Коррупция – на крылечках

Дата публикации: 03.04.2018 - 10:13
Просмотров - 776

Почему руководитель Хакасского УФАС Ксения Лебедева спорит с судом

 

- Валентина Николаевна, кефир Сашке можно? Уже год и три! – «пытаю» педиатра насчёт меню для маленького. Доктор строго отвечает: «Нет-нет, терпите! Всё у вас нормально с питанием, знаете, какие отравления «молочкой» случаются? Потом детям капельницы приходится назначать! Конечно, если б вы были уверены, что вот этот пакет везли с завода в рефрижераторе, потом сразу поставили в холодильную витрину… А так, не рискуйте!»

Я послушалась, мальчишка пока обходится водой и компотами из своих яблок.

Его остальное меню – из продуктов, преимущественно выращенных на даче. Наверное, так у всех: для детей – самое лучшее. Впрочем, понимаю, что впереди – детсад, школа. Как будут кормить там? Не перечеркнут ли мои титанические усилия по формированию привычки к натуральным брокколи, цветной капусте, кабачкам?

Примерно с этого начали разговор о закупках продуктов для детских садов с руководителем Хакасского УФАС России и с мамой мальчишки - детсадовца  КСЕНИЕЙ ЛЕБЕДЕВОЙ. Поводом послужило судебное разбирательство в отношении закупок продуктов для детсадов Черногорска.

Стотысячная соломинка

- У нас было заявление одного из предпринимателей, который хотел бы поставлять продукты в детсады вашего города. Начали анализировать ситуацию и увидели, что управление образованием Черногорска процедуру торгов на закупки продуктов для дошколят не проводило, а предоставило детским садам право заключать договоры «просто так».

- Закон позволяет! Если сумма закупки до ста тысяч – пожалуйста! Так ведь?

- Да, закон это разрешает, в результате предпринимателю отказали, поскольку уже есть договоры с другими его коллегами. Казалось бы, всё соблюдено и абсолютно нормально. Нет, не нормально! В данной ситуации рассматриваю два закона, которые обладают одинаковой юридической силой. Это, с одной стороны, закон о закупках, который позволяет делать приобретения на сумму до ста тысяч без проведения конкурса. С другой закон о защите конкуренции, который призван бороться с неэффективными бюджетными тратами, с коррупцией. Он не допускает ограничения конкуренции, не приемлет какие-либо лазейки. В основе закона – мысль о том, что в любой сфере необходимо здоровое соперничество, оно непременно должно быть. А в данном случае мы увидели, что управление образованием пошло по «лёгкому» пути, полномочия по заключению договоров передало каждому детскому саду, чтобы они сработали без торгов.

- Весьма распространённая практика, и не только в Черногорске. На антикоррупционном форуме, который состоялся в конце прошлого года под эгидой ОНФ в Новосибирске, разговаривала со многими представителями сферы образования, они крепко-накрепко держатся за эту «стотысячную соломинку». Говорили, мол, удобно, радовались, что в таких случаях меньше бумажной или электронной волокиты.

- Замечу, что образовательным учреждениям разрешено заключать договоры даже не до ста, а до четырёхсот тысяч рублей. Но если есть предприниматель, который желал бы поставлять продукты в детсады, возможно, по более выгодной цене, значит, есть конкуренция на этом рынке! В таком случае орган власти, дабы исполнить основные цели бюджетного расходования средств (а это экономия, качественная закупка продуктов, это обеспечение достойным питанием всех детишек), должен был провести процедуру торгов, а не заключать договоры «по-простому». Тем более, есть желающие зайти на этот рынок, может быть, их много. Только вот беда – работают не со всеми, а с кем-то выбранным непонятно по каким соображениям. А вдруг можно было сэкономить средства городского бюджета? Он ведь со всех сторон дефицитный!

Детсады не сделали этого и, по нашему мнению, нарушили положение закона о конкуренции. Мы выдали предупреждение о недопустимости нарушений и о необходимости проведения торгов. Предупреждение не было исполнено, представители детсадов опротестовали его в суде. Суд первой инстанции согласился с позицией заявителей, поддержал их, поскольку 44-й закон они не нарушили. Мы с таким решением категорически не согласны, поэтому написали апелляционную жалобу и дойдём со своей позицией до Верховного суда РФ.

- А если суды вас не поддержат?

- Будем отстаивать свою точку зрения, потому что ситуация типична, и это не лучшим образом влияет на состояние конкуренции. Будто не существует нормативных актов, которые принимает Президент! Подход нужно менять.

- Вот так коллизия возникла.

- Когда проанализировали, с кем в Черногорске заключены договоры, выяснилось, что они распределены по видам продуктов. Кто-то поставляет рыбу, другие – овощи, третьи – молочку. Мы и этот факт обсуждали в суде, но не были услышаны.

- Как видите ситуацию, в идеале?

- По моему мнению, закупки для детских учреждений непременно нужно централизовать. ГУО должно взять на себя эту обязанность, проводить торги, покупать продукты для всех детсадов.

- Интересно было на форуме пообщаться с известным человеком, российским фермером с американскими корнями Джастисом Уолкером. Так вот, он рассказал, как выглядит система поставок питания с точки зрения человека, который сам производит продукты:

- Логично, чтобы затраты, которые идут на детское и социальное питание, были связаны с поддержкой сельхозпроизводителей. Мелких, средних фермеров немало в России, неправда, что в стране не хотят работать. А сфера госзакупок как раз-таки может послужить подспорьем, поддержкой для небольших фермерских хозяйств. Если есть внятный путь для нашего участия в системе поставок свежего, качественного продовольствия детям – будем рады этому. А пока… работники детсадов для себя лично с удовольствием покупают наши продукты, а детям «гонят» тетрапаки неизвестно откуда и с чем, с какими добавками.

Так вот, не противоречит ли ваша позиция мнению одного из фермеров? Если закупка масштабная, скорее всего, на торги выйдут перекупщики, а не сам товаропроизводитель с его свежими экологичными молоком, сыром, мясом. И повезут в детсады мороженное-перемороженное, несколько раз из фуры в фуру перегруженное, доставленное из-за тридевять земель промышленное мясо.

- Чтобы этого не произошло, нужно тщательно следить за качеством товаров, которые привозят поставщики, специалисты детсадов могут с этим справиться. Вместо того, чтобы заключать десятки договоров, пусть лучше контролируют «на входе» поставляемые товары. И сформулируют техзадания так, чтобы им не привезли плохой товар. Если это масло – то с жирностью такой-то, с составом, который исключает поставку не масла, а очередного «масляного продукта», напичканного добавками. Всегда ставлю в пример специалистов курорта «Озеро Шира». Они настолько озабочены сохранением доброго имени, что приёмку продуктов считают делом первостепенной важности. Привезёт пару раз поставщик не то – обращаются к нам: «Включите его в реестр недобросовестных, мы с ним работать не будем!» Всё для того, чтобы кормить отдыхающих только свежими, отборными продуктами. Умеют же! Кстати, процесс приготовления блюд в санатории останавливать нельзя, что делать, если «завернули» некачественную партию товара? Вот для этого как раз и существует возможность без торгов срочно закупить какое-то количество продуктов, на сумму до ста тысяч! А не пользоваться такой возможностью постоянно. Не всегда централизация – это хорошо.

Что касается фермеров, смогут ли они поставлять такие объёмы? Смогут, но не все. Необходимо рынок изучать, знать его потребности, вникать в ситуацию. Торги -  открытые, прозрачные, они проходят в электронном виде. Только вот, к сожалению, я не видела ни одного производителя, который участвовал бы в этой процедуре. Как-то на совещании о развитии стандарта конкуренции присутствовал предприниматель, один из абаканских производителей мебели. Он говорил: делает замечательные стулья, но в торгах участвовать не может, потому что там цена маленькая, да и нужно где-то регистрироваться, соблюдать другие волокитные условия. Спрашиваю его: «А хоть раз пробовали?» Говорит: «Нет!»

Так надо начать пробовать, чтобы что-то получалось. Не получается – напишите письмо в то же Управление образованием, что вы такие объёмы не имеете, но хотите участвовать в конкурсе. Пусть разобьют заявку или пусть это будут торги по времени года. Осенью собран урожай – надо его продать, положить в погреба заказчиков. Для них это выгодно – товар дешевле. Негде хранить – а вот и следующие торги, на закупку того, что сохранилось в овощехранилищах поставщика.

- Кто должен заботиться об этом?

- Все участники процесса, по цепочке! Потому что и качество нужно обеспечить, и по-хозяйски подойти к расходованию бюджетных средств.

Чёрный список

- В городе с огромным скрипом продвигались работы по реконструкции аллеи, которую преображали в рамках федеральной программы «Комфортная городская среда». Хорошее дело споткнулось о плохих исполнителей, которые на торгах уронили цену контракта и выиграли его. Уж они потянули резину, до самых «белых мух», всем миром пришлось спасать ситуацию. Нервно было, что-то делали наспех. Подрядчики рисковали «загреметь» в ряды недобросовестных поставщиков?

- Рисковали! Что касается реестра недобросовестных, процедура понятна и прозрачна. Он общий по России, туда заносятся названия фирм, фамилии учредителей и директоров. В стране их около ста тысяч, в Хакасии в прошлом году было около ста, в первом квартале текущего года поступило восемь обращений о включении фирм, предприятий в реестр недобросовестных поставщиков. Как правило, в «чёрный список» попадают за неисполнение контракта, нарушение сроков поставок, плохое качество, нарушение процедуры хранения или любых других условий, оговорённых в контракте.

- Технически как это делается? В случае с аллеей весь город «потряхивало», теперь вот будем наблюдать, как поведёт себя асфальт, который укладывали в предзимье - выдюжит или нет. А деньги израсходованы. Поэтому важно знать, сложно ли оказаться в реестре и чем это чревато для «прославившихся».

- Если поставщик или подрядчик что-то нарушил, заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, сообщив об этом проштрафившейся стороне. Есть десять дней, чтобы исправиться. Если позитивных перемен нет, заказчик отправляет документы к нам в антимонопольную службу, рассматриваем их и выносим решение. Есть и другой путь – через суд. Если он признает фирму недобросовестной, мы «автоматом» включаем её в реестр. Хозяйственники этого очень боятся, потому что после этого два года не смогут участвовать в торгах.

Плюс - минус

- Бывалые участники торгов сравнивают количество необходимых для процедуры документов с томом «Войны и мира». А руководитель проекта «За честные закупки» Антон Гетта на форуме отмечал, что 44-й закон «срочно нужно править, что-то с ним делать», потому что по нему нужно работать понятно, без сбоев, в первую очередь, когда речь идёт о качестве детского питания.

- Есть проблемы, закон сложный, над ним постоянно работают, внесено много поправок. По моему мнению, 94-й закон, разработанный нашей службой ранее, был гораздо проще. Понимаю сложности заказчиков, начиная с процедуры планирования закупок. С другой стороны, специалисты нашей службы, к примеру, как заказчики, благодаря этому закону уже в начале года знают, что будем закупать.

Из плюсов в процедуре закупок отмечу, что есть единственный официальный сайт информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru. Не у каждого органа местного самоуправления, не у каждой администрации нужно выискивать информацию, а в одном месте. Достаточно набрать в поисковике продукцию, которую производишь, либо товар, который продаётся, либо заказчика – и будет видно, кто и что желает купить или продать, и когда.

Из минусов – излишнее «бумаготворчество». Я, к примеру, за то, чтобы избавить участника торгов от обязанности писать две части заявки. также незачем без конца переписывать техническое задание, убирая слова «не более», «менее» - сегодня закон требует исключительно конкретных показателей. А один из самых важных моментов – приёмка товара. Когда идёшь на торги, ты априори согласен поставить то, что хочет заказчик. По моему мнению, первую часть заявки можно убрать вообще. Участнику достаточно представить учредительные документы, чтобы мы понимали, кто это, и могли проверить, а также согласие о том, что фирма собирается поставить товар. Этого, пожалуй, достаточно.

- От бумажных проблем давайте вновь вернёмся к детям. Ваш сын из детского сада возвращается сытый?

- Да, хотя оценить качество детсадовского питания сложно – мы сами не видим этой еды, а ребёнок ещё слишком маленький, чтобы полагаться на его мнение. Поэтому и нужны контролирующие органы, в том числе - Роспотребнадзор, специалисты которого имеют право брать продукты или готовые блюда для исследований. Кроме того, важна ответственность тех, кто занимается в детсадах продуктами. Гражданская, родительская ответственность. Никак нельзя принимать картошку с чёрной кожурой или скользкую капусту. Заказчики здесь должны работать качественнее вместо того чтобы думать, как заключить договор без торгов.

- Послабления недопустимы, это касается детей, их здоровья.

- Да даже если и не детей. К примеру, если плохо построили дорогу, вдруг ДТП? А в машинах – и взрослые, и ребятишки. Или взять здравоохранение. Если привезут некачественные лекарства и человек, ожидающий эффекта от пилюль, на самом деле не выздоровеет? Это тоже проблема. Любая сфера, связанная с закупками, чувствительная, требует в том числе нравственного, где-то материнского, отцовского подхода к делу. У нашей службы нет полномочий идти, брать пробы, проверять процесс приёмки продуктов. А если бы были, поверьте, мы не задержались бы в кабинетах, а стояли вместе с заведующими детсадов, которые принимают товар. Всё для того, чтобы не допустить ситуации, когда привозят что попало, а платят за это как за качественный товар. По моему мнению, злоупотребления, коррупция - не в процедуре торгов, а на тех самых задних крылечках, к которым подъезжают машины на разгрузку.

   Марина КРЕМЛЯКОВА, фото Анастасии ХОМА. «ЧР» №25 от 3 апреля 2017 г.

 

А вот что говорят цифры

В 2017-м в Хакасское УФАС поступило 230 жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок. Каждая третья жалоба имела под собой веские основания – по итогам их рассмотрения выявлено 82 закупки с нарушениями. Наибольшее их количество обнаружено при закупках на выполнение ремонтно-строительных работ, поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий, продуктов питания, компьютерной техники.

Рассмотрено 54 обращения по включению в реестр недобросовестных поставщиков. В результате этот список пополнился 27 организациями, которые в течение двух лет не смогут участвовать в процедуре закупок.

Возбуждено 550 административных дел, в 486-ти случаях выдано предписание о наложении штрафа.

В 1 квартале 2018-го Хакасским УФАС России рассмотрено 20 жалоб по закупкам, из них 8 признаны обоснованными.

Рассмотрено 97 административных дел, 8 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Новости по теме: