Всё течёт, всё меняется. Казалось бы, социальными услугами «сто лет» занималось государство, и так будет впредь. Ан нет, теперь на этом рынке ещё и НКО – некоммерческие организации. При этом для новых структур горит очень яркий «зелёный свет»: приветствуются смелые шаги, инициатива, идеи, активность. Смеем утверждать, что всё это есть в Черногорске. Именно наш город – первопроходец в Хакасии в плане передачи функций социального обслуживания от государства частникам. Как всё это происходит на практике, зачем и почему делается – – об этом наш разговор с директором автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания «Ника» Антониной Клементьевной ТУРАНОВОЙ.
- Давайте поясним читателям, что два года назад появился закон, в котором для социально ориентированных НКО был введён новый статус исполнителя общественно полезных услуг. Был создан реестр исполнителей таких услуг, в который просто так попасть невозможно, только при соблюдении определённых условий. Черногорцы попали, а значит, стали претендентами на финансовую бюджетную поддержку. Как живётся – работается?
- Действительно, сегодня одна из приоритетных задач государства – привлечь представителей некоммерческих организаций к работе по оказанию услуг, в том числе – социальных. Сначала это было непонятно, обескураживало, даже ставило в тупик: ну как так, мы же привыкли к совершенно иной схеме работы!
Однако вскоре пришло понимание: государство считает деньги и готово передать некоторые обязанности некоммерческому сектору, людям, готовым заниматься социальным бизнесом. В государственных структурах, по привычке, работал штат сотрудников. Вроде бы так было надо. На самом деле, если в Управлении соцподдержки трудились 19 социальных работников, нам сейчас хватает 16-ти. На троих полной нагрузки нет! Ставка, видно, и была на то, что НКО всё посчитают, до минуты, до копейки. Так и делаем! Людей «на всякий случай» не держим, а те, кто занят делом, имеют максимальную нагрузку в течение рабочей недели.
Но это лишь одна «нотка» из песни. Думаю, социальные и другие услуги переводят в некоммерческий сектор ещё и для того, чтобы была конкуренция, чтобы повысить качество. В итоге, люди будут обращаться туда, где работа поставлена лучше. Со временем наверняка развернётся соперничество между НКО.
- Интересны подробности: когда вы «взяли старт» и какое имя носите?
- Самостоятельно, не в составе Управления соцподдержки, работаем с этого года, называемся «Автономная некоммерческая организация «Центр социального обслуживания «Ника». Наше поле деятельности – предоставление услуг на дому социально незащищённым, оказавшимся в непростых жизненных обстоятельствах горожанам.
- Вместе с тем, нельзя сказать, что вы просто сами по себе взяли и поплыли по заданному курсу, без руля и ветрил, без контроля и помощи.
- Нельзя! Реестр поставщиков социальных услуг создан не случайно. Это не просто список, а перечень НКО, которые заявляют определённые услуги для социально незащищённых категорий и готовы к ответственности за свои действия. Кроме того, сохранено плотное взаимодействие с Управлением – есть соглашения, документы, совместные планы. И человек, нуждающийся в помощи, пока что не обращается к нам напрямую, а лишь через Управление соцзащиты. Специалисты выезжают, изучают ситуацию, разрабатывают индивидуальную программу помощи и передают сведения нам. А мы принимаем человека на обслуживание.
- Итак, есть социально незащищённые категории, которым нужны услуги по ценам ниже, чем на рынке. Со стороны потребителя всё понятно. Но как же вам выживать с такими расценками?
- Во-первых, получаем субсидию из республиканского бюджета, за счёт которой платим зарплату работникам. Во-вторых, вводим дополнительные услуги, отсюда будет капать копеечка. В планах - создание службы сиделок, нянь, социального такси. Это прописано в нашем уставе.
Кроме того, хотя перечень льготных категорий горожан довольно велик, не всех обслуживаем бесплатно, кого-то – за деньги. К слову, ветераны труда, труженики тыла не относятся к льготным категориям. Зато бесплатно занимаемся с детьми - есть услуга по социально-педагогической коррекции, включая диагностику и консультирование. То есть специалист по социальной работе, имеющий необходимое образование, занимается с ребятами, у которых дефицит общения, которые не ходят в детсад, а если посещают школу, имеют комплексы. Как правило, это дети - инвалиды.
- Расскажите о ценах.
- На каждую услугу свой тариф, в среднем - 78 руб. 60 коп. в час. То есть в зависимости от затраченного времени будет и оплата, при этом существуют временные рамки для разных услуг. Да, да, вот так всё регламентировано. Зато понятно обеим сторонам! К примеру, уборка длится час двадцать.
Услуги есть бытовые, медицинские (связанные с посещением докторов) и правовые. С первыми понятно – уборка и всё, что связано с хлопотами по дому. Что касается правовых – имеется в виду сбор, получение документов, оформление официальных бумаг. Всё это, как правило, делается совместно с заявителем, так сказать, под контролем. Задача социальных работников – знать, куда пойти, занять очередь к нужному специалисту или, скажем, получить электронный талон.
В целом, при полном наборе услуг, который включает два раза в неделю уборку, покупку лекарств, продуктов, помощь в приготовлении пищи, раз в месяц – оплату коммуналки, правовые услуги, заботу о систематическом наблюдении (многие об этом просят), максимум получается 1900 рублей в месяц.
- НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью, а не только получать субсидии. Так?
- Да. И здесь видим непаханое поле для работы в плане оказания дополнительных услуг. Самый простой пример из области уборки, когда наряду с мытьём пола, окон, протиранием пыли наши подопечные хотели бы попросить протереть люстры, навести порядок в шкафах, сделать генеральную уборку в ванной, туалете. А если смотреть шире – это будут услуги сиделок, нянь и прочее – всё, что нужно людям.
- Заместитель министра социальной защиты РХ Андрей Шулбаев на наш вопрос о трудностях передачи функций по обслуживанию людей от Управлений соцподдержки к НКО, заметил, что перемены происходят с трудом: «Оказались к этому не готовыми. Нужны люди обученные, активные, со специальными знаниями, методикой, опытом управления». Вместе с тем, он подтвердил, что Черногорск в названной теме - «впереди планеты всей». Расскажите, откуда знания и хватка (а они есть!) у вас.
- Неоценимые опыт и знания получила в школе социального предпринимательства СУЭК. Помню, поначалу даже в понятиях путалась. Знать не знала, что такое социальное предпринимательство, как в этой сфере можно зарабатывать. Однако благодаря профессиональным, очень квалифицированным тренерам всё встало на свои места.
Мы учились видеть необычное в обычном, из гуманитариев становились экономистами, занимались разработкой бизнес-планов, тут же какие-то из них одобряли, другие – наоборот. Рассуждали, почему так произошло. В итоге получили колоссальный опыт для продвижения собственных идей. Продвижения планового, грамотного, обоснованного, а не такого, что с бухты – барахты, а там как получится. Именно такой подход и был использован при создании НКО «Ника».
- Почему не у всех получается то, что удаётся вам?
- А почему обычный бизнес получается не у всех? Мне помогли бесценные знания Школы социального предпринимательства, тот подход, на который нас настроили, – если организовывать дело, то так, чтобы не вылететь в трубу, быть эффективными, ответственными.
- Недавно ваша сотрудница вернулась из Башкирии, где обслуживание населения на дому уже полностью передано в негосударственный коммерческий сектор, и этот опыт тиражируется как положительный. Чему научились?
- Множеству «мелочей», которые в нашем деле вовсе не мелкие. А ещё, по итогам поездки подготовили документы на регистрацию хозяйственного общества, которое будет оказывать дополнительные коммерческие услуги по специально разработанным тарифам. Нет, не запредельным. У нас нет цели угнаться за настоящими предпринимателями, для которых высшая цель – прибыль. Нет! Мы работаем в социальной нише и призваны сделать так, чтобы у социально незащищённых людей было поменьше проблем. Надеюсь, справимся.
Марина КРЕМЛЯКОВА,
«ЧР» № 35 от 10 мая 2018г.