак от печек и бань. В секторе многоэтажных домов, бывает, что человек выкидывает мусор в контейнер, и туда же отправляет непотушенный окурок сигареты, не думая о последствиях. Но ведь он может начать тлеть в массе мусора, зажечь содержимое контейнера, а потом и распространиться по полигону. Таким образом, машина приезжает на полигон, выгружается, тлеющий мусор попадает в горючую среду, причем ситуация усугубляется тем, что у нас постоянно дует ветер, пламя раздувается и вот, пожар.

Помимо этого на полигоне, как вы понимаете, очень много битого стекла, и осколки, работая как линзы, фокусируя солнечные лучи, поджигают горючие материалы. Так нередко загораются степи.

- А если, скажем, увеличить штат, чтобы больше людей следило за пожарной безопасностью? (Сегодня, в 2018 году, на полигоне работает штат в 9 человек: 2 контролёра, 2 машиниста бульдозера, один рабочий и четверо сторожей - прим. ред.)

- Да, если бы мы разбили весь полигон на сектора, на каждом поставили бы по дежурному, то возможность возгораний можно было бы минимизировать. Но вы представляете, как вырастет в таком случае стоимость вывозки мусора? Сейчас у нас куб обходится горожанам в 30 рублей. А в Сорске, например, 100 с лишним рублей. Если же увеличить штат для постоянного контроля над всей территорией, то цена будет просто огромной. Это вопрос социальной значимости.

Как помочь здоровью, если город накрыл смог
Михаил Мальгин, главный врач Черногорской городской станции скорой медицинской помощи:
- Если в каких-то районах города, из-за изменения направления ветра, ощущается особенно сильное задымление, можно использовать обычные маски для защиты верхних дыхательных путей. Для людей, чувствительных к запахам, у кого возникают из-за этого спазмы или аллергические реакции, такая защита необходима. При этом не стоит забывать, что маски эффективны лишь в течение двух часов, после этого их нужно менять, использовать новые.
В «Скорую» с понедельника стали поступать звонки по поводу консультаций о помощи при головной боли – черногорцы жалуются, что ощущают едкий запах дыма и страдают из-за этого. Самое главное «оружие» в борьбе с любого рода загазованностью, хоть при смоге, хоть, к примеру, при пожаре, – чистый воздух. Значит, не открывайте в квартирах и домах окна, если ветер сдувает в ваш район дым от свалки, постарайтесь увезти детей на дачи, в другие населённые пункты, если есть такая возможность. А какими-то специальными препаратами, лекарствами отравление не вывести. Воздух должен быть чистым.

 Валентина КОРЗУНОВА, фото из архива автора. «ЧР» №57 от 26 июля 2018 г.

Новости по теме: