Тонкими мазками, осторожно,
Раздуваю ветер, разгоняю воду.
Я сегодня занят, я художник.
Я рисую город в непогоду…
Эти строчки из песни Владимира Ланцберга много лет назад чем-то зацепили душу, и с тех пор как-то по-особому заставили смотреть на картины художников. Вечная загадка – как им удаётся увидеть в привычном и обыденном что-то особое. Казалось бы – улица, дом, дерево, ну что здесь может быть нового? Ан нет, художник вдруг как-то так выбирает ракурс, краски, и ты понимаешь – а ведь это красиво, здесь живёт душа.
Пикассо говорил, что «художник впитывает впечатления, получаемые им отовсюду — от неба, от земли, от клочка бумаги, от промелькнувшего человека, от паутины. Мы не вправе делать какие-то различия между ними». И тем интереснее смотреть на работы юных мастеров кисти и мелка. Как они видят тривиальное, что особо находят в банальном.
На днях удалось подсмотреть, как трудятся совсем молодые черногорские живописцы в городском парке. На траве разложены краски и листы бумаги, с сосредоточенным видом сидят мальчишки и девчонки – у них особое время: работа на пленэре. Этим французским словом обозначается рисование на открытом воздухе. Из самых известных российских художников, писавших на пленэре, мы можем вспомнить картины Левитана, Поленова, Саврасова, Коровина, Серова.
- Работа на пленэре входит в обязательный курс обучения в художественной школе, - говорит директор черногорской детской художественной школы № 1 Надежда Яблочкова. – В течение 28 часов, по четыре часа в день, ученики со второго по восьмой класс пишут этюды. Затем работу оценивают преподаватели школы.
Судя по всему, юным живописцам такой стиль рисования вполне по душе. И что примечательно, хоть объект, привлекший их внимание один, например, дерево, в созданных произведениях он выглядит совершенно по-разному. Вот что значит личный взгляд художника!
- Я занимаюсь в художественной школе уже четыре года, - рассказывает ученица школы 19 Олеся Рыжова. - Каникулы начались, но мы ещё сдаём работы в художественной школе. Можно рисовать всё, что хочется, – деревья, фонтан, архитектурные постройки. Нам дается либо дом, либо скамейка, и вот мы сами выбираем. Рисуем разными материалами – акварелью, сангиной и соусом.
На листе перед Олесей одинокое дерево, но глядя на его трогательные зелёные листочки, ты чувствуешь, недолго осталось вязу скучать. Скоро в гости прилетят красавицы-бабочки, весёлые птахи, а может, прибежит какая-нибудь зверушка и уютно свернётся у корней. И согласитесь, это замечательно, когда в самом простом можно увидеть большой сказочный мир.
В воспоминаниях замечательного русского художника Константина Коровина есть примечательный разговор, который произошёл между учениками и мастером – гениальным пейзажистом Саврасовым, у которого ребята занимались в студии:
«Ступайте в природу, — говорит он нам. — Там — красота неизъяснимая. Весна. Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо.
— А как, Алексей Кондратьевич, нужна в пейзаже даль — деревья большие и воды? — спросил его однажды ученик Мельников.
— Не знаю, — ответил Саврасов. — Не надо, а может быть, и надо. Я не знаю. Можно просто написать, что хочется — хорошо только написать. Нужна романтика. Мотив. Романтика бессмертна. Настроение нужно. Природа вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна. Да, тайна. Прославляйте жизнь. Художник — тот же поэт.
— А как же писать, с чего начинать? — спрашивают его ученики.
— Не знаю, — опустив глаза, говорил Алексей Кондратьевич. — Нужно любить. Форму любить, краски. Понять. Нужно чувство. Без чувства нет произведения. Надо быть влюбленным в природу — тогда можно писать».
Валентина КОРЗУНОВА,
фото автора
«ЧР» № 44-45 от 14 июня 2018г.