Сколько народов в России? Братья, не деритесь из-за коровы

Дата публикации: 03.08.2017 - 10:26
Автор:
Просмотров - 791

Про бабушку Риву я почти ничего не знаю. Почему-то мама не любила рассказывать о родителях отца, вспоминала только об огромной библиотеке, потерянной после их смерти. Нам с сестрой достались в наследство лишь могилы, с которых с удивительным спокойствием, кажется, свойственным только почившим людям, взирают Ревекка Леонтьевна и Даниил Соломонович Шерих.

Мой дед по маме был чистокровным евреем, но о том, что в семье сохранились традиции этой нации, я ни разу не слышала. Может быть, потому что принадлежность к еврейскому народу устанавливается по материнской линии. А может из-за того, что в советское время о своей национальности лучше было умалчивать. Хотя, скорее всего, мои предки просто позабыли о своих корнях.  Мама крайне не любила говорить о том, что она наполовину еврейка, хотя об этом кричала ее внешность. Темные глаза  и смоляные кудрявые волосы моей сестры тоже открыто говорят о том, что в ней течет кровь избранного народа. Мне же досталась славянская внешность отца - русые волосы и голубые глаза.  

Родословная моего папы - тоже сплошное темное пятно, потому что его отец, к сожалению, не оставил ему даже свою фамилию. Он был рядом только первый год жизни, а потом семья распалась и связь потерялась. Так что какая еще кровь течет в моих жилах, неизвестно. И все же в графе «национальность», если бы она сохранилась в главном документе, я бы указала «русская».

    Можно ли распоряжаться своей национальной идентичностью настолько, чтобы поменять ее? Почему считаться евреем  можно, только если еврейка – мама? Если родители – представители разных национальностей, как решить, какой принадлежишь ты? На эти вопросы ответил  научный руководитель института этнологии и антропологии РАН академик Валерий Тишков. Не так давно удалось побывать на его открытой лекции «Российский народ: от демографии до этнографии».

 -  У нас традиция фиксации этнической принадлежности очень жесткая – по одному из родителей, - сказал Валерий Александрович. - Она берет свои истоки в 1926 году с первой советской переписи населения, когда впервые стали спрашивать национальность. Переписчикам давали инструкции уточнять у тех, кто называет себя русским, кто он – великоросс, малоросс или белорус. Именно тогда русскими стали называть великороссов, малороссов – украинцами.

Академик Тишков  напомнил, что в нашей многонациональной стране живут 193 народа. Часто можно услышать,  что такой этнически богатой страны больше нет: в Англии живут англичане, в Канаде – канадцы, в Китае – китайцы. Валерий Александрович в корне с этим не согласен. По количеству этнических групп Россия в начале второго десятка таких стран.  Гораздо  более многонациональны Индия, Индонезия, Малайзия, Бразилия… И конечно, африканские страны, где 300 - 400 племен.

 - В разных странах деление на группы происходит совершенно по-разному. В большинстве государств мира не знают, что такое этнос. Кое-где это даже запрещено: во Франции, если вы будете спрашивать про этническую принадлежность, можно нарваться на штраф. Есть другие принципы деления, например, почти во всем западном полушарии, особенно в Латинской Америке, это расовая принадлежность (афро-американец, индеец и пр.). В арабском мире также не используется это понятие.

В США в опросном листе при проведении переписи человеку предлагают вопрос об этническом происхождении, но на него можно дать множественный ответ. Это, кстати, и  рекомендации ООН.

 - Однажды знакомый обратился с вопросом: «Я на 100 процентов русский и на 100 процентов армянин. Что мне делать?» Правильно, ты и то, и другое. Если ты знаешь два языка как родных и две культуры, почему ты должен выбирать между ними?

Выбор национальности – личное дело каждого человека. Никаких строгих рамок в этом случае нет, как итог - последняя перепись населения России показала, что у нас 1500 народов. Понятно, что эта цифра не отражает реальности: в лист опроса записывается любой ответ, данный гражданином. Так, один житель Якутии ответил «Я саха», другой «Я якут». Искаженную этническую картину нашей страны формирует не только разрозненность в письменном обозначении одного народа, но и 47 тысяч чудаков, которые называют себя «скифами», «толкиенистами» и т.п. 

 - В Советском Союзе опрашивали по-другому, нужно было определиться среди предложенных национальностей, - вспоминает Валерий Александрович. - Сейчас бы тоже не помешало упорядочить описание этносов, прежде всего брать во внимание нации, постоянно живущие в России, – это не только российские немцы, но и корейцы, турки, казахи, болгары, даже шведы – потомки фамилий, которые обосновались во времена Петра Первого.

Многие малые народности тоже невозможно оставить без внимания – так им необходимо признание. К примеру, кряшены - этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, они проживают в основном в Татарстане. Они лоббировали свои национальные интересы на разных уровнях, писали Президенту, дошли до Патриарха, чтобы  только их национальность признали официально.

 - Интерес к корням, к партикулярной идентичности возрастает по мере роста благосостояния, демократии, благоустройства общества, - рассказал академик.- Много хартий принято в защиту меньшинств, 20-й век даже называют веком меньшинств. А 21-й будет веком «большинств», потому что о них тоже нужно думать, о сохранении их культурного кода, в России речь идет прежде всего о русской культуре, русском языке и русском народе.

 Сохранять многообразие языков и этносов или нет – об этом до сих пор спорят ученые мужи. Ведь ассимиляция народов – это естественный и неконтролируемый процесс, и вполне ожидаемо, что один язык поглощается другим.

- Разнообразие – это условие жизни и развития природы, - считает академик Тишков. – Если мы все будем одинаковы, наступит стагнация, социальная смерть. 50 лет назад говорили, что от семи тысяч языков мира останется 400-500, но это оказалось неправильным, редкие языки не умирают, а зачастую, наоборот, возвращаются к жизни: в  Великобритании уже на кельтском говорят, на уэльском; гораздо чаще используются языки американских индейцев. 

 В крупных государствах не может быть монокультуры, подчеркнул ученый, кроме того, даже в небольших государствах из-за серьезной миграции возникает полиэтничность. Люди склонны бороться за доминирование, и кто-то всегда будет находиться в лучших условиях, несмотря на равноправие. Так, представители более сильной и многочисленной культуры всегда имеют больше  преимуществ, невольно будут навязывать свой язык и традиции. Поэтому со стороны государства предпринимаются серьезные попытки поддерживать малочисленные коренные народности.

 - В то же время наблюдается кризис мультикультурализма в мире, потому  что мы зачастую забываем об интеграции, о формировании общей идентичности, - рассудил В.А. Тишков. – Межнациональные конфликты в наше время - не редкость. Потому становятся востребованы специалисты по культурной психологии, или этнопсихологи.

 Впрочем, пока разнимать враждующих людей приходится людям в погонах. Так, горячий спор, который разгорелся в Северной Осетии, не превратился в массовую драку только благодаря вмешательству бойцов Росгвардии.  Осетины и ингуши разругались из-за коровы. В темноте водитель-осетин не увидел животное, переходившее дорогу, и наехал на него. Корова от удара улетела в сторону и попала под колёса машины, за рулем которой находился ингуш. Вопрос, кто будет отвечать за смерть рогатой, вызвал противоречия между водителями, которые они собрались решить кулаками: вызвали своих друзей и родственников из ближайших сёл, началась потасовка. Угомонить горячих парней полицейским удалось только, сделав предупредительные выстрелы, никто не пострадал. Скандалисты разошлись. Кто виноват в гибели коровы, теперь решат следователи. 

 И не надо быть этнопсихологом, чтобы напомнить участникам подобных конфликтов: мы живем на одной земле, у нас одни предки, похожие культура и традиции. Да и по крови мы, наверное, братья, учитывая нашу многовековую историю. Поэтому в конечном итоге не важно, какой ты национальности, главное, что ты - человек.  

                  Ольга БЕЛЯЕВА, «ЧР» № 60 от 3 августа 2017г.

Новости по теме: