Откуда на дереве бочка и почему 4+2=8?

Дата публикации: 19.04.2018 - 10:51
Автор:
Просмотров - 659

Танцующие строчки, пустой взгляд при попытке отнять три от пяти, не складывающиеся в слова буквы… Когда мамы и папы понимают, что, казалось бы, элементарные вещи не по зубам их ребенку-первокласснику, они приходят в ужас. Когда в тетрадках вместо долгожданных смайликов, звездочек и цветочков (которые заменяют первоклашкам отметки) остается пустое место, мечты о золотой медали начинают таять, как снег под теплым весенним солнцем.

К середине первого учебного года у родителей возникает шквал вопросов: почему тетрадка пестрит красным, а в дневнике вместо похвал сплошные замечания? Почему ребенок не может бегло читать или пересказать простой текст? Откуда эти невнимательность и несобранность? 

 - Если у ребенка что-то не получается первые два месяца, это списывают на трудности в адаптации, всё-таки в школе другой режим, иные требования, чем в детском саду, - говорит клинический психолог центра развития ребенка «Непоседы» Мария Чебыкина. - До этого момента его нигде так не оценивали, потому и объективной картины развития не складывалось. 

Пока ребенок ходит в детский сад, мама с папой сохраняют относительное спокойствие: пусть малыш наслаждается детством, вот пойдет в школу и станет сидеть часами над книжками и тетрадками. А ведь в это время закладывается фундамент, на который через год-два ребенок станет выкладывать кирпичики знаний. И если фундамент будет крепким, как из бетона, к 11 классу вырастет добротный дом, в котором можно укрыться от тревог и жизненных передряг. Если же основание будущей конструкции сделать ненадежным, возвести на нем крепость не получится.  

Уже в предшкольную пору можно обнаружить недостатки в развитии малыша – это букашки, которые пока вызывают у кого-то из родителей досаду, а у кого-то и насмешливую улыбку. Но в школе букашки могут вырасти до страшных монстров, борьба с ними станет серьезным испытанием для детей и взрослых.

В педагогике и психологии у «монстров» есть вполне конкретные имена – дисграфия, дислекция, СДВГ... Разобрать их по косточкам нам помогла Мария Чебыкина.

 - Один из самых распространенных симптомов школьной неуспешности  - это дисграфия, или нарушения письменной речи, - объясняет Мария Юрьевна. - Она проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме – пропуски букв, недописки (слов или даже целой строки), повторы, замена букв по оптическому (а-о) или звуковому сходству (п-б, з-с). Ребенок может знать все правила, но при этом ошибки никуда не денутся. Трудности усиливаются при письме под диктовку.

Почерк у детей с дисграфией обычно неаккуратный, неровный – сначала размашистый, потом буквы становятся мелкими, почти нечитаемыми.  Ребенок делает огромные усилия, чтобы создать аккуратный текст, сосредотачивается, замедляет темп и начинает волноваться, отсюда новые орфографические ошибки. В речи дисграфики тоже отличаются от других детей: отвечают односложно или отмалчиваются, избегают длинных предложений, соответственно, возникают трудности в пересказах.   

Как правило, дисграфией страдают дети, у которых в детстве были логопедические проблемы. Даже после  того, как с ним поработал логопед и все звуки стали четкими и понятными, ребенок вместо продиктованного ему слова «почка» пишет «бочка», а вместо «дочка» - «точка». 

 В чем причина дисграфии? Вовсе не в лени и не в плохом характере, за это наказывать не нужно, не просто бессмысленно, а опасно: добиться можно лишь того, что малыш замкнется.

 - К дисграфии приводят минимальные мозговые нарушения, в частности, нарушения фонематического слуха.  Это не патология слуха, как могут подумать некоторые (ребенок слышит хорошо), а вопрос сенсорной интеграции, то есть наделение смыслом ощущений, поступающих от нашего тела и окружающей среды, иначе - переработки информации, которую получил головной мозг, - объясняет Мария Чебыкина.              Психологи, дефектологи и логопеды давно владеют навыками борьбы с дисграфией. Корректируют ее с помощью занятий для улучшения памяти, увеличения словарного запаса, запоминания норм правописания, письменных заданий различного характера и др. Можно надеяться, что после курса занятий школяр перестанет путать буквы и его грамотность повысится, а вслед за этим  возрастет количество улыбок в дневнике и на лицах взрослых. 

Сталкиваются дети и с дислексией - трудностями в овладении чтением.

 - Ребенок видит одно, а читает другое: вы можете сто раз повторить, что это буква И, а не У, он все равно прочитает И, потому что они похожи, - рассказывает Мария Юрьевна, психолог с многолетним стажем работы. - Чаще он читает до середины строки, перескакивает через строчку. Может, наоборот, добавить лишние слоги и буквы в слова. Страдает и скорость чтения.

Нарушение счетных операций встречается реже, и обычно эта проблема выявляется к середине первого класса: школьник может не понимать разницу между числами (к примеру, 138 и 183), не отличает числовые разряды, не считает через десяток (сложным становится решить пример 8+3, а от 15 отнять 7 вообще невозможно).

Сродни этому нарушению - трудности конструктивных зрительно-пространственных функций, при которых хромают пространственно-временные представления.

 - С 4-5 лет надо учить части суток, время года, понятия «право-лево», «верх-низ», «перед-зад». Потом на этом строятся все счетные операции, - объясняет психолог.

Большая группа детей имеет диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). У них – трудности в самоконтроле, самоорганизации, планировании своей деятельности. На занятиях гиперактивные ребятишки крутятся, мешают соседям, роняют предметы, но при этом могут очень хорошо слышать учителя и запоминать материал урока.

 - Ругать за то, что ребенок неусидчив, неспокоен, бесполезная трата времени. Он действительно не может сидеть спокойно, - дает совет Мария Юрьевна. - Мы же не ругаем его за то, что у него плохое зрение,  а идем и покупаем очки. К этому надо относиться как к особенности ребенка, с которой он самостоятельно справиться не может. Это, естественно, корректируется, и  разглядеть таких детей можно еще в раннем детстве. Да и предпосылки к этому синдрому есть: к примеру, была родовая травма, внутриутробная гипоксия или асфиксия, повышенное внутричерепное давление. Это, как правило, часто плачущие, кричащие дети, неспокойные с роддома или пережившие травму или заболевание в первый год жизни. Когда ребенок болеет бронхитом, гайморитом, воспалением легких или другими соматическими болезнями, в это время его организм тратит силы на борьбу с ними, а не на формирование клеток коры головного мозга. Профессор, у которого я учусь, Борис Алексеевич Архипов, говорит: «Если ребенок попал в больницу, умножьте срок лечения на два и вычеркните его из периода развития». Добавлю, что может быть не только остановка в развитии, но даже шаг назад.

Стоит ли говорить, что ответственность за детские проблемы лежит на нас, родителях? Нужно не просто беречь  ребенка с первых дней жизни – начинать заботиться о его здоровье следует с начала беременности, а лучше – с ее планирования. Врачи сходятся во мнении, что матка будущей мамы имеет информационный фон, который оказывает огромное влияние на внутриутробное развитие ребенка. Иными словами, еще нерожденный малыш  чувствует, ждали его здесь или нет, радуются ли родители ему и друг другу или между ними пробежала кошка (или зверь пострашнее).

Важно и то, как родился ребенок. Не секрет, что многие гинекологи считают кесарево сечение крайним способом родовспоможения.

 - Желательно, чтобы малыш прошел родовые пути, чтобы нервная система включилась должным образом. Он должен проситься наружу, должен пробить себе этот путь к жизни, - объясняет Мария Чебыкина. - Поэтому одна из рекомендаций к психологическому скринингу – кесарево сечение. Это вовсе не значит, что все ребятишки, рожденные таким образом, будут иметь проблемы с речью, письмом или чтением, но обратить особое внимание на них нужно.  

Кому еще советуют приводить ребенка 5-6 лет на нейропсихологическую диагностику (если не возникло острой необходимости в консультации раньше)?

 - Тестирование показано детям, имеющим повышенный или пониженный тонус, задержку психического и речевого развития, часто болеющим, а также перенесшим родовую травму, травму головного мозга или общий наркоз. Посмотрите детскую медкарту: если увидите диагнозы ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), ПЭП (перинатальная энцефалопатия), обращайтесь.

Ребенку требуется помощь, если он излишне медлителен, если он мало ползал или не ползал вовсе, ходил или ходит на цыпочках; быстро утомляется, но при этом с трудом засыпает; не сразу откликается на зов и плохо понимает обращенную к нему речь; плохо пишет, читает, рисует, имеет задержку в формировании мелкой моторики рук (к примеру, в 5 лет не может застегнуть пуговицу), слишком неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен. 

- Нейропсихологическую диагностику, которая позволит оценить особенности мозговой организации и уровня развития высших психических функций (мышления, памяти, внимания, моторики), лучше проводить при возникновении малейших сомнений в том, что ребенок развивается правильно. Если они не подтвердятся, то  мама будет спокойнее, а когда мама и папа спокойны, и малышу от этого хорошо. Если же выявятся какие-то проблемы, то можно сразу начать действовать, - советует М. Чебыкина.

Не все родители могут признать, что у ребенка есть проблемы. Многим из нас проще использовать стратегию избегания неудач, чем принять новость, собраться и пойти в атаку. Но если вы согласны с тем, что от ваших сегодняшних амбиций зависит завтрашняя жизнь ребенка, лучше не затягивать визит к специалистам, чтобы вместе с ними раздавить букашек, пока они не превратились в монстров.  

Анастасия ХОМА. «ЧР» №29 от 17 апреля 2018 г.

На фото М.Кремляковой: старт школьной жизни у всех разный.

Новости по теме: