Новый министр образования пообещала, что отчетов станет меньше
В правительстве республики продолжается обновление кабинета министров. Во вторник журналистов знакомили с министром образования и науки РХ Ларисой Гимазутиной. Наверное, потому что в сфере образования она не новичок. После окончания пединститута работала учителем математики в Черногорске. В 2003 году приглашена в Министерство образования и науки РХ. С 2014-го назначена начальником отдела по надзору в сфере образования.
Лариса Николаевна в должности всего двадцать дней, но уже не только распланировала деятельность министерства на годы вперед, но и приступила к выполнению планов.
- Первое, что поручил Виктор Михайлович Зимин, - это поиск нестандартных форм работы с молодежью. Для этого мы выстраиваем тесное сотрудничество с государственным комитетом по молодежной политике, с министерствами спорта, культуры, лидерами различных политических движений, общественных организаций.
Первые шаги на пути исполнения поручений главы республики уже сделаны: на службу в минобрнауки пригласили молодых людей. К примеру, руководителем одного из подразделений центра для одаренных детей Хакасии «Сириус», который работает на базе национальной гимназии, приглашен работать молодой аспирант из ХГУ, выпускник Санкт-Петербургского госуниверситета.
Лариса Николаевна сделала акцент на том, что работать будут не только со студентами, получающими высшее образование, в республике огромный пласт учебных заведений среднего профобразования, которые подведомственны Минобрнауки.
- В самих техникумах такая работа ведется, а вот на уровне республики есть проблемы, нужно организовывать более систематическое и слаженное сотрудничество.
В ближайшем будущем в Министерстве выделяется новое подразделение – отдел национального образования, благодаря чему изучение хакасского, шорского языков выйдет на более качественный уровень.
- Мы опирались на пожелания хакасского народа, это и наше видение проблемы сохранения национального языка. Одно дело – изучать язык в школе, другое – мыслить и говорить на нем. Отдел возглавит ведущий авторской программы на республиканском телевидении. Его опыт, с одной стороны, и молодость, с другой, выведет данный вопрос на иной уровень, - поделилась министр.
К слову, кадровый вопрос по-прежнему стоит остро: сейчас в учреждениях образования 250 вакантных мест – нужны учителя (особенно математики), воспитатели, директора школ. Для привлечения специалистов недостаточно решения жилищного вопроса, считает Лариса Гимазутина: с 2010 по 2012 годы для учителей построили и приобрели 120 квартир, но проблема не исчезла. Педагогов не хватает прежде всего в селах, а в Абакане их переизбыток. Наши чиновники берут на вооружение опыт других регионов, к примеру, Пермского края и Томской области, где успешно реализуется проект «Мобильный учитель». Суть его в том, чтобы доставлять на место работы педагога на служебном автомобиле – гораздо быстрее и удобнее, чем добираться на автобусе. Учитель, который, скажем, живет в Черногорске, сможет без пересадок добираться до какого-нибудь пункта Усть-Абаканского района. У ребят из отдаленных сел появляется возможность общаться с сильным и опытным наставником. В настоящий момент с помощью этого проекта планируется решить кадровый вопрос в одном из муниципалитетов Хакасии, где ни в одной из трех школ нет директоров.
- Когда мы просчитаем экономическое обоснование проекта, запустим его, - подытожила Лариса Гимазутина. – Нам нужно помочь ребятам, чтобы они были конкурентоспособными.
И если задуматься, почему не идут в школу выпускники вузов, то на первый план выйдет даже не зарплата, которая оставляет желать лучшего, а так называемое «бумаготворчество». Количество бумажек, заполняемых и сдаваемых педагогами в различные инстанции, выросло за последние годы в несколько раз. Как предметник, учитель обязан к началу учебного года сдать календарно-тематические планы на каждый класс и факультатив. К каждой олимпиаде, при подготовке к ЕГЭ и к различным конкурсам составить индивидуальный план работы с учениками, который будет включать мониторинг знаний, анализ ситуации… А если к этому добавить поурочные планы…
Портфолио учителя – идея в общем неплохая, но почему она стала обязательной? По-моему, ни в какой другой профессии сотрудников не заставляют вести тетрадь своих достижений. Да, его можно предъявить при смене работы или при участии в конкурсе профмастерства, но ведь такие события случаются в лучшем случае два-три раза в жизни.
«После составления и заполнения множества папок сил на то, чтобы рассмотреть личность ученика и его потребности, может и не остаться», - жалуются учителя на интернет-форумах. «Утопаем в бумаготворчестве! Даже в отпуск, сказали, не уйдем, если не напишем груду ненужных отчетов. Охота сбежать и не вернуться… Наверно, так и сделаю. Многие хотят уйти. Господи, кто будет учить наших внуков?!» - восклицает другой учитель.
Новый министр заявила, что «бумаготворчество» нужно свести к минимуму.
- Как будем справляться с этим? Министерство было и остается открытым. Планируем сеть видеоконференций для всех участников образовательного процесса – директоров, педагогов, родителей, чтобы к нам обращались напрямую и получали ответы на конкретные вопросы.
Претерпит значительные изменения и традиционная августовская конференция учителей, обещала министр.
- Мы хотим уйти от рутинных докладов, это будет нечто более интересное.
Что ж, будем ждать перемен, и для этого, если честно, нужно быть большим оптимистом, потому что российское образование – одна из самых консервативных сфер, хотя, по идее, должно быть по-другому, ведь юным умам свойственно стремление к собственным открытиям, у них для этого есть все условия, только не нужно связывать им руки.
Сами ребята в этом году не подвели своих наставников и показали хорошие результаты по ЕГЭ, 12 человек в Хакасии даже сдали русский язык на 100 баллов. Да и вообще, сделала ремарку министр, повысилось качество обучения по всем предметам.
Спросили у министра про оснащенность учебниками республиканских школ:
- Проблем с этим нет. Если вдруг и возникнет какая-то нехватка, то включается программа «Облако» - обмен учебниками между муниципалитетами. Кстати, недавно мы подписали контракт более чем на 100 тысяч рублей на поставку учебников для ребят с особыми образовательными потребностями.
Рассказала новый министр образования и науки РХ о текущем ремонте школ, в 12-и из них оборудуют теплые туалеты (да, в глубинке до сих пор есть неблагоустроенные учреждения). Продолжается ремонт спортивных залов, плоскостных сооружений, сёла Нижние Сиры Таштыпского района и Июс Орджоникидзевского района наконец-то обзаведутся своими школами.
- Мы готовы к общению, постоянно обновляется наш сайт, а моя страничка есть во всех социальных сетях, - завершила диалог с прессой Лариса Николаевна. Нам остается лишь наблюдать, как модернизируется школьная жизнь, а труд педагогов становится более конструктивным и продуктивным.
Анастасия ХОМА. «ЧР» №56 от 20 июля 2017 г.