Обойдемся без ремня

Дата публикации: 16.01.2018 - 12:07
Автор:
Просмотров - 765

От непослушания есть другие рецепты

«Школьник, смело в первом классе окунайся в море знаний. Через десять лет на берег выходи, как гусь — сухой».

               Григорий Остер

Многие из нас хранят о школе двойственные впечатления. Вместе с шумными переменами, веселыми заварушками, КВНами всплывают назойливые картинки ссор с одноклассниками и учителями, а также мучительных часов зубрежки домашнего задания.

 

Исповедь бывшего школяра

 - Каждый день я приходил домой с двойками. И это в пятом-то классе! – согласился поделиться с нами воспоминаниями сотрудник строительной фирмы Вадим С. - Мама, папа и бабушка хватались за голову: что делать с маленьким лентяем, который совсем не хочет учиться? Приходилось каждый вечер посвящать выполнению домашки, причем делали вместе со мной все по очереди. До прихода с работы родителей растолковать решение задачек и правописание безударных гласных пыталась бабушка. Наше сотрудничество неизменно заканчивалось бабушкиной головной болью, потому что включиться в работу я никак не мог – все моё естество рвалось на улицу, к ребятам, которые или гоняли мяч, или катались с горки (в зависимости от времени года).

Потом, после ужина, ее сменяла мама. Она была самой терпеливой. Но и мама через час капитулировала. Когда даже под ее чутким руководством мне никак не удавалось осилить правило или в третий раз переписать на чистовик решенные примеры, приходил папа. У него в руках был «мотиватор» - мамина скакалка. Доставать каждый день из брюк ремень папе не хотелось, поэтому он брал скакалку (которая всегда валялась без дела в шкафу) и шел ко мне с устрашающим видом. Я не помню, чтоб папа хоть раз ей воспользовался (ни по прямому назначению, ни в целях воспитания меня, бестолкового), но все равно вид папы был настолько грозен, что сердце непроизвольно начинало колотиться в груди со страшной силой. Цифры и буквы, и без того корявые, категорически отказывались становиться строем в разлинованной тетрадке и начинали плясать развеселую самбу.

На выходных мама и папа были заняты домашними делами, ездили на дачу, а сесть за уроки без привычного давления я не мог. Мне было по душе чинить с папой машину, поэтому я пропадал в гараже по нескольку часов. Даже дачные хлопоты мне нравились больше, потому что с родителей спадала привычная строгость, мы общались на разные темы, смеялись, устраивали перекусы с бутербродами и чаем. Папа рассказывал про жучков и червячков, которые ползали вокруг, мама показывала, как растет капуста и морковка, помню, как я удивился, узнав, что помидор - это ягода, а огурец – «двоюродный брат тыквы», как сказала мама.

 

На уроки – полтора часа

Не будет преувеличением сказать, что подобным образом вечера проходят в каждой второй семье, воспитывающей школяра. Выполнение уроков становится испытанием и для ребенка, и для родителей, которые учатся вместе все десять лет.

Между тем психологи считают продолжительное сидение над учебниками ненужным и даже вредным. 

 - Если ваш ребенок делает уроки 4 - 5 часов, то эту ситуацию нужно кардинально менять, - говорит Сергей Акимов, психолог Центра развития личности «Путь к успеху».

Если школьник просто не может взять себя в руки и победить лень, специалисты советуют не сидеть над ним с ремнем, а наоборот, дать ему полную свободу действий, но при этом оговорить: «Вот тебе полтора часа. Если не успеешь сделать задание, ложись спать и иди в школу неподготовленным. Оценки или выговоры учителя с этого момента – твоя проблема, я с ним договариваться не буду». В большинстве случаев это срабатывает, ребенок учится быть самостоятельным и отвечать за свои поступки, правда, отметки в дневнике могут не всегда вас радовать, но ничего хорошего не выйдет, и если он сидит над учебниками по пять часов.  

 В чем основная ошибка мам и пап, пытающихся «помочь» чаду стать прилежным учеником?  На этот вопрос психологи дают такой ответ: их позиция.

 - По отношению к ребенку многие взрослые не просто доминантны – сверхдоминантны. Позиция сверху, то есть авторитарная,  не способствует качественному запоминанию материала, - объясняет Сергей Акимов. - Необходимо соблюдать границы личности, а это невозможно, если взрослый давит на ребенка. Запомните, детям не нужна наша критика – она убивает учебную мотивацию, а формирует ее только позитивный настрой.

Вот почему нашему герою Вадиму С. было по душе «неформальное» общение на даче: когда все расслаблены, общение проходит легко, вся информация, поданная в рамках такого непринужденного диалога, запоминается без прессинга и, как правило, закрепляется так, что помнишь ее всю жизнь. Именно поэтому педагоги и психологи советуют как можно чаще использовать для обучения игру.

– Ребенок в игре развивается, обучается. Если мне что-то интересно и я получаю от этого удовольствие, то  буду заниматься этим еще и еще, а получаться с каждым разом будет все лучше и лучше, - объясняет Сергей Акимов. Вот и вся формула эффективного обучения.

Но самое главное, по мнению  Сергея Николаевича, -  стать равным ребенку участником процесса познания мира.

- Учить детей так же, как и воспитывать, по большому счету не нужно, учиться нужно у них и с ними. Совместное обучение поможет из позиции сверху перейти в позицию на равных с ребенком.

Оказывается, тема совместного обучения прорабатывается за рубежом уже многие десятилетия, проводятся исследования, которые подтверждают, что оно однозначно идет на пользу не только детям, но и родителям. Мама и папа также слушают учителя и выполняют задания,  делают такие же ошибки. При этом родитель учится учить у педагога, некоторые навыки пригодятся ему дома, когда он останется с ребенком один на один.

Будет не лишним и вспомнить многие моменты из школьной программы, восполнить пробелы, чтобы всегда суметь ответить на вопросы  маленьких почемучек: почему дует ветер, а луна превращается в месяц? Куда зимой пропадают бабочки и мухи? Почему рыбы молчат, а собаки лают?

-  Самое простое, что вы можете делать совместно, - читать. Читайте вслух, читайте как можно чаще! – советует Сергей Акимов. – Когда малыш увидит, что взрослому интересно проводить время с книгой, он тоже обязательно возьмет её в руки.

 

Лепим и рисуем вместе

Родители хотят видеть ребенка успешным, но многие стремятся переложить воспитание этой успешности на школьных учителей и репетиторов: «Вот вам мой ребенок, развивайте его». В недавно открывшемся Центре развития личности «Путь к успеху» (в Черногорске по ул. Генерала Тихонова, 11) подходят к этому с другой стороны: здесь предлагают совместные занятия детей и родителей по лепке и рисованию, которые помогут не только приобрести новые навыки, но и сдружиться, ведь общее дело всегда сближает.

- Реалии нашего времени таковы, что современные дети растут совершенно в иной информационной среде, нежели предыдущие поколения, - говорит Сергей Акимов. - Повальное увлечение телевидением, компьютерными играми способствует формированию клипового и шаблонного мышлений, базирующихся на готовом образе, картинке, шаблоне. Соответственно, воображение у детей не развивается. А ведь успешным может быть только тот человек, у которого развито воображение. Именно с помощью воображения он создает цель-мечту, которую потом воплощает в жизнь. Рисование развивает воображение. Поэтому учите детей рисовать. А если не умеете сами, то приводите ребенка в наш Центр! А еще лучше - приходите с ним и вместе учитесь. Занятия проводит талантливый педагог Светлана Тихонова, лауреат международных и всероссийских конкурсов.

В Центре «Путь к успеху» считают действенной формулу «Успешный родитель – успешный ребенок». Многие психологи сходятся во мнении, что если у ребенка что-то не в порядке, взрослые должны обратить внимание прежде всего на себя. Но если трудно разобраться в собственных проблемах самостоятельно, а также если вы считаете, что у вас проблем нет, но причина постоянного недовольства жизнью и окружающими неясна, обратитесь к лекарю человеческих душ: специалист вскроет внутренние противоречия и поможет расставить все на свои места, справиться с агрессией и вредными привычками. Вероятно, это может облегчить жизнь не только вам, но и детям, которые все еще больше всего в жизни боятся маминой скакалки или папиного ремня. 

Родители, предпочитающие современным технологиям книги, не отбрасывайте интернет: кроме разных провокаций, вредностей там есть гигабайты полезной информации, всевозможные обучающие курсы, документальные фильмы. При подготовке докладов, рефератов и других научных работ можно вместе прошерстить интернет – почитать, обсудить, но не писать за ребенка.

 

Совет психолога Сергея Акимова: предложите ребенку поиграть в школу, причем учителем в данном случае должен быть он, а не вы. Мало того что получится закрепить материал (маленький педагог должен будет его донести до бестолкового «ученика»), такая забава принесет большую пользу и вам: в ребенке вы увидите себя, ведь все малыши копируют своих родителей. Это может дать хорошую пищу для размышлений.  

Анастасия ХОМА. Фото  Марины Кремляковой.

«ЧР» №3 от 16 января 2018 г.

Новости по теме: