Я ремесленник, который хорошо делает свою работу

Дата публикации: 05.09.2017 - 12:54
Автор:
Просмотров - 1330

Владимир Воробьев стал первым практикующим врачом ультразвуковой диагностики в Хакасии и на юге Красноярского края. С того далекого 1989 года утекло много воды: совершенствовалось УЗ-оборудование, нарабатывался опыт, проводилось детальное изучение возможностей метода, которое меняло к нему подходы; целая армия врачей прошла соответствующую специализацию, благодаря чему УЗИ стало доступно даже жителям небольших поселков. Да и сам Владимир Иванович из молодого специалиста медсанчасти шахтеров вырос до врача с 28-летним стажем и директора частного медицинского центра «Медис».

Тяжела «лопата» хирурга

- Мне посчастливилось оказаться в нужное время в нужном месте. В 1989 году я второй год работал окулистом в медсанчасти шахтеров. Нигде в Хакасии еще ультразвуковое исследование не проводилось, даже в республиканской больнице: с финансированием в медучреждениях было сложно, оборудование почти не обновлялось, а шахтеры для своей поликлиники смогли его приобрести. Правда, работать на нем еще никто не умел. Тогда меня отправили в Москву на специализацию по ультразвуковой диагностике.

- Вы из династии врачей?

- Я из рабоче-крестьянской семьи. Мама после фронта работала в колхозе, это был очень тяжелый физический труд. Она часто говорила: «Вырастешь, выучишься – станешь хирургом, они деньги лопатой гребут». Если бы она знала, как тяжела «лопата» хирурга! Это сложнейшая работа и величайшая ответственность. На хирургов я смотрю с таким же чувством, как на музыкантов и художников: они волшебники для меня, полубоги. А себя я представляю ремесленником, который хорошо делает свою работу.

Когда я вырос и окончил школу, стал думать, куда идти учиться, установка, сделанная моей мамой, сработала: на ум ничего кроме мединститута не пришло. Я стал глазным хирургом.

После окончания интернатуры нам с Мариной, моей супругой, с которой мы учились вместе, предлагали остаться в 20-й больнице Красноярска (ей как педиатру, мне как глазному хирургу), но в Крайздраве решили иначе, по распределению мы попали в Черногорск. Так я оказался в медсанчасти шахтеров. Я родился в Черногорске, вырос в нем, но после красноярских амбиций, связанных с возможностью карьеры глазного хирурга в крупной больнице, было тяжело принять тот факт, что я как окулист буду вести обычные приемы в городской поликлинике провинциального городка. Только через много лет понял, что хирургия - это не мое: там нужен жесткий, решительный характер, молниеносная реакция. Мне нужно время, чтобы принять решение, а для хирурга это непозволительная роскошь.

Через год в моей судьбе произошел крутой поворот: замечательный кардиолог Сергей Иванович Ребенков, по-товарищески «пнул» меня к главному врачу горздрава Александру Юрьевичу Лапину попытать счастья в освоении новой специальности-УЗИ. Звезды на небосклоне были только мои, и 9 мая 1989 года я улетел на учебу в Москву. Вернувшись, приступил к работе, встречался с врачами на планерках лечебных учреждений города, делясь полученными знаниями о возможностях нового метода.

- Наверное, местное медицинское сообщество и пациенты находились в ожидании чуда?

- Похоже на то. Некоторым врачам и пациентам казалось, что на экране монитора УЗИ можно увидеть все болезни. На самом деле диагностический поиск начинается в кабинете лечащего врача: с жалоб, расспроса, осмотра, пальпации и других «ручных» методик, назначения плана обследований соответствующих заболеванию и заканчивается в этом же кабинете. Заключение УЗИ, МРТ и других методов – это не диагнозы, хотя они могут стать решающими в этом поиске.

Сейчас возможности УЗИ далеко не исчерпаны: улучшается оборудование, открываются новые области для исследований, накапливается врачебный опыт, к тому же  этот метод относительно недорогой и безопасный, хотя в интернете встречаются «страшилки», сфабрикованные некомпетентными умниками. А качество ультразвукового обследования, на мой взгляд, зависит от нескольких факторов: прежде всего от квалификации и опыта  врача; потом уровня оборудования и подготовки пациента.

- Вы получили большой авторитет в связи с ролью «первооткрывателя»?

- В каком-то смысле авторитет, конечно, повысился, а роль «первооткрывателя», честно говоря, меня напрягала. На плечи взвалилась такая ответственность, а поблизости не оказалось ни одного сведущего в этой области врача. К тому же книги по нашей специальности писали в то время доктора с небольшим опытом (а опыт в нашем деле становится более-менее приличным в среднем через пять лет постоянной работы и обучения). В первых руководствах встречались «вредности» и «неправильности», и какие-то моменты удавалось «открывать» самостоятельно.

Каждому пациенту – свой врач

- Нужно ли делать УЗИ для профилактики?

- Да, но помимо официальных рекомендаций (во время беременности, новорожденным,  при приеме на некоторые виды работ и т.д.) я бы рекомендовал женщинам старше 35 лет один раз в году делать исследование молочных желез, хотя сейчас далеко не редкость выявление онкопроцесса в 20 - 30 лет. Гинекологическое УЗИ обязательно надо делать ежегодно женщинам в постменопаузе, так как многие патологические изменения в этот период гинекологам трудно или невозможно выявлять на ранней стадии «вручную».

Те, кто хотя бы раз испытал почечную колику, должны регулярно обследоваться. При мочекаменной болезни один из самых информативных методов обследования именно УЗИ.

- Многие обращаются к нескольким специалистам, чтобы удостовериться в диагнозе. Они делают правильно?

- В принципе, да, особенно если есть сомнения или когда речь идет о серьезном диагнозе. Каждый пациент достоин своего врача, иными словами, дорога его выведет к доктору, который по судьбе предназначен. Может и начинающий врач поставить правильный диагноз, и назначит лечение, которое даст эффект.

- В практике были случаи, когда ваш диагноз не подтверждался другими врачами?

- Думаю, такие ситуации время от времени происходят с любым врачом. Однажды ко мне обратилась женщина из района, которая с онкологическим заболеванием была прооперирована. Во время УЗИ я заметил небольшую опухоль на здоровом органе и направил пациентку для дообследования в специализированное учреждение, потому что была большая вероятность, что это новая злокачественная опухоль. Ее смотрел очень опытный врач, но не подтвердил мою находку. Женщина пришла ко мне с претензиями и потребовала назад деньги. Я ответил: «Без проблем! Только позвольте еще раз взглянуть». И увидел то же, что и в первый раз. Она ушла, а я долго переживал, но больше не потому, что произошел конфликт и в моей компетентности усомнились, а из-за того, что она не получит нужную помощь. Однако ангел-хранитель вывел ее на доктора, который тоже определил онкопроцесс, и пациентку успешно прооперировали. Я не ожидал, что она придет с извинениями и вернет деньги. Был очень рад, что все с ней хорошо.

Не таблетка, а доброе слово

- Как приняли решение открыть медицинский центр?

- Это получилось само собой. Правильнее сказать, я не открыл медицинский центр, а приобрел. С 1999 года в Минусинске функционировал первый на юге края частный кабинет УЗИ «Медис», в котором я работал врачом. Но через четыре года владельцы решили, что это не очень прибыльное предприятие и решили его продать. Я оказался под угрозой остаться без работы. Решил взять судьбу в свои руки, в рассрочку выкупил это предприятие и стал работать самостоятельно, тем более опыт был: в Черногорске в середине 90-х первым занимался частной практикой по УЗИ, арендуя кабинет и оборудование. Таким образом, я стал учредителем медицинского центра.

Ситуация в центре «Медис» кардинально изменилась, когда туда пришел мой сын Илья. Он взял на себя ответственность за большинство организационных процессов, навел порядок в документации, применил свои юридические знания, и предприятие стало активнее развиваться. Приняли новых специалистов, стал формироваться коллектив. В этом первая скрипка - моя жена Марина, условно – пиар-директор, начальник отдела кадров, главный мотиватор и тренер по взаимоотношениям для персонала. А в бухгалтерии улучшила ситуацию наша замечательная невестка Наталья. Некоторые креативные идеи подкидывала дочь Мария. Внучка Маша запускала игрушечную кошку при открытии офиса в 2013 году. Каждый с полной отдачей делает свою работу, не ноем, не пеняем на трудности и кризисы.

В Черногорском офисе «Инвитро» - «Медис» освоили разные виды деятельности: прием врачей различных специальностей, процедурный кабинет, лабораторная диагностика. Позже в Минусинском филиале также расширили перечень услуг, залицензировав даже операционную.

- Как вы формируете перечень услуг в медицинском центре и подбираете специалистов? С учетом востребованности врачей в городе?

- Естественно, мы стараемся предоставлять те услуги, которые востребованы, и привлечь высоко квалифицированных докторов, которые в дефиците в государственных учреждениях. Но наша стратегия не в том, чтобы заработать как можно больше денег, а чтобы оказать высококачественную помощь пациентам, которую они по разным причинам не могут получить в других местах. Мечтаю о том времени, когда люди смогут действительно сами выбирать место  лечения, используя для этого деньги обязательного медицинского страхования, возможно, иногда доплачивая свои.

- Непростой выбор, но многие готовы платить, чтобы сэкономить время, которое во время болезни на вес золота. Государственная поликлиника ассоциируется с очередями – сначала в регистратуру, потом к врачу, потом на УЗИ… Пройдет не одна неделя, прежде чем поставят диагноз.

- Мы это понимаем, поэтому стараемся работать быстро и качественно и подбирать сотрудников, которые имеют такие же установки, как наши, – доброжелательность и компетентность.

- Может ли результат обследования стать для вас поводом для переживаний?

- Я всегда переживаю за пациентов, особенно если не могу до них достучаться. Правда, раньше гораздо сильнее, чем сейчас, но не потому что я стал более черствым, – просто принял как данность, что не все меня могут услышать, и я ничего не могу с этим поделать.

- Многие люди относятся к врачам как дети к родителям: ждут наставлений, руководства к действию и поддержки.

- Верно, как говорит моя коллега кардиолог Ольга Степановна Агеева: «Многим людям не таблетка нужна, а доброе слово», ведь от безысходности пациент может уйти в серьезную депрессию, что усугубит его состояние. Если вовремя подбодрить, то и лечение пойдет гораздо быстрее. Это доброе слово часто имеет решающее значение.

- Для вас важна отдача, обратная связь с пациентом?

- Чаще всего мы не знаем, как складывается судьба тех, кто к нам приходит, но я уверен, что слова, которыми нас вспоминают люди, формируют негативную или позитивную энергию, которая, возвращаясь к нам, разрушает или поддерживает. Я думаю, благодарность, которая исходила от одной женщины, принесла мне много удачи. Она пришла ко мне недавно на УЗИ и напомнила, как 25 лет назад, еще в медсанчасти я обследовал ее на раннем сроке беременности. Врачи не советовали ей рожать из-за возраста, ей было под 40, но я показал ей на экране эмбрион и настроил, что все будет хорошо. У нее родился прекрасный сын, и она благодарила за тот разговор, который стал определяющим в жизни. Благодарность пациентов наполняет сердце радостью и поддерживает по жизни. Ради таких моментов хочется работать.

Анастасия ХОМА, фото из архива В.Воробьёва. "ЧР" №69 от 5 сентября 2017 г.

 

 

Новости по теме: