«Казаки – разбойники». Бороться нельзя смириться – где ж запятую ставить?

Дата публикации: 07.06.2018 - 10:11
Просмотров - 677

Костя выходит из комнаты общежития в общий коридор, подтягивая за собой Лену в инвалидной коляске, чуть присаживается. Та, собрав силы, взбирается ему на горбушку, крепко обхватывает шею. Так они спускаются со второго этажа – то в душ, что на первом, то чтобы отправиться по делам на родительской «пятёрке». Потом проделывают всё то же самое, чтобы вернуться домой. «Как казаки – разбойники!» - улыбается Лена, которой, вообще-то, не до смеха.

Варламовы много лет живут в общежитии по Горького, 2 «А», в старом неприглядном здании, что притаилось на тенистой стороне улицы, в глубине двора. Семья да семья, сына воспитывают, которому нынче стукнуло 24. Тесновато, но было хуже. В первой комнатушке, которую получил Костя, было нестерпимо тесно, однако вскоре дали другую, на условиях социального найма. Двадцати четырём квадратам радовались как дети. Ещё бы! Удалось даже отдельную комнатёнку для сына отгородить!

 

Ни с того ни с сего

Оптимистичный настрой надколола болезнь Лены. Как иногда бывает, «ни с того ни с сего» захандрили ноги. Работала на рынке, носилась, как белка в колесе, какое лечение, какие доктора? Некогда, мальчишку надо поднимать! Однако, как град на голову в летний день, посыпались диагнозы, один страшнее другого. Вскоре ноги отнялись, и, понятное дело, всё кардинально поменялось. Хорошо, что в новой комнате можно было перемещаться на коляске. В старой, как говорят супруги, – нет, застряла бы, разворачиваться было невозможно.

Мы вместе с Костей и Леной (она на горбушке, конечно, а как ещё?) спустились в душ. Невольно вспомнилась юность, когда в общаге Иркутского госуниверситета на пять этажей привычное сегодня «удобство» было представлено парой-тройкой исправных душевых кабинок. Та же система и в общежитии на Горького, только без всяких там излишеств в виде перегородок. И работали, когда мы были у Варламовых, лишь два крана. Да что там душевая, и подъезд, и коридоры – как для фильма про какую-нибудь очень тяжёлую, горемычную судьбину. Обвалившаяся штукатурка, надписи, атмосфера безнадёги, тот самый запах…

 Хорошо хоть у Варламовых соседи более – менее, да сами они стремятся уют создавать, несмотря на то, что даже управляющая компания из общаги сбежала. Потихоньку держатся. А что до общаги из юности – так это ж было временное прибежище, ситуацию по молодости лет расценивали как вполне терпимую, к которой можно было приспособиться. Но чтоб так жить постоянно…

 

Эх, нога - колесо

«А годы-то убегают, будто дети от назойливых родителей», - подумала как-то Лена. – Что же будет, если, теоретически, у мужа «прихватит» спину, или к преклонным годам? Как выбираться из дома? А тут ещё о доступной среде для инвалидов, как назло, из всех рупоров – газет, телепрограмм – только и слышно.

- Пандусы-то  в самом деле теперь удобные, их стало больше, и мероприятия всякие проводят, приглашая колясочников. Выходит, что-то реально делают для тех, чьи ноги - колёса! – воспряла духом Лена и собралась в поход за счастьем – «нормальными» квадратными метрами для семьи и себя, пожизненно признанной инвалидом первой группы. В «походе» к чиновникам и к тем, кто был готов поддержать, объясняла, что реконструировать помещение и сделать душ в отдельной комнате – нет, нельзя – Варламовы узнавали! Такое вмешательство в конструкцию здания – ни что иное как перепланировка. А дом старый, с трещинами, «никто не разрешит». Пандус сделать не получится – вопрос изучался. Переселить семью на первый этаж, говорят во властных кабинетах, нет возможности. Там находятся технические помещения, переоборудовать которые – головная боль. И вообще, нет денег!

Прокуратура Черногорска, региональное отделение Общероссийского народного фронта в Республике Хакасия выразили горячее желание помочь Лене: доступная среда – не только пандусы! Это организация такого жизненного пространства, которое позволяет жить-быть комфортно, спокойно, не ограничивать себя в передвижении, да просто чувствовать себя обычным человеком.

 

Проиграли…

Заместитель прокурора Черногорска Ольга Фетисова поведала о подробностях недавно завершившегося процесса:

- Прокуратура в самом деле стремится быть максимально полезной для тех, кто социально не защищён, в частности, для инвалидов. Вот и в случае с Еленой Варламовой мы без промедления собрали документы и отправились в суд, где пытались отстоять право инвалида на внеочередное получение жилья. Ссылались на выводы комиссии, которая обследовала комнату, что такое жильё не приспособлено для проживания инвалида–колясочника. А если жилое помещение, которое занимают по договору социального найма, признано непригодным для проживания инвалида, выселяемым предоставляют другое благоустроенное жильё, снова - по аналогичному договору. Чего и просили.

Суд рассмотрел нюансы дела… и прокуратуре отказал. Мол, наличие одного лишь факта признания жилого помещения аварийным не является достаточным основанием для того, чтобы предоставить другое жильё вне очереди. Потому что нужен ещё один «пазл», чтобы всё было гладко. А именно – доходы претендентов на жильё должны быть  низкими настолько, чтобы семью официально признали малоимущей. Суд даже обратил внимание на то, что данный вывод подтверждён позицией Конституционного суда, - не поспоришь! А по сути как в сказке: перебери гречку, промой пшено, вот только тогда…

 

9500, не больше!

У главного специалиста по учету жилья администрации Черногорска Натальи Бусыгиной мы выяснили, что очередь на жильё в городе единая, на сегодняшний день в ней 328 человек, из которых 18 - инвалиды, и эти люди внеочередным правом на квадратные метры воспользоваться не могут – не положено. Есть, правда, исключения для одиннадцати категорий, но с такими тяжёлыми диагнозами, что отведи Господи! И конечно же, специалист по жилью была в курсе событий вокруг Варламовых. Она предложила им обратиться со своей проблемой в следующем году – вдруг финансовая ситуация семьи станет хуже, тогда и появится возможность обойти очередь и стать в ней первыми. А пока расчёты делаются, исходя из порогового значения прожиточного минимума, а эта цифра сегодня равна 9500 на человека. У Варламовых общий доход немного больше.

                   Президенту слово молвить?

О, звонок от Елены.

- Слушаю!

- А может, мне видеообращение для Путина подготовить?

Обсудили идею, вскоре видеообращение было готово и отправлено по интернету на Прямую линию.

Председатель общества инвалидов Хакасии Вера Туник переживает за ситуацию:

- Уф-ф-ф… Говорим-то об инвалидах много, а делаем мало. Со стороны обывателя и с точки зрения человека, который стоит на защите интересов инвалидов, скажу, что в случае с Варламовыми главная беда, на мой взгляд, - чёрствость. Всё-таки можно как-то помочь, что-то придумать, заложить средства в бюджет. Инвалиды – люди понимающие, они умеют ждать и осознают, насколько сложно государству. Но нельзя совсем отталкивать, нельзя устраивать противостояние хороших юристов, которые, да, могут откопать всё, лишь бы не помочь человеку и обычной семье, в которой пожизненный колясочник. Что может сделать муж Елены, контролёр в одном из магазинов, если толковой зарплаты нет? Накопить невозможно. Почему нельзя на таких людей обратить особое внимание? А не так, что, если закон не позволяет, всё, двери закрываются! Из любого тупика есть выход, стоит только вникнуть в суть дела, сердцем его почувствовать.

Впрочем, Вера Ивановна и хорошим поделилась:

- Два года назад в республике работала программа социальной помощи инвалидам, когда выделяли деньги для обустройства жилья, по 75 тысяч. Она была свёрстана с подачи нашего общества, и мы безмерно благодарны за неё правительству Хакасии. Удалось сделать много: пандусы, съезды, кому-то колодец поближе пробили. Другие расширили ванные комнаты, кто-то реконструировал туалеты, дверные проёмы. То есть создавались комфортные условия проживания для конкретных людей.

Кроме того, начал работать закон о том, что если инвалид что-то делает в квартире на свои деньги, то может не спрашивать разрешения соседей.

Очень ждём продолжения республиканской программы поддержки инвалидов. Тем более, Владимир Путин продлил государственную программу «Доступная среда» до 2025 года. При этом о доступном и комфортном жилье тоже шла речь в его поручениях, обязательных для выполнения.

 

Про любовь

Костя – жилистый, спокойный, нигде не афиширует, что служил в Чечне. Зато подчёркивает, что «Ленка с армии ждала!» И никакой она для него ущербной не стала, приземлившись в инвалидное кресло. Такая же строгая, ершистая, с юморком.

- В семье не только счастью положено быть. Трудности тоже у всех есть, их надо перешагивать вместе. Не знаю, как по-другому. Просто люблю. Поэтому мы вместе. А если б получилось с квартирой на первом этаже… Живи да живи!

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора,

«ЧР» № 43 от 7 июня 2018г.

 

Новости по теме: