«Братство  кольца»  против семьи Ростовых?

Дата публикации: 07.11.2017 - 13:07
Автор:
Просмотров - 816

 

Священный трепет к книгам мне привили моя любимая  учительница  литературы Татьяна Михайловна Арышева и кандидат филологических наук Анна Федоровна Василенко, преподававшая в Абаканском пединституте современный русский язык.

Мое время учебы совпало с тотальным дефицитом всего и вся - в том числе книг. На полках в изобилии были представлены материалы всевозможных пленумов ЦК КПСС, а вот нужных произведений, словарей и учебных пособий было, как говорится, днем с огнем... Поэтому, получив стипендию, будущие филологи первым делом бежали в букинистические отделы, в надежде, что кто-то сдал туда потрепанный томик нужного автора.

Еще одним клондайком для студентов стали книжные магазинчики в деревнях и селах. Попав однажды с оказией в поселок Шира, я прошагала добрых три километра на окраину в поисках книжного магазина. И, о радость! Там обнаружила «Толковый словарь русского языка С. Ожегова» и четырехтомный «Этимологический словарь русского языка М. Фасмера». Возвращаясь на вокзал с увесистой связкой, представляла, как выставлю на полке в общежитии новенькие, пахнувшие типографской краской словари, как сбегутся однокурсники, с завистью в глазах выпытывая: «Как?», «Где?».

И тут из резко налетевшей тучи разразился ливень. Прямо на книги! Укрыться на сельской улице было негде, и я, укутав тома ветровкой, стремглав помчалась вперед. Через несколько минут дождь стих, изрядно промочив меня, но Фасмер с Ожеговым были спасены. Сегодня с улыбкой вспоминаю то время, а в руках чаще держу не бумажную, а электронную книгу и планшет, в которых можно увеличивать шрифт. А нужные произведения нахожу в электронных библиотеках.    

  И вот, гуляя не так давно по просторам интернета, обнаружила список из двухсот лучших романов, составленный Би-би-си в 2003 году в результате опроса, в котором приняли участие около миллиона англичан. Как у человека читающего, он вызвал неподдельный интерес – захотелось сравнить мои литературные предпочтения с предпочтениями читателей, живущих на родине Уильяма Шекспира.

Удивление постигло с первой строчки – список открывал «Властелин колец» Джона Р. Р. Толкина. Вторым шел роман «Гордость и предубеждение» — Джейн Остин. Абсолютно ничего не имею против этих произведений. Они, безусловно, хороши каждый в своем жанре. Более того, экранизацию «Властелина колец» посмотрела дважды – на большом экране, когда возродилось время походов в кинотеатры, и позже, скачав серии в интернете.

Роман Толкина впервые прочитала на заре туманной юности, затем перечитала в более зрелом возрасте. Но все же, неужели первой книгой, рекомендуемой для прочтения жителям страны с богатым историческим прошлым, литературными традициями, стало повествование в стиле фэнтези, пусть и с захватывающим сюжетом, красочное и масштабное?

Однако для меня, несмотря на двухмиллионную армию поклонников Толкина,  это произведение всего лишь сказка, собравшая воедино многие мифы, и как любая сказка, проповедующая победу добра над злом. И после знакомства с ним остается хорошее впечатление, но это не впечатление чего-то жизненно важного, того, что пронзает до глубины души. О чем хочется думать, спорить.

Что же далее по списку? Скажу сразу, просмотрев его, произведений Шекспира так и не обнаружила. Но обрадовало, что на 20-й позиции значится «Война и мир» Льва Толстого, на 53-й - его же «Анна Каренина», далее - «Преступление и наказание» Федора Достоевского, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Лолита» Владимира Набокова.

Заинтересовавшись, стала искать другие списки «произведений, которые должен прочитать каждый». Нашла такой из 65 рекомендуемых книг. В нем по-прежнему значились вышеназванные произведения русских авторов, но список расширили «Братья Карамазовы» Достоевского и рассказы Антона Павловича Чехова.

И, наконец, обнаружила Всемирную библиотеку, включающую сто книг из списка, составленного в 2002 году Норвежским книжным клубом совместно с Норвежским институтом имени Нобеля.

Обнадёживало, что в его составлении приняли участие сто писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Сделано это было, чтобы отобрать наиболее значимые произведения мировой литературы из разных стран, культур и времён. Каждый предоставил свой собственный список из десяти книг. От России участвовали Александр Ткаченко (поэт, главный редактор журнала «Новая Юность»,  и Валентин Распутин (писатель, публицист). В списке авторов был также Чингиз Айтматов, киргизский и русский писатель, лауреат Ленинской и трёх Государственных премий СССР.

Отобранные книги не были разделены по значимости, организаторы заявили, что «они все равны», за исключением книги «Дон Кихот Ламанчский», которая набрала на 50% больше голосов, чем любая другая, попавшая в список, и была названа «лучшей книгой всех времён и народов».

И здесь, наконец-то, увидела «Гамлета», «Короля Лира» и «Отелло» Шекспира, «Мёртвые души» Гоголя, а также хорошо знакомые произведения Оноре де Бальзака, Марка Твена, Гомера, Франсуа Рабле, Джонатана Свифта.

Однако, этим не утверждаю, что один список лучше другого. Выбор для чтения – предпочтения субъективные. И, по моему мнению, если кто-то будет увлекаться только любовными романами, детективами или только произведениями в стиле фэнтези – это гораздо лучше, чем вовсе не читать. А небольшое исследование на тему «столько-то лучших книг» разожгло интерес к тем произведениям из списков, которые еще не прочитала, и к тем, что однажды или дважды уже держала в руках. Знаете, как интересно через десяток лет взять в руки знакомое произведение! Это как встреча с хорошим товарищем, с которым долго не виделся, но всегда есть о чем поговорить. Ведь если книга – не пустышка, ты, приобретя определённый жизненный опыт, всегда откроешь в ней новые грани.

Марина ИЛЬИНА. «ЧР» №87 от 7 ноября 2017 г.

Новости по теме: