«Гарри Поттер» уже не в моде

Дата публикации: 10.10.2017 - 12:24
Просмотров - 782

Счастливое детство начинается с книги: с мамы, разделяющей восторг по поводу идущих самостоятельно ведер; с книжек-раскладушек, в которых оживают сказочные герои; с пластилина, из которого можно слепить колобка; с чтения с фонариком под одеялом.

         Место встречи – библиотека

  Психологи говорят, что любовь к литературе возникает еще в материнской утробе, поэтому беременным женщинам нужно читать вслух. Во всяком случае, читательский вкус у ребенка, по словам библиотекарей, учителей и опытных мам, нужно формировать с первых лет его жизни.

На полках книжных магазинов Черногорска и Абакана выбор детской литературы, на мой взгляд, невелик, впрочем, он более богат, чем  взрослой. Сейчас проще заказать книгу по интернету: обычно онлайн-магазин может удовлетворить любой запрос. Через неделю заказ будет на руках. Только вот порой непросто выкроить из семейного бюджета сумму на духовные потребности, чтение – удовольствие не из самых дешевых: чтобы сформировать детскую библиотеку, понадобится не одна тысяча рублей.

 В таком случае на помощь придут библиотеки. Многие из нас забыли дорогу к ним: одним читать некогда или лень, другие пользуются электронными устройствами. Но для детей (думаю, с этим никто спорить не будет) нужны именно книги, чтобы водить пальчиком по шероховатым или гладким глянцевым страницам, запоминая буквы, рассматривая вензели и красочные иллюстрации.

Не так давно детские библиотеки были одним из любимых мест встреч мальчишек и девчонок. Сейчас их в основном посещают классами на организованные библиотекарями встречи, беседы, праздники.

- Я росла в Девятом поселке. На Октябрьской был книжный магазин «Знание», не сохранилось, кажется, даже это здание. С торца находилась детская библиотека. По субботам скорее делала дома уборку, чтобы бежать туда. Там уже были одноклассники, - вспоминает Нина Алексеевна Кухтина, заведующая детской библиотекой. - Я не могла оторваться от приключений, любила Стивенсона, Жюль Верна, Диккенса.

  Как и многие родители, Нина Алексеевна советовала своим детям классику, которую читала сама. Молодое поколение, конечно, прислушивается, но читает и книжки современных авторов, совсем неизвестных мамам и папам.

 - Большим спросом среди учеников младших классов пользуются сказочные повести Михаила Мокиенко, истории о джингликах Олега Роя. Посмотрите, как потрепалась книга, - улыбается Нина Алексеевна. – Очень любят дети фэнтези, к примеру, Алексея Олейника, молодого автора Михаила Самарского. Есть интересная повесть «Зерцалия», рассказывающая о связи двух совершенно разных миров, нашем и зазеркальном, автор Евгений Гаглоев. А вот Гарри Поттер уже не актуален.

   - Ребята 5 - 6 классов просят серию Эрин Хантер про котов-воителей: им интересны приключения котенка, который попадает к диким котам и сталкивается с разными сложными ситуациями, - продолжает заведующая детской библиотекой. - Читают Успенского, у него много новых произведений. Пользуется популярностью детективная серия «Черная кошка» и серия книг «Только для девочек», повествующая о дружбе, любви, школе.

Из современных авторов, которые рекомендуют к чтению, также Наталья Городецкая, придумавшая добрых волшебников, смешные привидения и воздушных эльфов; Андрей Усачев – его перу принадлежат занимательные развивающие истории, стихи, которые помогут выучить таблицу умножения, считалки, скороговорки.

- Хотя в фондах детской библиотеки 38 тысяч книг, хотелось бы получать больше и новых книг, и переизданий классики с красочными иллюстрациями. К сожалению, у нас не много поступлений, - признается Нина Алексеевна.

 

  Старый добрый «Мойдодыр»

Большинство родителей, как было замечено выше, консервативно в выборе литературы и носителя – электронным гаджетам предпочитают старую добрую бумажную или картонную книгу. Определяющим фактором в выборе издания для многих становятся иллюстрации. Хоть и не все дети визуалы, картинки в книгах крайне важны даже для старшеклассников. Однажды на уроке истории в десятом классе моя одноклассница заявила, что не прочитала параграф, потому что ей не нравится учебник: маленький формат, серые страницы, отсутствие иллюстраций, рамок с главной мыслью или цитат… Учитель, конечно, не мог посчитать это оправданием для невыполнения домашнего задания, но после занятий признался, что учебник действительно невзрачный, не вызывает желания взять его в руки, полистать.  Содержание книги, оформленной  ярко и интересно, легче запоминать.

 Современные успешные издательства подходят к оформлению классических сказок по-разному: кто-то предпочитает классические образы любимых героев, другие, угождая детворе, готовят рисунки с современными реалиями. К примеру, в одной из книг о Мойдодыре дети видят умывальник, которого в наших домах днем с огнем не сыщешь (правда, в некоторых частных домовладениях еще моют руки по старинке с помощью рукомойника). В другом издании маленького грязнулю учит уму-разуму Мойдодыр, собранный из современной раковины и висящего над ним зеркала. Мальчуган одет в модную пижамку, вместо зубного порошка у него в ванной зубная паста в узнаваемом тюбике, и обстановка в квартире вполне в духе нашего времени.

С одной стороны, для малышей такие картинки понятны, их легко ассоциировать с собой, но зато изображения реалий, ушедших из нашей жизни, помимо воспитательной функции несут познавательную, дети 21 века узнают о быте бабушек и дедушек. Ребенок обязательно обратит внимание на изображенный художником самовар, кочергу, кушак, корыто и лохань, которые упоминаются в «Мойдодыре». Маме или папе будет проще объяснить, как использовались эти предметы. Вот вам и небольшой урок истории.

 

Таракан и другие злодеи

Неравнодушные к тому, что читает ребенок, родители вызывают уважение и у библиотекарей, и у педагогов, которые понимают, насколько важна литература для человека в начале жизненного пути. Книги меняют и взрослых людей, открывая глаза на многие вещи. Что уж говорить о детях.

  - Мы сами читаем новые книги, чтобы составить собственное мнение и рекомендовать их ребятам, - продолжает Нина Алексеевна. - К слову, не все издания остаются на книжных полках в зале. Книгу Ксении Драгунской выдаем только по запросу, отправили ее в хранилище, потому что вызвал сомнения специфический юмор автора, к тому же приходили родители с просьбой не рекомендовать это издание.

  Специалисты советуют, прежде чем начать читать ребенку книгу, ее следует прочесть самому. И не просто прочесть, а тщательно разобрать каждую строку. Что уж говорить о современных писателях с их нестандартным подходом к литературе, если разные мнения встречаются о произведениях Чуковского, несмотря на то, что он считается классиком. Многих родителей смущают кровавые подробности «Айболита» (зайчику, попавшему под трамвай, перерезало ножки, но потом доктор пришил новые), странные герои из «Тараканища», которые нагнетают страх (таракан «кричит, рычит», «раки пучеглазые по земле во мраке лазают»), а также то, как медведь вырывал из пасти крокодила солнце из стихотворения «Краденое солнце» («уж он мял его и ломал его»). В «Мухе-цокотухе» прямо описана сцена насилия: «А злодей-то не шутит, руки-ноги он Мухе верёвками крутит, зубы острые в самое сердце вонзает, и кровь у неё выпивает. Муха криком кричит, надрывается, а злодей молчит, ухмыляется». Одни мамы и папы не видят в этих строчках ничего страшного, наоборот, пусть дети знают, как бывает в жизни. Просто нужно объяснить малышам, что самым храбрым может оказаться крохотный комарик, а страх превращает таракашечку-букашечку в огромного усатого монстра. 

 Другие считают, что не нужно травмировать неокрепшую детскую психику – лучше или опустить эти подробности, или вообще отказаться от чтения. В конце концов, у того же Чуковского есть совершенно безобидные стихи типа «Мойдодыр» и «Телефон».

  Самым маленьким по-прежнему без опаски читают Агнию Барто. Ее «Наша Таня громко плачет» и «Зайку бросила хозяйка» были первыми стихами, выученными нашими бабушками, их рассказывают на утренниках и в нынешних детских садах. Сборники стихов Маршака живут на полках у многих ребят. Дети любят «Усатый-полосатый», «Олино колечко», «Тихую сказку» и другие. Впрочем, Самуил Яковлевич тоже грешил странными стихами (типа «Купались десять негритят»), но их, как правило, не встретишь в детских сборниках.

По-прежнему популярны во всем мире сказки Андерсена. Зачем изобретать что-то новое, когда есть проверенные временем «Дюймовочка» и «Гадкий Утенок»?

Не забываем о Пушкине! В его сказках хоть и много историзмов и архаизмов, знать их должен каждый ребенок. Это основа нашей культуры, и если упустить момент и не подружить ребенка с Пушкиным, то потом будет трудно доказать, что испытания царя Гвидона не менее захватывающи, чем Бэтмена. Если вовремя начать читать детям былины, то Илья Муромец и Добрыня Никитич будут успешно противостоять трансформерам и человеку-пауку.

   Младшим школьникам не обойтись без смешных, понятных каждому рассказов Носова и Драгунского. Живой, красочный, «детский» язык, остроумные замечания, неожиданные развязки, продиктованные переменчивым детским настроением и непосредственностью, – вот чем ценны произведения этих авторов. Детей они ненавязчиво учат выходить из самых сложных ситуаций, которые то и дело случаются в жизни. Наверняка понравится ребятам и рассказ Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков», а также сборники Б. Житкова, Е. Чарушина, В. Бианки рассказывают о жизни диких и домашних животных.

 Потом предложите ребятам путешествия в волшебную страну: «Алису в стране чудес» Л. Кэрролла, серию книг А. Волкова про приключения девочки Элли и «Хроники Нарнии» К.Льюса (сначала книга – потом экранизация!) Созданные смелой фантазией литераторов, необычные герои собственным примером научат тому, что такое настоящая дружба, истинная красота, смелость, добро и зло.

Невероятные приключения Робинзона Крузо, детей капитана Гранта захватит не только мальчишек, но и девочек. Стойкие духом герои наверняка добавят в детские души веры в себя. «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, «Старик Хоттабыч» Л. Лагина, «Три толстяка»                 Ю. Олеши, «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Золотой ключик…» А. Толстого, «Два капитана» В. Каверина – все это должно быть в домашней библиотеке – постоянно или временно, по читательскому абонементу.

Подростку нужно во что бы  то ни стало дать прочитать «Убить пересмешника» Харпер Ли и «Над пропастью во ржи» Д. Селлинджера. Обязательно что-нибудь из Рея Бредберри. Это тоже фантастика, но более серьезная, поднимающая важные нравственные проблемы, будет очень кстати для человека в период его становления как личности.

  А те, кто дошел с помощью наставников (будь то учитель, родители или библиотекарь) до такой серьезной литературы, сам в силах сделать свой дальнейший читательский выбор.

            Анастасия ХОМА, «ЧР» № 79 от 10 октября 2017г.

Новости по теме: