Наказ Матрёны Ивановны

Дата публикации: 21.12.2017 - 10:36
Просмотров - 638

Наталья Угдыжекова, преподаватель экологии горного техникума, однажды аннулировала «зачёт» студенту, который у неё на глазах бросил на землю упаковку из-под мороженого. Тот округлил глаза:

- Как так?

- А вот так! Мы часами говорим о том, что так делать нельзя, и почему. А ты сдал зачёт, «отстрелялся», а дальше – хоть трава не расти?

Такие, случается, разгораются страсти.

- Выходит, для вас предмет – отнюдь не «чтение по бумажке»? Иные из ваших коллег, что уж там, грешат, и не только в техникумах. Так, плывут по течению, по отточенным за многие годы планам.

- Да что вы, какие бумажки! Хотя, конечно, лекции есть лекции. Только вот «экологию» не законспектируешь и не спишешь у соседа по парте. Тут душа должна откликнуться, сердце – по-другому, по-новому застучать, вот такая задача!

 - Часто вижу вас вместе с подопечными на разного рода конференциях, праздниках, встречах. Язык не поворачивается говорить «мероприятиях», потому что в последнее время качество тех же конференций, конкурсов и т.д. заметно выросло, я бы сказала, на голову, а то и две. В том числе благодаря и вашим ребятам, которые порой производят фурор ёмкими хлёсткими толковыми сообщениями, а то и креативом в виде рэпа на заданную тему. Всё это, понятно, дополнительная работа, суета, которую кто-то считает лишней, ненужной, необязательной. Вы, судя по всему, по-другому устроены. Может, из-за бурного квновского прошлого, плюс личной сердечной боли за всё, что не ладно в отношениях нас, неразумных, с природой. А с чего всё для вас началось? Когда тема стала острой, значимой, забралась под кожу?

- С того момента, лет восемь назад, когда начала преподавать экологию. Прошёл месяц, другой, третий, и я поняла, что «спящее царство» в аудитории, убаюканное скучной теорией, надо как-то будить, будоражить, тревожить. Надо, чтобы ребята поняли, что речь идёт не только, скажем,  об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах и прочих специфично названных вещах. А о том, почему у кого-то мама болеет астмой, а сосед ушёл из жизни из-за рака. Отчего над городом висит смог, и стоит ли «рубать» городские деревья направо и налево, или жизненная необходимость – поступать совсем по-другому. Для начала мы с ребятами стали выезжать на природу вместе с общественниками из ТОС «Шахтёрский». Директор разреза «Черногорский» СУЭК-Хакасия Генннадий Николаевич Шаповаленко оценил нашу идею и теперь, ради благого дела, предоставляет  вместительный автобус, чтобы компания из примерно тридцати ребят и около десятка взрослых могла отправляться в путь.

Наш десант высаживается то в заповеднике «Хакасский» и путешествует там с экскурсоводом по специально обустроенным тропам, то на берегу Красноярского водохранилища, в разных местах, где, так и хочется сказать, были «стоянки» людей, которые неизвестно где и кем воспитывались. Мы надеваем перчатки, берём в руки мешки и собираем мусор. Как вы думаете, человек, который вот так, с возмущёнными неравнодушными взрослыми и сверстниками «поклонился» каждой бутылке, консервной банке и вытащил всю эту тяжесть для погрузки, отправки на свалку, сможет сам разбрасывать подобное «добро» направо и налево, когда приедет отдыхать на бережок?

- Дай Бог, чтоб и в мыслях не было, и рука не поднялась.

- В том и дело. Надеюсь и верю. Эффект был бы гораздо скромнее, если бы на лекции просто сказала: «Ребята, так делать нельзя!»

Кроме того, мы, опять же с общественниками - представителями ТОС, как-то решили провести  возле одного из крупных магазинов акцию по распространению многоразовых сумок. Ребятам понравилась реакция окружающих, которые хвалили их и «на ура» разбирали сшитые вечерами яркие тканевые авоськи. К тому же после репортажа в газете были хорошие отзывы о нашей затее. С тех пор думу думаем, как же свернуть с недоброго «целлофанового» пути. Это ж настоящее бедствие – с пакетами, пакетиками, которые в городе раскидывает ветер, а на свалке они лежат тоннами. Представьте только, что все рулоны, связки разноцветных пластиковых пакетов после использования лягут неразлагаемым мёртвым грузом, тогда как вместо них могли быть, к примеру, не опасные для природы бумажные пакеты. Количество  целлофанища могло значительно сократиться, если б каждый из нас ходил в магазин с многоразовой сумкой.

Мы с ребятами (со временем сам собой сформировался актив из особо интересующихся предметом) призадумались, что же можем сделать? У одного из парней, Баатыра Нуралы, папа торгует овощами и фруктами в павильоне. У них пакеты разлетаются – не успевают покупать. Молодой человек убедил отца выставить на продажу многоразовые сумки. В каждую вложил по листовке: мол, верным курсом идёте, друзья, спасибо за понимание, вы настоящий «зелёный», и этого пакета вам теперь хватит надолго. Так с чем столкнулись? Дешёвые пакеты по-прежнему брали активно, а холщовые – изредка. Дорого! Что ж, значит, будем подключать школы, проводить там мастер-классы и шить много сумок, чтобы раздавать или продавать их дёшево, по цене злополучных пакетов. Тогда уж точно дело пойдёт.

- На занятиях всё это обсуждаете?

- Естественно! В диалогах выходим на свежие идеи,  ищем новые повороты для старых «замшелых» тем. При этом замечательное подспорье – интернет, он у нас – со знаком «плюс», то есть союзник. Ребята окунаются в океан информации и добывают таких «золотых рыбок» - все вместе удивляемся. Недавно, к примеру, обсуждали проблему свалки в мировом океане, с подачи студентов, которых заинтересовало обсуждение этой темы в сети. А если говорить о нашем, близком, который год пытаемся пробиться в город с баннерами на экологическую тему. Мы их давно сделали, не раз выставляли для узкого круга, мечтаем, чтобы они красовались на центральных улицах, это тоже воспитание.

- Да, как и плакаты с изображением известных черногорских спортсменов с надписями «Я не пью и не курю». Замечательная идея, уже воплощённая. А ваша, если перевести её в денежные знаки, сколько стоит?

- Около десяти тысяч уйдёт на изготовление и размещение в течение двух месяцев. Надеемся, найдутся неравнодушные люди, которые нас поддержат.

- Какие ещё темы удивляют, трогают ребят?

- Обратила внимание, что они не то что громадьё тем обозначают, а стали видеть в малом большое. К примеру, присутствовали в ХГУ на конференции, работа была долгой, там же обедали. А когда ребят спросили, что им запомнилось, наши возьми да выпали, мол, вот о сохранении природы говорим, о снижении на неё нагрузки, а у вас в буфетах посуда одноразовая! Мне поначалу не по себе стало – мы ведь в гостях! Впрочем, смущение быстро прошло, потому что студенты правы, нельзя, чтобы отдельно, сами по себе, жили-были красивые слова и наша ежедневная обыденная жизнь. Слова должны быть подкреплены делом! К слову, делом жизни некоторые из наших активистов видят экологическую науку, собираются поступать в профильные вузы. Я такие порывы одобряю, потому что ребята уже имеют солидную базу знаний, хорошо подкованы. Они и в теории сильны, и в быту ведут себя правильно – скажем, яйца покупают в картонных, а не в пластиковых ячейках, рады, что в городе появились контейнеры для сбора пластиковых бутылок, пользуются ими, мечтают, чтобы дело разделения мусора пошло дальше – можно ведь собирать ещё и бумагу, картон, стекло, отслужившие батарейки.

- А ещё можно завести в машине высокий бумажный стакан для мелкого мусора, чтоб он не летел из окон направо и налево. У меня есть такой, и довольно быстро заполняется. Там копятся чеки с заправок, магазинов, обёртки от конфет, мороженого. В какой-то момент содержимое отправляется в мусорку.

- Хорошая идея. Подставки для стаканов есть сейчас практически во всех авто, можно их использовать и вот так. Это будет уважительно по отношению к дворникам, к городу, за чистоту которого отвечаем. Знаете, у меня из детства есть не то что впечатление, а вспышка, сохранившаяся на всю жизнь. Неграмотная, хлопотливая моя бабушка Матрёна Ивановна, увидев, что я то ли что-то закопала в землю, то ли что-то бросила в огороде, говорит мне: «Что ж ты делаешь? Это ведь матушка-земля, она живая! А ты?!»

В студенчестве, когда многие увлекались обливанием по системе Иванова, читаю у него: «Не плюйте на землю!» В смысле – не оскорбляйте её, живую, матушку! Вот как нитка потянулась.

- Какие проблемы в городе, на ваш взгляд, наиболее кричащие?

- Они всем известны, не буду повторяться о тяжёлом зимнем воздухе из-за печек и авто, о недостатке зелени. Хотелось бы, чтобы каждый из нас был экологически грамотным. Многие, наверняка, время от времени, особенно весной, чувствуют, как то тут, то там специфически пахнет горящими пластиковыми бутылками. Это хозяева участков наводят порядок и вместо того, чтобы сдать или выбросить, жгут их. Мои ребята знают: бутылки сделаны из синтетических пластмасс, основа которых - фенолоформальдегидные смолы. Так что при ярком горении пластиковых бутылок в воздух летят токсичные вещества: оксид углерода, циан водорода, хлористый водород, акролеин, окислы азота, различные алифатические и ароматические углеводороды и прочая гадость. При горении пластмассы выделяется двуокись углерода, которая при вдыхании способна полностью вытеснить кислород из крови. Вещество оседает в легких, исследователи пишут, что доза в 0,3% смертельна для организма. А для такой концентрации достаточно подышать продуктами горения…  всего полчаса. У меня в планах – объёмнее рассмотреть, «разжевать» эту тему так, чтобы моим студентам точно не пришла в голову мысль жечь пластик.

Кроме того, из проблем отмечу отсутствие в городе велосипедных дорожек. Может быть, кто-нибудь сменил бы железного коня, с его выхлопами, на безобидный велик, но как ездить? Проектируются новые улицы, дороги, но без велодорожек!

Нужны лектории для больших аудиторий с возможностью демонстрации фильмов (забытое старое). В своём небольшом помещении очень многое делают сотрудники библиотеки, их энергии можно позавидовать. Они уже и к нам в техникум ходят, чтобы охватить аудиторию посолиднее. Однако необходимо продвигаться дальше, начинать с детсадов.

И очень хотелось бы, чтобы в школе был предмет «Экология», а у нас увеличили на него количество часов. Пока их лишь 32 на полгода!

- Скажите, не испытываете ли вы трудностей с информацией о состоянии экологии города, республики? Спрашиваю, потому что на «Форуме Действий» ОНФ, который состоялся на днях, в том числе обсуждался вопрос об усилении ответственности должностных и юридических лиц за сокрытие или искажение экологической информации. К тому же было озвучено предложение Министерству экологии и природных ресурсов РФ разработать доступный  интернет-портал, который бы содержал открытую информацию государственного экологического мониторинга.

- Прекрасная идея о создании сайта, пользовались бы. А что до наших трудностей с информацией, лет шесть назад они были. Не то что впрямую отказывали, а просили перезвонить, лично подъехать. Сейчас «полегчало», стало гораздо проще брать необходимые данные.

- И как же без традиционного вопроса о том, что впереди?

- В эти дни многие подводят итоги Года экологии, а для меня каждый год проходит под этим знаком, так было и будет. Хорошо, что есть поддержка, понимание в администрации техникума. Здесь всегда рады отметить старательных, отличившихся ребят.

- А могли бы парой фраз ответить, что конкретно, по большому счёту, лично вам удаётся делать, чтобы всем нам хоть чуть легче жилось-дышалось?

- Главная моя задача – вложить в юные головы правильную информацию, разбудить в них порядочность, чтобы стали такими, какой была моя бабушка. Только и всего!

   Марина КРЕМЛЯКОВА,

                    фото автора

  и Натальи Касьяновой,

«ЧР» № 101-102 от 21 декабря 2017г.

 

Новости по теме: