Дом для новеньких, или Путешествие в начало жизни

Дата публикации: 24.07.2018 - 14:43
Просмотров - 872

А вот и он, громада – перинатальный центр. Здание-корабль, которому нет ещё и года, первый день рождения – в сентябре. Но он уже подарил больше трёх тысяч дней рождения тем, кто появился здесь на свет и кого развезли по домам в разноцветных свёртках, мирно посапывающих или истово орущих – это уж, как говорится, кто под какой звездой...

Сегодня впервые – экскурсия по семиэтажному зданию, в которое просто так не попадёшь даже при огромном желании, так что пойдёмте со мной!

Не знаете, где же он «притаился»? А на Крылова, 66. Проезжаем мимо здания пенсионного фонда, огибаем «Детский мир», и вот он – пожалуйста, ещё один тот самый мир.

- У-а, у-а-аа, - из открытого окна откуда-то сверху слышно, как надрывается, насколько хватает сил, новый человек, появившийся на свет жарким июльским днём. И ком к горлу. Ох уж эти ручки, ножки, полуулыбка…

- Сюда, пожалуйста, - строго-настрого направляет в один из кабинетов Наталья Викторовна Сизых, заместитель главврача по организационно-методической работе, она же – сопровождающий группы экскурсантов из Абакана и Черногорска, многие из которых с характерной осторожной походкой – будущих сыновей или дочек носят. – Надо пройти фильтр!

Это значит – измерить температуру и всем своим видом показать, что ты здоров и можешь быть допущен в стерильные условия.

Уф, вот мои 36,6, получите! Мне, в обмен на это, выдали бахилы и стерильный одноразовый халат.

Наталья Викторовна обратила внимание на стенды, отвлекая от разглядывания весёлого яркого холла в модных оранжево–зелёных тонах:

- Здесь мы собрали информацию, которая снимает много вопросов. Смотрите, всё есть о партнёрских родах, а вот тут – о правилах посещениях мам с новорождёнными (нескольким родственникам или друзьям проходить не разрешено – не дискотеки здесь! В одно посещение может пройти лишь кто-то один, дети до 14 лет и вовсе не допускаются, это даже в законе оговорено). Телефон горячей линии главврача тоже указан. И, понятное дело, представлены документы, разрешающие определённые виды деятельности. Всё как положено!

А что до «фильтра», его проходят и родственники, которым дамы в статусе будущих мам дали согласие навещать их, когда станут мамами. Это могут быть не только мужья, а кто-нибудь из близких – ситуации разные. Они заполняют бланки и ждут своего часа.

В холле появляется дежурный доктор, на халате которого бэйджик: «Андрей Иванович Афанасьев, зав отделением, врач акушер-гинеколог». Иду «на перехват»:

- Как на новом месте работается? Вы сюда попали из абаканского роддома?

- Да, из абаканского. А здесь… Женщины, сами понимаете, рожают так же, как прежде. А то, что оборудования стало больше и что оно хорошее, даже замечательное, – это точно. Детская реанимация – наш козырь, Красноярск отдыхает. Что касается второго этапа выхаживания ребятишек – замечательный уровень. В целом, женщины хотят, чтобы роды были правильными, удачными, наша задача – помочь. Часто приезжают из Минусинска, из отдалённых сёл «просто спросить», сколько платить за услуги. Да нисколько, это бесплатно. Удивляются.

Серьёзная Наталья Викторовна продолжает:

- Заполняется медицинская документация, и дальше, через осмотр доктора, пациентка продвигается по тому маршруту, который ей предназначен. Либо это акушерское отделение патологии беременностей – если она вдруг госпитализируется по какой-то причине, которая требует коррекции её состояния, либо родовое отделение, если начинаются роды.

На лифте, в который, если потребуется, войдут каталка и сопровождающие, поднимаемся на пятый этаж, в родильное отделение. Перед заветной дверью каждый дезинфицирует руки: в навесном приборе вместо мыла – специальный раствор.

А вот и комната для пап. Красотища: кушетка, чайник, пакетики с чаем, журналы. Эх!

- Если есть необходимость, участникам партнёрских родов здесь можно отдохнуть. Бывает,  ситуация заканчивается не естественными родами, а операцией, продолжается долго. Всё это время можно быть здесь, ожидая встречи мамы с малышом. Мужчинам нужны и отдых, и дополнительное внимание, забота, всё это мы и организовали.

Дальше шагаем в индивидуальный родильный зал. Таких на этаже десять. Именно отдельных, без каких-то перегородок, совмещений. Более того, каждый родильный зал оборудован душевой кабиной, раковиной, санузлом. В бытовых комнатах есть кнопка вызова персонала (ярко-красная, большая, как компьютерная мышь, плюс к тому, она на длинном гибком проводе) на случай, если потребуется экстренная помощь.

- Я чуть не родила в туалете! – вспомнила былое одна из пришедших на экскурсию будущих мам, которой предстоят вторые роды.

- Такой ситуации не будет, - улыбнулась сопровождающая.

Между тем, переместившихся в родильный зал, удивляли родовым столом–трансформером отечественного производства.

Мало того, что он поднимается на нужную высоту, ещё и наклон спинки регулируется – всё ради удобства пациенток, для того, чтобы было выбрано оптимальное, самое удобное положение.

Александр Владимирович Тышта, заведующий родильным отделением, и.о заместителя главного врача по акушерско-гинекологической помощи, ответил на все, даже самые наивные вопросы экскурсанток с округлившимися животами (и со столь же круглыми, наверное, от избытка информации, глазами). Остановились на теме оборудования:

- Условия однозначно отличаются от тех, в которых раньше приходилось работать. Перинатальный центр для нашего региона очень нужен, здесь всё соответствует требованиям времени.

Что ж, новая жизнь должна начинаться в достойной клинике, кто бы спорил! В перинатальном центре есть даже мячи – фитболы, на которых, как говорят «бывалые», легче переносить схватки.

Уточняю:

- Кресла замечательные. А о чём во время сложного процесса родов расскажет аппаратура, что в изголовье?

- Родовые залы максимально укомплектованы всем необходимым, вплоть до приборов с централизованным подключением кислорода, - отвечает Александр Владимирович. - Это так называемая следящая аппаратура для контроля за жизненно важными функциями мамы и малыша во время родов. Из показаний умной медицинской техники становится понятно, что необходимо врачу для изменения тактики, нужно ли применить обезболивание или, скажем, пригласить коллег - специалистов.

Кроме того, в период родов делается кардиотокография (КТГ) плода - регистрируются промежутки между циклами сердечной деятельности ребенка, сила сокращений матки.

Беременные поинтересовались, для каждой ли мамочки используются приборы, или как?

- Для каждой, - был ответ.

И мы переключили внимание на перинатальный столик для младенцев, на электронные весы для них же и на стерильные пелёнки, тёплые одеяла, подготовленные для новеньких, свеженьких. К слову, так было принято называть новорожденных в абаканском роддоме. Может, и в перинатальном словечки приживутся. А что, нормальные.

Как правило, через пару часов после родов состоявшуюся маму перевозят в послеродовое отделение. Мы этот путь снова проделали в лифте. Кстати, чтобы не плутать в лабиринтах громады – здания, здесь повсюду на полу – нарисованные следы: «Второе отделение», «Третье отделение»…

Мамочки после родов ходят по коридору, будто по краешку, словно боятся оступиться, кто-то опирается на каталку с младенцем.

- Мальчишка?

- Нет, де-евочка!

- Поздравляем!

В палаты, заселённые агукающими и кричащими, лишь заглянули, и то  вполглаза – чтобы не тревожить «местное население». И отправились этажом выше, посмотреть бытовые условия для родивших в пустой палате, точно такой же, как и те, которые сегодня наполнены детским причмокиванием и плачем.

Вот где беременные прямо расплылись в улыбках. Потому что палаты, как и родзалы, рассчитаны на одного человека (с ребёнком, естественно). Удобная кровать с поручнем над ней, чтоб легче было подниматься. Столик для пеленания. И настоящий хит – раковина-ванночка, в которой можно искупать или помыть дитя. Смеситель – с термодатчиком, температура выставлена на комфортной отметке 20 градусов: «Чтоб не обжечь малыша или не окатить холодной водой». И снова – душевая кабина, санузел, уже знакомая красная кнопка. Придумать бы что-то лучше, да фантазии не хватает, правда. Точно могу сказать: после таких условий, когда тебе приносят готовые завтраки, обеды, ужины, когда за тобой убирают, заботятся о малыше и прибегают по первому зову, многим дома придётся туговато. Хотя туда – домой – все стремятся попасть быстрее.

А происходит это, неизменно, через выписную комнату. На стенах – детские рисунки о том, как малышня представляет семью. Славные, тёплые. Оказывается, перед открытием центра среди детей сотрудников объявили конкурс на лучший рисунок, теперь самые-самые из них рассматривают родственники, в ожидании первой встречи с сыновьями, дочками, внуками, внучками.

Открываю книгу отзывов. Вот одна из последних записей: «Сердечно благодарны врачам, акушерам Мартюшовой, Карабалыковой за помощь и поддержку в рождении нашего мальчика! Спасибо за сына! Спасибо за внука! Спасибо за правнука! Всем успехов, здоровья, благополучия. Большая семья Соколовых. Ждите, придём ещё!»

Замечательно, что теперь заранее становится известной дата выписки и даже время: «Потому что мамы приезжают из районов, из других городов, их родственникам нужно знать, к какому времени быть вот в этой уютной комнате».

В которой, кстати, периодически появляются то клоуны, то огромные куклы, а то и ангелы с белоснежными крыльями. Тут уж кто во что горазд.

А что до фотографа, он в перинатальном – с санитарной книжкой.

Прощаясь, спрашиваю экскурсовода, заместителя главврача:

- Чем вы особенно гордитесь? Из нового, прогрессивного?

- Тем, что у нас квалифицированный персонал, который в любой ситуации окажет ту помощь, которая необходима конкретному пациенту, чтобы мама и малыш были здоровы. Без профессионалов никакое оборудование не может быть использовано по назначению.

- Дефицита специалистов нет?

- Специалистами перинатальный центр укомплектован. Привлекали их, в том числе, из других учреждений, есть высококвалифицированные доктора, которые переехали к нам из Красноярска, Иркутска.

- Можно сказать, что ваш коллектив - настоящая команда, что одним воздухом  дышите, одними мыслями живёте?

- Да, мы команда, стремимся к одному результату. Нас 793 человека, включая всех сотрудников. Не только врачи и акушерки оказывают помощь! Без младшего, технического медперсонала работа такого учреждения невозможна.

- Как вы себя чувствуете, с расправленными плечами?

- Мы постоянно учимся, есть достижения, то, что мы имеем достойный результат – это точно.

Мнение беременной Вики Алексеенко после экскурсии тоже было интересно. Она станет мамой второй раз, поэтому невольно сравнивала, что и как:

- Здесь всё современно, разница с тем, что было, колоссальная. Там мы с маленьким лежали в палате на четверых. Один из малышей проснётся – и все разом за ним. Понимаете, что это такое? Индивидуальные родзалы и палаты – огромный плюс. А ещё настоящий сюрприз  в том, что родственники с определённого времени могут приходить прямо в палату, навещать, настраивать на хороший лад, привыкать к ребёнку.

Тут бы и точку поставить, однако, просится то, о чём во время экскурсии делились, скажем так, между этажами. Я, например, вспоминала картинки, подсмотренные в обычных отделениях, где мадонны с животами… норовили спрятаться в туалете, чтобы покурить. Многие во время беременности не желают отказываться от гамбургерных пищевых привычек и вообще, от всего привычного, что не очень хорошо для здоровья. Тогда как быть мамой, в первую очередь, значит – жертвовать. Не жертвуют, зачем? Зато умеют обвинять всех и вся, в случае чего. Не себя, других! Однако, как не может срабатывать оборудование само по себе, без талантливых рук опытных докторов, так и здоровый ребёнок не получится от пьюще-курящих, не соблюдающих элементарных правил здорового образа жизни женщин. Да, здание есть. Такое, что способно удивлять. Пришла пора удивляться и самим себе – спортивным, с правильными привычками, с ответственным отношением к будущему родительству.

 С тем, собственно, и разошлись. Кто-то – чтобы вскоре вернуться в этот самый главный в жизни дом.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора. "ЧР" №56 от 24 июля 2018 г.

Новости по теме: