Хотите увидеть йети - вам в Кузбасс

Дата публикации: 18.07.2017 - 10:57
Автор:
Просмотров - 1094

 

На форуме «Сибер Ил» решали, как сохранить культурное наследие этносов, проживавших на территории Великого шелкового пути

Бабушкины украшения и платья, старинные иконы, сундуки и даже кухонная утварь – все это хранится во многих семьях десятилетиями и даже веками. Трудно сохранить реликвии: они с годами ветшают, их приходится реставрировать, чтобы сохранить для будущих поколений как ниточку, которая свяжет их через века с предками. Но еще сложнее сохранить историю семьи: песни, любимые прабабкой; байки, услышанные от деда; их биографии… Человеческая память  еще более хрупкое, ненадежное хранилище семейных ценностей, чем деревянный сундук. 

Горловое пение – чье оно?

Как сохранить культуру предков, рассуждали ученые умы, чиновники, представители общественности на Круглом столе «Нематериальное культурное наследие», который состоялся в рамках VI культурно-туристского форума «Сибер Ил». На прошедшем форуме тема Великого шелкового пути стала ключевой, потому шла речь о культурных традициях народов Сибири, по территории обитания которых он пролегал. 

 - Народы многих стран стремятся к изучению своих корней, истоков самобытной культуры и причастности к мировой культуре. Поэтому сегодня не случайно внимание к Великому шелковому пути, есть идея его возрождения. Это каналы для важнейших экономических и культурных связей, - открыла заседание Круглого стола Тамара Пуртова, директор государственного российского дома народного творчества имени В.Д. Поленова, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор, председатель российского комитета по сохранению нематериального культурного наследия при комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. - Шелковый путь  имел достаточно много вариантов на протяжении столетий и затрагивал разные географические территории. Действительно, южная Сибирь служила связующей нитью между культурными достижениями Европы и Азии. О центрах художественной жизни говорить было бы некорректно. Но традиции народов, проживающих в Томской, Омской, Новосибирской и Кемеровской  областях, в республиках Алтай, Хакасия, Тыва, в Алтайском крае, имеют единую основу. Об этом свидетельствует схожесть многих обрядов, обычаев, музыкальных инструментов. Но наиболее яркое выражение синтеза традиций и общности народов этих регионов – декоративно-прикладное творчество, особенно костюм. 

Хакасскому национальному костюму был посвящен доклад Оксаны Киштеевой, заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства ХГУ. национальный костюм еще используется в современной жизни и кроме важнейшей коммуникативной функции (трансляции этнической идентичности) играет эстетическую, познавательную, воспитательную роли. Хакасы до сих пор надевают национальные костюмы по праздникам, как на семейные торжества типа свадьбы, так и на официальные мероприятия: часто можно встретить в них хакасскую интеллигенцию на государственных праздниках. Успешно демонстрируют национальный костюм и разные театры мод, пожалуй, самый известный из которых «Алтын» выступил перед гостями форума. 

Режиссер Центра культуры и народного творчества им. С.Кадышева Антонина Тутатчикова поделилась опытом возрождения национальных праздников, которых в Хакасии три - Чыл пазы, Тун Пайрам, Дни тюркской письменности и культуры. Еще один представитель хакасской культуры Лариса Киштеева (заместитель министра культуры РХ, заслуженный деятель искусств Хакасии) посвятила свое выступление музыкальному наследию народов Саяно-Алтая, в частности, рассказала, как зарождалось  горловое пение:

- Наши предки все время находились в контакте со всеми видами ландшафта, им надо было достичь единого с природой состояния души. Обрядовая музыка была связана также с хозяйственной деятельностью. В культуре хакасов и тувинцев, которая имеет одну основу, музыка использовалась в охоте и скотоводстве, - поведала Лариса Юрьевна. - Единство, терпимость, любовь к природе – ценности, свойственные народам Саяно-Алтая, которые донес до нас музыкальный фольклор.

Доклад Ларисы Киштеевой поддержало выступление Сергея Чаркова, известного в Хакасии и за ее пределами музыканта, исполнителя горлового пения, а также мастера, который может изготовить многие национальные инструменты. Гости Круглого стола насладились звуками чатхана и горловым пением.

Тысяча ценных объектов

 Национальный фольклор, традиции, обычаи народностей и этнических групп России – это и есть «нематериальное культурное наследие». Такой  термин появился примерно 15 лет назад с легкой руки ЮНЕСКО, которая в 2003 году приняла Конвенцию по защите культурного наследия. С этого времени он активно внедрялся в лексикон ученых и административных кругов. Правда, сейчас понятие «нематериальное культурное наследие» определяется шире, включает в себя также русскую литературу, музыкальное, театральное и кинематографическое наследие, и даже уникальную систему подготовки творческих кадров. 

 -  Существует всемирный список шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, в котором на данный момент 90 объектов, среди них якутский героический эпос Олонхо и песенная культура старообрядцев Забайкалья, - рассказала Тамара Пуртова. - На наш взгляд, список не всегда составляется правильно и провоцирует массу споров. К примеру, горловое пение было подано от Китая и присвоено ему как первоисточнику. Представляете, какое это вызвало возмущение у Монголии, Тувы и Хакасии. Присвоение принадлежности какого-то явления может в дальнейшем отразиться на его жизни и на взаимоотношениях национальностей, каждая из которых может считать себя прародителем данного явления. Мы не стремимся в этот список, тем более что у нас есть собственный, - продолжила Тамара Валентиновна. - В 2009 г. выдвинули идею каталога нематериального культурного наследия России. Сейчас в нем тысяча объектов, которые нужно сохранить общими усилиями.

Какая огромная работа ведется в этом плане, причем не хаотично, а согласованно и в системе, можно было понять из докладов директоров центров народного творчества, которые образуют Сибирскую ассоциацию домов народного творчества.

 – В последние годы в Сибири получили государственную поддержку многочисленные фестивали и праздники самодеятельного и народного творчества, - начала свое выступление Людмила Жиганова, директор Новосибирского областного дома народного творчества. – Так, высокую оценку профессионального сообщества получил международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири», который много лет проводится в Шушенском. Он стал туристической меккой для Восточной Сибири. Фестиваль старообрядцев «Семейская круговая» также собирает в Забайкальский край несколько тысяч зрителей, которые хотят послушать песни старообрядцев, посмотреть их быт и культуру, сохраненную с 18-го века.

Летние выходные просто забиты до отказа подобными мероприятиями. Каждый регион Сибири считает своим долгом проводить фестивали национальных культур: на Алтае прошел  фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая», в Томске – «Что во Томской во Губерне!»; в Иркутской области – этап всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг»; в Бурятии – «Байкальский хоровод».  Немало конкурсов хореографических и театральных коллективов, которые сохраняются десятилетиями.

 - Таким образом мы наполняем особым содержанием культурное пространство нашей территории, - подчеркнула Л.А. Жиганова.

- Праздники народного искусства имеют гораздо большее значение в преодолении межнациональных разногласий, чем любой акт политического толка, - подчеркнула Тамара Пуртова. - В этом смысле Великий шелковый путь – один из интересных примеров ассимиляции народных традиций, который показал  слияние разных культур, даже отдаленных географически. Основа этого явления -  тюркская культура, которая достаточно сильно разбросана по миру, но объединяет народы этой группы.

По следам йети

Директор Кемеровского областного центра народного творчества и досуга Наталья Орлова рассказала об организации культурного досуга и сохранении национального колорита в регионе.

 - Одно из приоритетных направлений деятельности нашего центра – сохранение и развитие наследия коренных народов Кузбасса. У нас многонациональный регион, доля коренного населения всего 0, 5 процента – это шорцы и телеуты. Создаются все необходимые условия для их комфортного проживания, сохранения языка и культуры. Так, в 2005 году был принят закон Кемеровской области о коренных народах, в 2015-м – о мерах по сохранению их языков. В данный момент готовится законопроект о сохранении их культурного наследия.

Один из творческих проектов Кемеровского центра культуры – календарь событийного туризма. Одно из самых масштабных мероприятий этого календаря – «По следам йети», которое собирает творческие коллективы шорцев и телеутов, а также многотысячную армию гостей. Их  встречают традиционным угощением, грандиозным концертом, где выступают артисты горлового пения, играют на музыкальных инструментах, предлагают осмотреть выставку декоративно-прикладного творчества (изделия из керамики, дерева, металла, кости) и поучаствовать в старинных играх, забавах, а также в  шоу шаманов.

При чем тут йети? Горная Шория, которая занимает южную часть Кемеровской области, считается местом обитания снежного человека. Якобы в этом горном массиве, который благодаря своей дикой и нетронутой природе, сравнивается со Швейцарией, не так давно обнаружены следы пребывания йети. В феврале 2009 года администрация Кемеровской области распространила информацию, что в глухой тайге, в районе Азасской пещеры, в 500 километрах от Кемерово, местные охотники видели человекообразных волосатых существ ростом около двух метров. К сообщению прилагалась фотография, на которой был запечатлен след неизвестного животного. Прошло немного времени, и уже в конце мая кузбасские туристические компании начали предлагать экскурсии в «пещеру снежного человека». И вот, по сравнению с 2008 годом количество туристов выросло на 10 процентов! Снежный человек стал брендом Кузбасса, потому фестиваль «По следам йети» пользуется огромной популярностью не только у шорцев и остальных жителей области, но и у туристов из других регионов.

Как сохранить тувинские ремесла?

Елена Ондар, директор центра народного творчества и досуга Республики Тыва, рассказала о мерах государственной поддержки народно-художественных промыслов и ремесел.

Тувинцы на протяжении всей своей истории имели богатые традиции, ремесла – кузнечное, столярное, шорное, самостоятельно обеспечивали себя утварью, одеждой, обустраивали дома. Наскальные рисунки, изящные каменные изваяния и сложные петроглифы позволяют утверждать, что они были и отличными камнерезами. А также занимались резьбой и росписью по дереву – изготавливали сундуки, посуду, музыкальные инструменты, фигурки животных. Навыки художественной обработки кости рога и металла позволяли делать украшения из золота и серебра, застежки для одежды, рукоятки для ножей, упряжки лошади и прочее. Умели тувинцы работать с шерстью и мехом, это было жизненно необходимо для народа, проживавшего в суровом климате, мастера обеспечивали земляков  шубами и шапками, одеялами и сапогами.

Все эти бесценные знания и умения передавались из поколения в поколение, сейчас тувинцев, которые владеют ими в совершенстве, пересчитать по пальцам, потому чиновники от культуры озадачены, как сберечь уникальные ремесла. Так, с 2004 года действует НКО «Ремесленная палата Республики Тыва», созданная на базе центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел. В центре работают мастерские по изготовлению национальной одежды, инструментов, сувенирной продукции, изделий народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства.

Создан Союз дизайнеров Тывы, цель которого - сохранение и популяризация кроя, шитья и ношения национальной одежды. В 2016 г. в Кызылском колледже искусств открыта новая специализация «Декоративно-прикладное искусство».  Кроме того, самым талантливым тувинцам вручают государственную награду «Народный мастер Республики Тыва», сейчас ее имеют пять человек.

Гостья из Тывы рассказала, что в органах власти родилась идея применить знания мастеров для развития бизнеса, многим предлагали получить свидетельство индивидуального предпринимателя и поддержку в виде субсидии на открытие собственного дела. Однако воплотить в жизнь хорошую идею большинству умельцев оказалось не по силам. У них не хватает денег, чтобы арендовать помещение, купить оборудование и сырье. В итоге уникальные изделия народного промысла остаются в пределах республики.

 - Остро стоит проблема производства сувенирной продукции для развития туристической привлекательности региона. Здесь не обойтись без государственной поддержки, - поделилась Елена Ондар. – В общем, мер недостаточно, необходимо разрабатывать концепцию развития народных промыслов, которая позволит принимать дополнительные нормативно-правовые акты в этой области, укрепить материальную базу, открыть конвейерное производство. 

Собравшиеся на Круглом столе деятели культуры не единожды подчеркивали, что сохранить красочную палитру национальных культур – дело чести. Потому работа в этом направлении кипит. Она имеет важнейшую задачу: вместе с традициями предков передать следующим поколениям важнейшие ценности, которые позволят всем вместе мирно жить на земле.

Обдумывая итоги этого мероприятия, приходишь к выводу, что сохранение культурного наследия предков зависит не только от эффективного менеджмента и финансовых вливаний, но и  от самих людей, которым передали знания и веру прадеды. Сколько бы бюджетных денег ни вкладывалось в развитие центров и проведение национальных фестивалей, по большому счету, каждый человек решает  самостоятельно, беречь ли традиции, или идти по своему пути и изобретать велосипед.

Любителям и хранителям культуры, которые собрались на форуме «Сибер Ил», было важно донести до широкой аудитории, что в ареале народного творчества и национальных культур происходят взаимовлияние и взаимообогащение, которые предотвращают межэтнические конфликты и распри.  

Анастасия ХОМА. «ЧР» №55 от 18 июля 2017 г.

 

 

Новости по теме: