Огнетушитель для БелАЗа

Дата публикации: 13.03.2018 - 11:20
Просмотров - 2044

Каждый год Сибирская угольная энергетическая компания проводит межрегиональные конференции по промышленной безопасности и экологии. В них участвуют руководители и представители всех подразделений компании, заинтересованных организаций и ведомств. На пленарных заседаниях, семинарах и работах по секциям не просто заслушиваются доклады, но и проходит горячее обсуждение, нередко вырабатываются новые идеи, которые затем находят воплощение на практике.

В этом году Хакасия вновь встречала большой десант специалистов – именно в нашей республике в начале марта прошла конференция по пожарной безопасности предприятий СУЭК.

ЯРМАРКА ИДЕЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Более 60 руководителей предприятий и инженеров, научных сотрудников и механиков, специалистов отделов по охране труда и производственному контролю, горноспасателей и медицинских работников обсуждали актуальные проблемы пожарной безопасности и помощи пострадавшим при пожаре. Отдельно прошли презентации   самых современных систем пожаротушения.

Первый день работы конференции был посвящён теоретическим вопросам. Со своими демонстрациями возможностей оборудования выступили представители российских и зарубежных фирм-производителей систем пожаротушения. Конечно, сегодня вся карьерная техника оснащена подобным оборудованием, но, как говорится, нет предела совершенству, и ответственным производственникам всегда интересно узнать о новых, наиболее эффективных методиках и системах. 

- Жизнь идёт, технологии развиваются, и мы не должны отставать, для этого постоянно идёт поиск оптимальных вариантов, - говорит начальник отдела производственного контроля, промышленной безопасности, охраны труда и экологии «СУЭК-Хакасия» Эдуард Путинцев. - Техника у нас большая, нагрузки на неё, особенно в низкие температуры, огромные, соответственно, есть риск возникновения пожаров. А это угроза жизни и здоровью людей, плюс серьёзный ущерб для компании, стоимость техники очень высокая. Поэтому мы выбираем самые современные и совершенные технологии.

Участники конференции посмотрели видеоролики о системах пожаротушения от официального дистрибьютора компании «Ansul» на территории РФ ООО «ФС-Сервис» и российской компании «Контактная механика», екатеринбургского научно-производственного центра «Горноспасательные технологии» и петербургской фирмы «СПбЭК-Майнинг».

Мастер-класс по множественным и сочетанным травмам провела доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой неотложных состояний Федерального медико-биологического агентства России Мария Бородина.

«ДОКЛАДЫВАЮ: ГОРИТ БЕЛАЗ»

Второй день конференции был посвящён вопросам практическим. И начался он с масштабных учений на разрезе «Черногорский».

В 10.05 в диспетчерской раздался тревожный звонок – горит 130-тонный БелАЗ на отвале профильной линии 045. Тут же в работу включился заместитель директора по охране труда и производственному контролю, который на время чрезвычайной ситуации приобрёл статус ответственного руководителя ликвидации аварий. По его приказу диспетчер начал оповещение по списку номер один.

Первым делом сообщение достигло членов вспомогательной горноспасательной команды разреза с её бессменным командиром Семёном Морозовым, и это вполне логично – люди они обученные, натренированные, а благодаря дежурству на родном предприятии быстрее всего могут оказаться на месте происшествия и оказать первую помощь пострадавшим, приступить к тушению пожара. 

Далее по списку следовали вызовы команды ВГСЧ, пожарных частей Черногорска и Усть-Абакана, скорой помощи, благо, на разрезе есть своя бригада со спецмашиной. И только затем, после вызова оперативных служб, диспетчер стал сообщать о ЧП руководству предприятия.

Прибыв на место, команды ВГК, ВГСЧ и пожарные тут же развернули рукава, запустили технику. В это время другая часть спасателей оказывала первую медицинскую помощь пострадавшему водителю. По легенде он получил ожог грудной клетки и надышался продуктами горения. Экстренные меры помощи - и пострадавший отправлен в больницу на спецмашине.

Как отметили наблюдатели, все спецслужбы сработали отлично.

Пожарный расчёт прибыл вовремя

Решение задач на практике
 

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Следующий этап программы – практическое тушение БелАЗа новой для нашего разреза системой «Ansul А 101». Конечно, никто не стал подвергать опасности работающий самосвал, для этого пригнали отработавшую свой срок машину, на которую специалисты предварительно установили опытный образец системы пожаротушения. Перед началом демонстрации генеральный директор компании «ФС-Сервис» Вячеслав Кореков провел экскурсию по установленному оборудованию.

- Здесь установлена имитация защиты отсека двигателя внутреннего сгорания (ДВС), в местах максимального возгорания турбокомпрессоров. Красные рукава в защитной пластиковой оплётке идут к форсункам, сами баллоны стоят за кабиной. Длина рукавов от баллона до форсунки позволяет расположить форсунку там, где это необходимо для тушения. Баллоны – там, где удобно для обслуживания и эксплуатации техники. За кузовом – кнопка ручного пуска.  В кабине установлен блок управления «Чип-файер 210».

Иначе говоря, сработка системы дублируется, если не среагирует автоматический блок управления, то можно воспользоваться ручным вариантом. Задержка для создания необходимого давления 10-15 секунд. За это время большой пожар не успевает разгореться.

Форсунки расположены со всех сторон  двигателя, что обеспечивает его полную защиту. Происходит полная блокировка, как у нас говорят, «взят в коробочку». Негерметичность самосвала высокая, поэтому только направленное действие форсунок может решить проблему. Это не замкнутое помещение, где достаточно одной-двух точек распыления.

Этот же принцип распространяется на защиту от огня насосной группы, генератора и подкузовного пространства.

Баллоны установлены так, чтобы не перекрывалась видимость зеркал, не мешали ремонту и эксплуатации. Сейчас тут стоят баллоны с порошком, но лучше использовать двухкомпонентную систему. Термокабель рассчитан на 180 градусов.

Что важно, при прокладке термокабеля используем правило – прокладывать максимально близко к горящим точкам, т.е. турбинам и коллекторам, но несколько на удалении, чтобы в рабочем состоянии температура капотного пространства не была больше ста градусов. Ведь надо помнить, что температура работающего двигателя минимум 90 градусов. Как итог, если рвётся рукав высокого давления, то выплескивается много масла и происходит возгорание. Температура-то там высокая! Поэтому защита должна быть масштабной, всеохватывающей и надёжной. Без ложных сработок, но и при реальной работе в случае возгорания.

После импровизированной лекции приступили к опытным испытаниям. С двух сторон в подкапотное пространство, рядом с двигателем заложили огненные шары и стали ждать сработки системы пожаротушения. И правда, не прошло и 15-ти секунд, как зашипели баллоны, и из форсунок под давлением полетела мельчайшая порошковая пыль, которая в считанные мгновения защитила корпус машины от огня.

- Данные системы уже разрабатываются и эксплуатируются в США более 80 лет, - прокомментировал Вячеслав Кореков. - Создана она именно для карьерной техники. Простота и надёжность, автономность позволяют устанавливать их на любой вид, хоть на автобус, хоть на что. Есть в запасе баллоны по 11 килограммов, по 50, по 125 кг, соответственно, можно регулировать по потребности их количество.

В качестве примера Вячеслав Витальевич привёл оборудование экскаватора «Хитачи» 5500, который работает на Кузбассе и является одним из самых крупных, ведь ёмкость ковша этой махины 29 кубометров! Так вот, на корпусе установлено 25 баллонов, каждый из них разведён на четыре форсунки, в общей сложности получается, что машина оборудована сотней форсунок, таким образом, порошок доставляется в разные точки, не остаётся слепых зон.

Пока генеральный директор рассказывал о возможностях оборудования, на память пришёл страшный пожар, который случился полтора месяца назад в Казахстане, когда в горящем автобусе погибли 52 человека. А ведь если бы пассажирский транспорт был оборудован автоматической системой пожаротушения, то наверняка трагедии удалось бы избежать.

- Системы очень надежные, фирма – мировой лидер, - уточняет Вячеслав Кореков. - В России 90 процентов импортной  техники защищено именно этой системой пожаротушения.  Наша личная статистика говорит, что в год происходит от 10 до 15 тушений техники. Представляете возможный ущерб? Ведь один БелАЗ стоит порядка 70 миллионов рублей. А тут машина вполне подлежит ремонту. То есть экономия средств капитальная! Обнаружение возгорания максимально быстрое, нет распространения огня. Причём, после тушения техника настолько ремонтно - пригодная, что после пожара её даже можно завести.

- У нас в СУЭК стоит много систем пожаротушения, поэтому мы испытываем все возможные варианты, выбирая наилучший, - подчеркнул начальник управления противоаварийной устойчивости предприятий АО «СУЭК» Виктор Костеренко. - В 2019 году должен выйти ГОСТ регламентации систем пожаротушения. Пока этого нет. Соответственно, нет нормативной базы, которая бы позволила более-менее объективно сравнить и оценить разные системы. Сейчас оценка весьма субъективна. Но смотреть на практике, сравнивать, делать выводы, конечно, необходимо.

ЗНАКОМСТВО СО СТАРЫМ ДРУГОМ

Ещё одну систему пожаротушения продемонстрировал представитель «БелАЗа». Их оборудование идёт в комплекте изначально, и наши рабочие и инженеры уже хорошо знакомы с СКП (система комбинированного пожаротушения). Так как 220-тонный БелАЗ, на котором проходила демонстрация, находится в рабочем состоянии, то, конечно, пожар на нём никто не устраивал, но специалист на месте показывал, в каких местах установлены датчики, форсунки, кабели и так далее.

- В кабине установлен блок управления, при обнаружении возгорания запуск системы возможен как из кабины водителя, так и снаружи, - проводил инструктаж заместитель директора по научной работе НПЦ «Горноспасательные технологии» Алексей Деев. - Есть кнопка на корпусе, есть запуск вручную. Выдергивается чека на газовом баллоне, и ударом по кнопке запускается баллон с сжатым газом. Он редуцируется и под давлением около 12 мегапаскалей поступает в порошковый бак, где происходит сжимание порошка, и он выбрасывается через магистральный трубопровод в пространство. Дополнительно установлена порошковая линия для защиты заднего моста.

Как отметили слушатели, демонстрация была не просто интересна, но и полезна в практическом отношении. Ведь кому как не разработчику лучше всего известно – где и как установлены элементы системы, каким оптимальным образом следует проводить обслуживание и техосмотры, как эксплуатировать оборудование. Словом, участники конференции узнали немало нюансов и тонкостей, что в свою очередь повысило уровень понимания работы системы.  

- Мы разработали регламент по обслуживанию этих систем, в Екатеринбурге обучили специалистов Черногорского РМЗ, и теперь будем сами обслуживать и ремонтировать оборудование, - рассказал Эдуард Путинцев.

- Уверен, что знания, полученные на конференции, практическая демонстрация возможностей систем пожаротушения приведут к повышению эффективности работы специалистов и надёжности системы, - подытожил Виктор Костеренко.

Валентина КОРЗУНОВА, фото автора. "ЧР" №19 от 13 марта 2018 г.

Новости по теме: