Испытание на прочность

Дата публикации: 25.07.2017 - 14:10
Просмотров - 1615

 

В третий раз Хакасия стала местом сбора лучших горняков Сибирской угольной энергетической компании. На вторую Олимпиаду профессионального мастерства «Лучший по профессии – 2017» съехались победители региональных состязаний из разных концов нашей страны – водители БелАЗов, машинисты экскаваторов и бульдозеров Кузбасса и Красноярского края, Бурятии и Приморья, Забайкалья и Хабаровского края приехали в нашу республику, чтобы выяснить, кто же самый сильный мастер.

ОЛИМПИАДА ШАГАЕТ ПО РОССИИ

Летом 2011 года прошёл первый большой конкурс. Тогда в Хакасии собрались около 40 участников из пяти филиалов СУЭК: Красноярска, Ленинск-Кузнецкого, Владивостока, Хабаровска и Хакасии. Лучшие рабочие соревновались в пяти номинациях, среди водителей 130-тонных БелАЗов, машинистов бульдозеров «Lieb-herr», машинистов ЭКГ-8И, ЭШ 10/70 и ЭШ 20/90. Параллельно с этим, в Кузбассе прошёл конкурс профмастерства среди шахтёров.

Через три года, в 2014 году, Хакасия вновь принимала у себя лучших горняков СУЭК. Тогда впервые состязаниям официально присвоили звание Олимпиады, количество регионов увеличилось до шести, а в соревнованиях помимо работников разрезов приняли участие лучшие профессионалы обогатительных фабрик. Также отдельно прошли состязания среди вспомогательных горноспасательных команд.

В этом году – очередное достижение Олимпиады. Во-первых, регионов России стало уже семь, во-вторых, конкурс перешагнул рамки корпоративного, в нём приняла участие команда разреза «Аршановский», в третьих, почти одновременно соревнования проходили в четырёх регионах страны.

- На разрезе «Бородинский» Красноярского края соревновались специалисты ремонтно-механических заводов, - прокомментировал  заместитель директора по производственным операциям  АО «СУЭК» Владимир Лисовский, - одновременно с Хакасией открытие Олимпиады состоялось на разрезе «Тугнуйский», где состязались работники обогатительных фабрик, и по подземным видам работы Олимпиада проходила в Кузбассе.

Также увеличилось и количество номинаций, в этом году состязались представители восьми профессий, на звание:

лучший машинист экскаватора (Komatsu PC-1250);

лучший машинист экскаватора (Komatsu PC-3000);

лучший машинист экскаватора (Komatsu PC-4000);

лучший машинист экскаватора ЭШ-10/70;

лучший машинист экскаватора ЭШ-20/90;

лучший машинист бульдозера;

лучший водитель БелАЗа-75131 (130 тонн);

лучший водитель БелАЗа-75306 (220 тонн).

 

БЕЛЫЕ ГОЛУБИ СУЭК

Стоит отметить, что издавна конкурсы профессионального мастерства на предприятиях СУЭК в Хакасии открывались торжественно. Ещё более масштабно были даны старты Олимпиадам. Великолепный концерт, который подготовили гостям и участникам праздника труда артисты республики, наверняка надолго запомнится.

Оригинальный танец с земным шаром и символической вагонеткой угля, хореографическая композиция в национальных русских и хакасских костюмах в честь Года экологии, напомнили всем, что горняки компании не только добывают уголь, но и стараются сделать это максимально бережно по отношению к окружающей среде. А белые воздушные шары, выполненные в форме голубей, и вовсе заставили восторженно ахнуть не только старшеклассников из летних трудовых отрядов СУЭК, приглашённых на праздник, но и умудрённых жизнью горняков.

Торжественно прошёл по площади с переходящим красным знаменем Победы командир отделения ВГК разреза «Черногорский» Семён Морозов. Напомню, на прошедшем в 2015 году конкурсе ВГК разрезов АО «СУЭК»  именно наша команда стала победительницей, и ей торжественно вручили красное знамя, учреждённое в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

С гордостью подошли к флагштокам заслуженные горняки «Черногорского»: заслуженный шахтёр РФ, полный кавалер знака «Шахтёрская слава», водитель БелАЗа Пётр Потеряев поднял флаг России, старший машинист экскаватора «Комацу» РС-4000 Андрей Лукин, чья бригада совершила первый мировой рекорд на этом типе технике, – флаг Хакасии. Стяг СУЭК доверили поднять одному из самых молодых горняков, 24-летнему машинисту «Комацу» РС-4000, победителю регионального этапа  конкурса профмастерства «СУЭК-Хакасия» Владиславу Еремееву. Как потом поделился Влад, это был очень волнующий момент, ведь доверили такое важное дело!

- Это уже вторая Олимпиада профессионального мастерства, - обратился к коллегам генеральный директор «СУЭК-Хакасия» Алексей Килин, - и думаю, проведем мы её достойно, выявим сильнейших. Но уверен, что не беда для тех, кто не займёт призовые места, главное – что все участвовали, все показывали своё мастерство, и у каждого можно чему-то поучиться. Призываю всех хорошо отработать свою программу, посмотреть, как работают ваши товарищи, принять всё лучшее на вооружение, и в дальнейшем показать новые знания у себя на родине.

Большую чашу олимпийского огня зажег машинист экскаватора Андрей Лукин, и старт Олимпиаде был дан.

Подчёркивая значимость праздника труда, исполняющий обязанности первого заместителя главы Хакасии Олег Нам зачитал гостям и участникам приветственный адрес от Главы республики Виктора Зимина.

«Дорогие друзья, от имени Правительства РХ приветствую всех. Отрадно, что сегодня собрались настоящие мастера своего дела, люди, которые знают, какую важную роль играет угольная промышленность в системе топливно-энергетического комплекса нашей страны. Одна одна из ключевых отраслей, обеспечивающих энергетику, металлургию, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство сырьём. В угледобывающей отрасли активно внедряются современные технологии, а это значит - новые перспективы для дальнейшего развития промышленности.

Взаимное и плодотворное сотрудничество СУЭК и Правительства Хакасии на протяжении многих лет способствует развитию экономики, производства, а значит, и росту благосостояния жителей нашего региона. Особых слов признательности достойно то, что СУЭК поддерживает добрые традиции и проводит подобные конкурсы профмастерства. Которые не только позволяют выявлять лучших по профессии, но обмениваться опытом».

ИДТИ К ЦЕЛИ

С ДЕВИЗОМ: «КАЧЕСТВЕННО! УВЕРЕННО! ПРОФЕССИОНАЛЬНО! ДОСТОЙНО! БЕЗОПАСНО!»

Первым этапом, по уже давно сложившейся традиции, была сдача теоретического экзамена. Водители БелАЗов и машинисты бульдозеров нервно расхаживали по коридорам административного здания разреза «Черногорский», повторяли формулировку, спрашивали друг у друга правильные ответы и очень волновались.

- Не поверишь, ноги дрожат, - говорил один здоровенный горняк другому, - в школе так не боялся, как тут.

- Сам не знаю, как сдал, - отвечал его собеседник, - скорей бы в яму, там-то все своё, родное…

Как показали результаты, не зря тревожились участники, многие так и не смогли удовлетворительно пройти тесты и в итоге были отстранены от участия в практических состязаниях. К примеру, только среди машинистов экскаваторов «Комацу» РС-4000 из восьми человек допущены были лишь четверо. К чести наших земляков – они в полном составе смогли пройти сложное испытание. Видно, не зря говорят, что дома и стены помогают. В карьере же оставшиеся в строю мастера чувствовали себя гораздо спокойнее – привычная работа, знакомая техника.

Алексей Баяндин: "Отстрелялся!"

- Хакасия – достойная часть СУЭК, и мы с удовольствием проводим здесь соревнования, - отметил Владимир Лисовский. - Здесь прекрасные предприятия, прекрасные люди, новая техника, и мы должны всем регионам показывать, что  у нас происходит в каждом подразделении. Такие Олимпиады способствуют обмену опытом среди передовых рабочих. Для компании главная цель – это добывать уголь, но, тем не менее, мы не забываем про людей. И для участников Олимпиады это праздник, возможность показать своё мастерство, выявить сильнейших, возможность раскрыть резервы производительности на предприятиях. 

Первыми вышли на старт машинисты бульдозеров. Задание давно и хорошо знакомое: несколько элементов маневрирования и работа на точность – сбить отвалом бруски, надколоть рыхлителем скорлупу яйца, не разбив его при этом, и опять же отвалом забить гвоздь. Последнее испытание оказалось непосильным для большинства участников.

- В Хакасию я приезжаю уже в третий раз, был и в 2011 году, и в 2014-м, - рассказывает машинист бульдозера разреза «Тугнуйский» «СУЭК-Бурятия» Александр Сапожников. - Прошёл трассу немного плоховато, помешала неуверенность в себе, можно было лучше выступить. Волновался очень. А теорию сдал на отлично, сто процентов. Возможно, именно это и подвело, что сдал и расслабился, нельзя было так делать. Основная ошибка у меня одна – гвоздь не смог забить, погнул лишь. Но вообще, скажу, что такие конкурсы придают уверенности в себе, ведь если ты смог пройти и победить в конкурсе на своем предприятии, приехать сюда, – ты уже достиг многого в своей профессии. Родные, конечно, довольны, гордятся мной, поддерживали всё время, звонили сюда, желали удачи, и прислали СМС «Победа не главное, главное – участие!» Хакасия мне понравилась, надеюсь, что когда-нибудь приеду сюда с женой и детьми, как подрастут. У нас тайга, а у вас степи, сопки, всё другое, но своя красота.

Увы, но отлично сданная теория не позволила занять Александру призового места. Победителем в номинации стал наш земляк – Олег Никифоров с разреза «Черногорский». И по итогам Олимпиады ему вручили премию в сто тысяч рублей. Именно такие призы ожидали всех победителей номинаций. Занявшим вторые места  вручили премии в 50 тысяч рублей, и бронзовым призёрам – в 30 тысяч рублей.

Руководство обсуждает выступления (Андрей Фёдоров, Алексей Килин и Геннадий Шаповаленко).

Водители 130-тонных БелАЗов, как сговорившись, на этапе «восьмёрка» ровнёхонько укладывали на вираже вешки в землю, вместо того, чтобы оставить их в стороне от колёс, а вот проткнуть пикой воздушный шарик почти никто не смог. Впрочем, это упражнение с шиком выполнил водитель БелАЗа с разреза «Буреинский-2» «Ургалуголь» Алексей Баяндин. Он так лихо проскочил к стойке и вонзил пику в шар, что умудрился сломать металлический штырь. Однако, в итоге занял второе место, немного уступив Александру Дудакову с «Восточно-Бейского разреза».

- Когда тренировались, все элементы были нормально пройдены, а тут, видно, переволновался, - говорит Алексей Баяндин. -  Вообще, все упражнения используются в работе, влияют на скорость, мобильность, точность. Конечно, шарик на смене не протыкаю, но чувствовать машину необходимо. Бывает, что в процессе работы едешь машинально, по следам, по колее, подъезжаешь под погрузку и разгрузку на автомате. Есть, конечно, геолого-географические отличия от нашего карьера: у нас земля более мягкая, и перестроиться на другой грунт сразу не получается. Но, в целом, рад, что участвовал в Олимпиаде, она даёт уважение коллег, руководства, да и самого себя. Самооценка повышается. Уже то, что приехал сюда, – хорошо.

Владимир Лисовский: фото с соревнований машинистов ЭШ 20/90

Среди водителей 220-тонных БелАЗов лучшим был признан Андрей Гоппе с разреза «Черногорский». Ради справедливости скажу, что, пожалуй, первое место должно было бы достаться Марине Василькиной, также с «Черногорского». Ведь она отстала всего на секунду от времени, показанного Андреем, но зато проткнула воздушный шар. Однако, как и в прошлый раз, женщины участия в Олимпиаде не принимали, только в показательных выступлениях. Уже второй раз именно они показывают лучшие результаты. Три года назад это была Елена Шувалова, теперь Марина Василькина.

Настоящий судья и на фоне БелАЗа не потеряется

- Да, женщины побеждают, к большому удивлению наших коллег с других разрезов, - рассказывает директор разреза «Черногорский» Геннадий Шаповаленко. - Многие даже не верили, что это на самом деле обычные работники предприятия, а не приглашённые откуда-то специалисты. У нас же сегодня работают 20 женщин. И высокие результаты подтверждают правильность выбора, который мы сделали шесть лет назад, решив принять на работу женщин – водителей. Думаю, что в будущем они станут полноправными участниками Олимпиады профмастерства. Этот год у нас юбилейный, исполняется 70 лет празднованию Дня шахтёра. И конечно, для нас это большая ответственность - принимать Олимпиаду профмастерства среди всех предприятий СУЭК. Хотелось бы, чтобы  профессионалы «СУЭК-Хакасия» показали себя достойным образом. С другой стороны, у нас собрался очень представительный форум, и, значит, есть возможность научиться у наших коллег новым для нас методам работы, поделиться с ними своими приёмами и способами достижения высоких результатов.

На подъёме флага СУЭК Владислав Еремеев

Чтобы лишний раз не повторяться, сразу скажу – во всех номинациях победителями стали работники предприятий СУЭК в Хакасии, правда, пару раз поделив первое место с коллегами из других регионов.

Первое место среди машинистов экскаваторов «Комацу» РС-1250 разделили наш Пётр Тормозаков (разрез «Черногорский») и машинист РУ «Новошахтинское» «СУЭК-Приморье» Вадим Бородулин.

- Я первый раз здесь, но всё очень понравилось, - поделился Вадим. - Конечно, такие соревнования нужны. Интересно поехать, посмотреть, как работают другие, в каких условиях и с какой техникой, ведь на каждом предприятии свои особенности. И мы же не просто смотрим, а учимся у других, сами рассказываем о своих приёмах. Грунт мягкий или твёрдый, как залегает уголь и какова мощность пластов, как работают, какие машины. Вот, например, на «Восточно-Бейском разрезе», где мы соревновались, грунт отличается от нашего. Но интересно было посмотреть большой разрез, тем более что впереди  у него ещё много работы, мощность пласта позволяет много лет вести добычу. Выступил я, на мой взгляд, нормально, с учётом того, что прежде такую машину видел только на картинке, и, приехав, лишь попробовал за рычагами посидеть. Так-то я работаю на «Хитачи-60», а прежде был машинистом «Хитачи-1200». Да, эти экскаваторы сходны с РС-1250, но всё же особенности есть.

Бульдозер мчался так, что пыль летела!

Победителем же в номинации «Лучший машинист «Комацу» РС-4000 стал Владислав Еремеев, разрез «Черногорский». Кстати, Владислав, пожалуй, самый молодой участник. Этот симпатичный застенчивый парень, ещё не привыкший к вниманию корреспондентов, пришёл на разрез после армии. Сначала работал помощником машиниста на шагающем экскаваторе, затем прошёл обучение и стал машинистом РС-4000.

- Работа нравится, мне интересно, - говорит Владислав. - Машина отличная, хочется лучше узнать её возможности, научиться понимать. Поставил в своё время рекорд, за смену загрузил двести пятнадцать 220-тонных БелАЗов. Стало интересно, а сколько самосвалов можно загрузить, если работать на максимальной скорости? Конечно, постоянно в таком режиме работать нереально, есть и возможности техники, да и человеческие возможности, но для проверки – результат хороший получился. Сегодня волновался, но успокоил себя, удалось. Ровесникам я бы сказал, что не стоит бояться работы на разрезе. Конечно, она требует сил, ответственности, аккуратности. Но зато даже молодой рабочий получает хорошую зарплату, плюс имеет различные дополнительные возможности – соцобеспечение, помощь в получении высшего образования. Вообще, работа этого стоит – это очень интересно.

Сейчас Владислав учится в Красноярском горном институте, после получения высшего образования планирует остаться на разрезе.

Лучшим машинистом экскаватора «Комацу» РС-3000 стал Евгений Федосенко, «Восточно-Бейский разрез. Победитель в номинации «Лучший машинист ЭШ 10/70»  Вячеслав Колесников также с ВБР. Первое место в конкурсе на звание лучшего машиниста ЭШ 20/90 разделили Алексей Андрусенко с разреза «Черногорский» и Михаил Михайлов с разреза «Тугнуйский».

Танцевальная пауза

Больше фотографий с Олимпиады профессионального мастерства вы можете увидеть на сайте газеты www.черногорскийрабочий.рф в разделе «фотогалерея».

Валентина СОСНОВСКАЯ, фото автора. «ЧР» №57 от 25 июля 2017 г.

 

Новости по теме: