Так назначено судьбой для нас с тобой – служба дни и ночи

Дата публикации: 09.11.2017 - 09:37
Просмотров - 1308

Завтра исполнится ровно сто лет, как советская власть приняла декрет «О советской милиции». Многое изменилось с тех пор, по-разному относились к правоохранительным органам в те или иные исторические периоды, почтительное уважение к «Дяде Стёпе» 60-х ушло в тяжёлые 90-е годы.

И немало сил пришлось положить сотрудникам, чтобы вновь вернуть доверие к себе, к своей службе.

О том, как живёт сегодня городская полиция, мы побеседовали с начальником ОМВД по Черногорску Алексеем Лункиным. Алексей Анатольевич – человек в городе известный, службе в рядах правоохранительных органов отдал более двух десятков лет, и кому как не ему знать обо всех особенностях работы отдела.

- Алексей Анатольевич, в прежние годы не раз говорили о том, что черногорский отдел внутренних дел является кузницей кадров для всей республики. А как сейчас обстоят дела, по-прежнему наш ОВД может служить примером для других отделов?

- Да, черногорский отдел всегда был кузницей кадров для Хакасии. У нас почти нет текучки кадров, в основном только уходят на повышение в центр. Во многих городах республики работают черногорцы.

Причину высокой эффективности и профессионализма наших полицейских я вижу в замечательных традициях правоприменительной практики, расследования преступлений, которые закладывались ещё в советские годы. И задача руководителя брать всё то хорошее, чем пользовались наши предшественники.

Ведь у нас что ни имя – то легенда, о каждом можно книгу написать. Сегодня в городе живут 225 ветеранов внутренних дел. Многие в Черногорске хорошо помнят таких профессионалов как Любовь Шпарло, Иван Акулов, Наталья Красовская, Любовь Фирсова, Татьяна Данилова, Тамара Нимгирова, Александр Камалягин, Евгений Луконин, Игорь Кульнев, Ирина Киреева, Анатолий Савельев, Михаил Хрунов.

И сейчас наш личный состав – сплоченный, опытный коллектив, многие сотрудники отработали более 20 лет. Мы осознаём, что должны быть общественно полезными.

Без громких слов могу сказать – я горжусь тем, что руковожу таким отделом. Он на самом деле состоит из профессионалов, преданных долгу сотрудников. Это, конечно, большая честь, но и большая ответственность.

О своем коллективе я могу рассказывать часами и днями. Настолько они молодцы! Возьмите следственный отдел или службу участковых уполномоченных, или уголовный розыск, люди – золото! И так во всех отделах.

А кинологи широко известны ещё со времен Алексея Путинцева. Он вообще создал кинологическую школу.

- Мы видели, как на протяжении вековой истории менялось отношение к сотрудникам милиции, то это были сплошь «дяди Стёпы», то «оборотни в погонах». Сейчас, насколько можно судить по опросам общественного мнения, в целом отношение к вашей службе положительное. Как удалось достичь того, что понемногу доверие к милиции или полиции стало возвращаться?

- Считаю, что милиция у нас была народная, такой осталась, даже после переименования.

Дело ведь не только в отношении людей, а в том, каким создается образ милиционера. Как сформирует СМИ общественное мнение, так и воспринимают люди полицию.

Мы стали открытыми для людей. Сегодня почти нет областей, где у нас закрытая информация. Мы честно рассказываем как о своих достижениях, так и о недостатках, а они, конечно, тоже есть. Ведь в полиции работают живые люди, у которых есть свои минусы.

Конечно, наша работа такова, что стопроцентно довольного населения никогда не будет. Ведь, если мы помогаем потерпевшему, то, естественно, не нравимся лицу, которое привлекаем к уголовной ответственности, его родственникам, друзьям. Поэтому спокойно воспринимаем, что к нам относятся по-разному.  да, бывают, и не так редко, ситуации, когда мы не в состоянии помочь потерпевшему, но здесь, считаю, должны донести до человека, он сам должен увидеть, что мы стараемся раскрыть преступление, найти его обидчика. И не всегда наша вина  или непрофессионализм - причина того, что так и не удаётся раскрыть кражу, мошенничество или грабёж.

Я не считаю, что нужно постоянно вытаскивать на свет божий свои недостатки и всё время посыпать голову пеплом. Тогда, уверен, мы бы не пользовались уважением в обществе. Однако это не значит, что полиция не должна признавать ошибки, когда они есть. Одновременно  нельзя бесконечно восхвалять себя и свои достижения – так мы рискуем опять же потерять доверие общества, если не оправдаем его ожиданий. Главное не увлекаться ни в том, ни в другом деле, а продолжать стараться грамотно и профессионально работать.

- Сегодня нередко приходится слышать, что Черногорск – криминальный город. А на самом деле какова ситуация? И много ли преступлений остаётся нераскрытыми?

- Из 10 преступлений раскрывается порядка семи. С начала года у нас нераскрытых почти 300 преступлений. А это значит, что по меньшей мере столько людей обижены на нас за то, что не получили помощи, хотя надеялись на нас, по сути, гораздо больше, с учётом родных и друзей.

Больше того, порой  граждане недовольны  даже когда мы раскрываем преступления. Украл сын у матери телевизор, мы доказали это – а в итоге вместо благодарности обида на нас от обоих родственников.

Что касается того, что Черногорск – криминальный город, так ведь это как посмотреть. Статистика - штука неоднозначная. Вопрос – хорошо, что отказали в возбуждении уголовного дела, или плохо? Хорошо или плохо, что стало больше заявлений? Да, по цифрам получается, что преступлений стало больше, а по факту  может быть, что просто прежде по многим делам не возбуждали. Больше того, если бы нам не верили, то не писали бы заявления, самосудом занимались. А раз есть заявления, значит есть доверие.

Кстати, если смотреть по показателю преступности, который рассчитывается на сто тысяч населения, так он в Черногорске ниже, чем в Абакане. Вообще, у нас ниже, чем средний республиканский показатель.

Помимо этого надо учитывать колебания закона. Снизили планку материального ущерба или подняли – всё, статистика преступлений изменилась. Декриминализировали побои и другие статьи УК, опять же изменение. Клевета, оскорбления, побои – то преступлением считается по закону, то правонарушением. Вот и колебание статистики.

- Вы в правоохранительных органах работаете уже много лет, на ваш взгляд, за эти десятилетия как-то кардинально изменилась картина жизни города в криминальном плане? Стало преступлений больше или меньше, изменился их характер?

- По Хакасии у нас вообще нет районов, где был бы замечен резкий, ничем не мотивированный всплеск преступности. Колебания, да, встречаются. Но резких перепадов нет. И за 20 лет работы в Черногорске я бы не сказал, что картина капитально изменилась.

Конечно, какие-то виды преступлений уходят, какие-то новые появляются. Есть и те, что остаются неизменно, – убийства, кражи, грабежи.

Но если ещё лет 10-15 назад бичом было мошенничество в напёрстки, то сейчас уже и не слышно про такие случаи. Исчезли почти телефонные мошенничества, когда звонивший говорил:  «Мама, я попал в аварию, положи деньги на такой-то счёт».

На мой взгляд, стало меньше квалифицированных преступлений. Пропали почти квартирные кражи, форточники, медвежатники и т.д. связано это с изменением объектов преступного посягательства. Зачем лезть в квартиру за ценностями, гораздо проще взять кредит и не отдать его. Или совершить интернет-мошенничество.

Нет заявлений по аферистам, которые продавали половинки джинсов, половинки кофточек. Помните, было такое распространённое мошенничество. Но проблемы есть. Сегодня большей частью техника владеет человеком, а не он ею. Особенно страдают пожилые люди. Они ещё не умеют толком пользоваться гаджетами, но совершают рискованные поступки. В год совершается примерно 100 мобильных мошенничеств. Раскрывается порядка 10 процентов.

- Мы говорили о возвращении доверия к полиции, но ведь в первую очередь это кадровый вопрос – где найти людей, которые будут честно и ответственно нести службу? Как сделать так, чтобы они сами не совершали противоправных деяний? Вам удаётся решить эти проблемы?

- Требования к отбору кадров сегодня очень жёсткие, гораздо выше, чем были лет 10-15 назад. Не только к физическому здоровью, но и к морально-нравственным качествам, его психологическим особенностям. Недаром у нас работает с кандидатами большой штат психологов. Они призваны выявить не только криминальные наклонности кандидата, но и способен ли выдержать человек напряженный график работы, мотивацию, способен ли на поступок.

Считаю, что нам успешно удаётся решать кадровый вопрос, и в этом я вижу заслугу нашей старой гвардии. Ведь сегодня в отделе работает много сотрудников, которые по выслуге уже могли уйти на пенсию, но  продолжают служить, передавать опыт молодому поколению. Это Юрий Колесников, Евгений Дюбин, Эльвира Букина, Андрей Кальянов, Александр Тимошенко, Олег Попов,  Елена Нагорнюк, Елена Сухорукова, Эдуард Кирочкин, Сергей Анискин, Александр Волков, Павел Рауш, Александр Ичин, Владимир Володченко,  Сергей и Андрей Кирик,  Валерий Филипьев, Павел Волченков, Владимир Карпенко, Наталья Стирманова,  Нина Сибилева, Ольга Бабич, Татьяна Пауль, Светлана Шевяхова,  Вячеслав Захаров,  Светлана Рогова, Светлана Турбина,  Константин Тоторов – и это ещё далеко не полный список ныне служащих сотрудников полиции!

Благодаря им у нас растёт талантливая и ответственная молодёжь: Оксана Соломатова, Аида Ооржак, Алексей Егоров, Руслан Султанов, Виталий Булатов, Наталья Фомина,  Татьяна Федоренко, Наталья  Беляева.

- Это замечательно, что у вас нет проблем с кадрами. Но мы прекрасно знаем, что неоднократная оптимизация оставила от прежнего состава полиции всего половину. Как справляетесь с задачами охраны порядка? Есть ли какие-то добровольные помощники?

- В 2007 году были созданы добровольные народные дружины. До сих пор есть люди, которые стояли у истоков. Татьяна Сайфулаева, бессменный командир дружины.

Правовое поле ограничивает действия народной дружины. Они не могут заниматься охраной общественного порядка, как, например, ППС. Да и задачи там другие – скорее популяризация правомерного поведения, содействие полиции и т.д. Они проводят беседы, личным примером показывают, как надо себя вести и т.д., и честно скажу – польза от них громадная.

Если посмотреть, сколько у нас личного состава полиции, а с другой стороны, сколько жителей Черногорска прошло через народную дружину, то получится весьма внушительная цифра. А ведь каждый, даже из бывших членов этой организации, наверняка сохранит законопослушное поведение, тем самым социально ответственный, правовой климат в обществе становится более благоприятным. За годы существования дружины через неё прошло несколько сотен человек, кто-то пошёл даже работать в правоохранительные органы.

И мы благодарны тем гражданам, которые, не считаясь со своим временем, помогают нам в обеспечении порядка в городе, в воспитании у подрастающего поколения правового сознания.

Завтра мы все соберёмся в нашем отделе, чтобы масштабно отпраздновать знаменательную для нас дату – сто лет со дня образования советской милиции. Но сегодня, в преддверии знаменательного праздника хочу поздравить  коллег, наших уважаемых ветеранов с этим знаковым событием.

Особенно тепло хочу поздравить ветеранов милицейского труда. Ваш большой профессиональный и жизненный опыт незаменим для воспитания новых поколений защитников правопорядка, формирования у них чувства патриотизма, ответственности и долга перед Отечеством. Вы всегда были и остаетесь примером мужества и чести, верными хранителями и гарантами преемственности лучших традиций.

Действующим сотрудникам желаю больших перспектив, карьерного роста, возможностей реализации и развития. Пусть безопасными будут рабочие будни, надежным - плечо сослуживца, крепкой  - сила воли и убеждений. Здоровья, благополучия и  всех благ!

Беседовала Валентина СОСНОВСКАЯ, фото из архива автора.

"ЧР" №88 от 9 ноября 2017 г.

Новости по теме: