Моё этническое лето

Дата публикации: 19.06.2018 - 11:19
Просмотров - 1415

Наконец-то и мы дождались настоящего тёплого лета. Школьники ушли на летние каникулы, скоро к ним присоединятся студенты, а для родителей началась пора забот – куда бы сводить или свозить сыновей  и дочек, чтобы лето для них прошло интересно и полезно.

Конечно, в Хакасии нет особых проблем с выбором места для отдыха – прекрасные озёра, уютные луга и перелески, возможность сходить в пещеру или сплавиться по реке. Но для многих жителей и гостей республики не менее интересен культурный отдых. Возможность узнать новое, прикоснуться к древней истории, лучше изучить традиции и искусство разных народов – всё это можно в Хакасии. Мы не раз уже писали о наиболее значимых памятниках археологии и культуры, рассказывали о самых интересных фестивалях с национальным колоритом. И сегодня продолжим знакомить вас с предстоящими праздниками в этническом стиле.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ХРАМ СОЛНЦА

 

Место: Орджоникидзевский район, музей-заповедник «Сундуки».

Время: 22 и 23 июня.

Казалось бы, что может быть общего у строгих учёных астрономов и отрицающих теории классической физики шаманов? Однако, если хорошенько приглядеться, то точек соприкосновения найдётся немало. более того, сторонний зритель может получить консультацию и с той, и с другой стороны, если выберет время и приедет на уникальный фестиваль «Сундуки – Храм солнца», который состоится в республике 22 и 23 июня.

Загадочные, удивительные горы, получившие несколько необычное название «Сундуки» издревле привлекали внимание местных жителей. Известный палеоархеолог Виталий Ларичев утверждает, что уже десятки тысяч лет назад древние горы стали местом строительства первой обсерватории в Евразии. Таинственный петроглиф Белая лошадь датирован 14-м тысячелетием до нашей эры! Вы только представьте, ещё нет Вавилона и Месопотамии, спят младенческим сном греки и арабы, только через тысячи лет они создадут знаменитые математики и арифметики, а в это время на хакасской земле первые учёные уже пытаются понять тайны небесных светил.

Но не надо забывать, что в древности учёных и служителей культа не разделяла столь великая граница, как сейчас, напротив, зачастую понятия эти были тождественны. В священную долину Сундуков могли ходить только шаманы, они же изучали цикличные перемещения Луны и Солнца, а затем давали рекомендации соплеменникам по сельскому хозяйству и ритуалам.

Кстати, именно на Сундуках изображены если и не первые на Востоке, то уж точно одни из первых часов. Мифический дракон, рассечённый на шесть частей, выбит на скале, одно деление означает примерно час времени.  

Потому-то и появилась идея организовать на Сундуках фестиваль «Храм Солнца». Что примечательно, проводится он совместными усилиями сотрудников музея и Русского космического общества. Благодаря такому симбиозу гости фестиваля смогут наиболее плодотворно изучить и характерные особенности древних верований, и узнать о том, как зарождалась наука в оные времена. Не знаю, будут ли в этом году участвовать в фестивале любители йоги, но год назад они были, и все интересующиеся могли узнать заодно о разных гранях восточной философии и культуры.

Организаторы подготовили гостям немало увлекательных и познавательных мероприятий. Среди них, например, экскурсия «Светил небесных путь» - участников проведут по самой настоящей тропе жрецов, древних строителей обсерватории и  святилищ.

«ТУН ПАЙРАМ» ВЗБИВАЕТ МОЛОКО

 

Место: Аскизский район, Сагайская поляна.

Время: 30 июня, 11.00 – 20.00.

Пожалуй, не много найдётся народов на Земле, если вовсе есть такие, в чьей культуре не было бы праздника, посвящённого, с одной стороны, обыденным, а с другой, безусловно, сакральным продуктам. Вспомните хотя бы русскую Масленицу и священные блины? Недаром за осквернение блинов ножом или вилкой могли и затрещину дать – нечего оскорблять символ солнца! Помните, у Чехова: «Глядя на женщину, пекущую блины, можно подумать, что она вызывает духов или добывает из теста философский камень».

Для хакасов таким большим праздником является «Тун Пайрам» – праздник первого молока. Не будем забывать, что хакасы были скотоводами, и для них пережившие, перезимовавшие животные, добравшиеся до свежей травы, это сама жизнь. Первое молоко – гарантия, что не будут голодать дети и старики, мужчины и женщины. Потому и отмечали праздник всегда так, чтобы духи видели и радовались, что люди благодарны за дары!

Специально к «Тун Пайраму» готовили свежий айран, женщины шили новые платья, мужчины готовились к спортивным состязаниям. Конечно, сегодня айран можно запросто купить в магазине, камни уже никто не поднимает, тяжелоатлеты предпочитают более удобные гири, но традиция собираться раз в год осталась. С утра и до позднего вечера на Сагайской поляне будут театрализованные представления, танцы, песни, конкурсы, палатки с национальными продуктами, конные соревнования и спортивные состязания. Словом, каждый гость праздника сможет найти себе занятие по душе.

Особо интересен «Тун Пайрам» для детей, ведь знакомство с культурой в такой непринужденной, скорее напротив, раскрепощённой обстановке весьма помогает благожелательно, с искренним интересом погрузиться в тайны традиций, верований, песен, музыки и литературы. Это по-настоящему живые уроки!

Помню, как на одном из праздников к маме подбежал мальчик и восторженно начал рассказывать про игру на хомусе, которой его обучал старый хакас.

- Я раньше слышал, но не понимал, дребезжит что-то и всё, а тут услышал, как поёт хомус! Дует ветер в степи, летят орлы, топочут кони. Мама, я понял эту музыку!

Согласитесь, такое признание дорогого стоит – это не лекция о толерантности в младшей группе детского сада. А настоящее знакомство с другой культурой, первые шаги в понимании, уважении, а для кого-то и в любви. Тем и ценны такие национальные праздники, что дают возможность окунуться, буквально нырнуть в объятия иного народа.

В этом году на Сагайской поляне будут работать двенадцать площадок. Национальные юрты, состязания хайджи (народных сказителей), соревнования по борьбе курес и хапчан тас – поднятие камня, агаснан тартыс — перетягивание палки, тобит — хакасские шашки, охчаадан атыс  - стрельба из лука. И конечно, конкурс айрана — символа праздника. При этом видов айрана будет по числу районов республики, ведь в каждом из них свои традиции приготовления напитка.

Начнётся «Тун Пайрам» 30 июня в 11.00 и продлится до 20.00. Специально к празднику будет запущен дополнительный транспорт – автобусы и рейсы электропоездов.

ВЕСЬ МИР НА ЛАДОНИ

Место: село Шушенское.

Время: 13 - 15 июля.

Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири», который многие до сих пор называют прежним именем «Саянское кольцо», это настоящее пиршество для этнокультурных гурманов. Гости со всех континентов, кроме Антарктиды, побывали на этом фестивале, музыканты десятков стран щедро делились национальным искусством со зрителями Сибири. Если не из всех, то почти из всех регионов нашей страны приезжали коллективы в тот или иной год.    

Тот, кто хоть раз побывал на этом фестивале, наверняка навсегда запомнил удивительные и прекрасные дни на поляне. Дружелюбная атмосфера, огромное количество площадок, «Город Мастеров» и всевозможные мастер-классы,  от обучения игре на варгане или русской жалейке до умения танцевать ирландский рил или правильно прыгать через костёр на день Ивана Купалы – это всё «Мир Сибири».

Именно здесь зрители смогли познакомиться с удивительным трио из Якутии «Айархаан». С помощью варганов, колец и собственного голоса музыканты создавали совершенно изумительные вещи. Слушая крики чаек, скрип снега, вой суровой метели, цокот копыт и журчание ручья, просто не верилось, что все это возможно благодаря столь простым инструментам. Энергетика якуток была просто поразительна.

И именно на поляне фестиваля сибиряки смогли познакомиться с другой якутской исполнительницей – Саиной. Хомус, бубен и голос артистки создавали целые картины: седое северное море и летящие над водой чайки, холодная лунная ночь, наполненная грустным воем волчьей стаи. Но не успеешь оглянуться, и ты уже попал в ласковый летний вечер, девушки якутки в своих лучших нарядах красуются перед парнями, показывают таланты, да и юноши не ударяют в грязь лицом – ловкие наездники и охотники без промаха поражают цель. И всё это создано музыкой! Ну как не влюбиться после такого в культуру якутов?!

Выступления гениального Алексея Архиповского позволили не просто насладиться мастерством маэстро, но и по-новому взглянуть на самый что ни на есть русский инструмент – балалайку. Ведь сколько анекдотов и юморесок ходят об этом инструменте. То высокомерно, то презрительно отзываются о нём те, кто никогда толком и не слышал игру на балалайке. Сколько раз приходилось слышать и читать: «Подумаешь, три струны, что там можно сыграть?!»

Алексей Архиповский доступно показал, что сыграть при желании и мастерстве можно всё, включая сложные произведения немецких классиков. Да-да, композиции Баха и Бетховена тоже в репертуаре «русского Паганини», как называют Алексея.

Помню, как на фестивальной поляне заходилась от восторга семейная пара из Екатеринбурга, молодые уральцы были настолько поражены увиденным и услышанным, что рассказывали о своих впечатлениях совершенно незнакомым людям. Но на то и «Мир Сибири», что в эти дни все свои, чужих не бывает.

- Мы впервые попали на «Саянское кольцо», - говорила тогда девушка. – Ездили отдыхать на хакасские озера и решили по дороге заглянуть сюда. Если бы мы раньше знали, насколько тут интересно! Я в бешеном восторге от ансамбля «Алтай Кай». А ведь, в полном смысле слова, это нельзя назвать открытием, у нас дома уже давно есть их записи, с удовольствием слушали композиции, но разве мы могли подумать, что живое исполнение будет настолько отличаться! Это фантастика!

- А «Айархаан»? – поддержал ее муж - Это что-то неподвластное разуму, я не понимаю, как можно такие звуки из колец извлекать. Вообще, эмоций масса. Тувинские музыканты из «Хуун-Хуур-Ту» тоже запомнились очень сильно. Архиповский – это вообще любовь на всю жизнь! Сейчас, если честно, сложно словами передать все впечатления.

А какие фантастические вещи вытворял москвич Сергей Старостин! Казалось, что каждый инструмент оживает в его руках, будь то рожок, свирель или флейта. Своими учителями знаменитый этномузыкант называл простых деревенских жителей. И именно в честь них играл старинную  русскую музыку.

За годы «Саянского кольца» и «Мира Сибири» мы узнали, как отмечали наши прадедушки и прабабушки ночь Ивана Купалы и праздник Петра и Павла, научились плести венки и спускать их на воду, и участвовать в шаманских обрядах кормления огня, избавления от злых мыслей и освящения  фестивальной поляны. Играли на варганах и даже австралийской двухметровой трубе. Учились народным промыслам и постигали технику йоги.

И сколькому ещё мы можем научиться, отправившись на фестиваль, скольких удивительных музыкантов услышать, со сколькими культурами познакомиться. Подозреваю, что на юбилейный 15- й  «Мир Сибири» организаторы приготовят нам немало приятных сюрпризов. Кстати, одна из сквозных тем фестиваля – «Енисейская Сибирь». Ей будет посвящена отдельная локация, где можно познакомиться с культурой и бытом народов, населяющих земли вокруг Енисея. Здесь разместятся национальные жилища кочевых народов Сибири: юрты тувинская и хакасская, чумы народов Севера Красноярского края.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора,

«ЧР» №46 от 19 июня 2018г.

 

Новости по теме: