Школа потребителя: обманули? Не грусти, а защищайся

Дата публикации: 15.06.2017 - 09:42
Просмотров - 767

Большинство из нас люди добропорядочные и законопослушные, и потому надеющиеся, что и к нам, соответственно, будут относиться без обмана. К сожалению, максима «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе», срабатывает далеко не всегда. 

Задайте, скажем, в поисковике запрос по теме: «Защита потребителя», - и вы увидите, что ссылок на данную тему, ни много ни мало, а более 800 тысяч. «Обман потребителя» тянет на вполовину меньшее количество, но и 400 тысяч запросов, согласитесь, достойная цифра, точнее, внушающая опасение: как бы самому не оказаться в числе тех, кому понадобилась консультация квалифицированного юриста.

Как говорят законоведы, специализирующиеся на гражданском праве, среди основных обманов потребителя можно выделить три направления:

- обман, связанный с заёмными денежными средствами;

- реализация ненадлежащего товара;

- неудовлетворительное предоставление услуг со стороны поставщиков.

Причём зачастую люди даже не подозревают, что закон способен защитить. Например, довольно распространённый случай, когда приятель одалживает другому некую сумму денег, расписку же не берёт, а в итоге остаётся и без друга, и без денег. Наверняка каждый из нас может рассказать подобную историю. А между тем, при квалифицированном юридическом подходе даже при отсутствии расписки деньги можно вернуть на законных основаниях. 

Другой сценарий, с которым также сталкивался чуть ли не каждый из нас, – некачественные услуги. 

Приведём банальный пример: человек решил поменять в доме старые окна на новые. Нашёл фирму, договорился о цене, оплатил работу. И… целых полгода наслаждался пластиковыми рамами. После чего, как правило это происходит зимой, вдруг выяснил, что десятки тысяч потратил зря – окна «плачут», из щелей дует, и никакой радости от ремонта нет и в помине. При этом в душе крепкое подозрение, что доказать некачественную работу уже невозможно, время ушло, и остаётся только попереживать из-за выброшенных денег да начать искать других специалистов, которые смогут устранить недоделки.

- Проблема в том, что граждане редко читают условия договора, который они подписывали с предпринимателем либо фирмой, оказывающими услуги, - комментирует адвокат адвокатского бюро «Фемида» Константин Граков. – А между тем, ведь наверняка в нём прописаны все существенные условия, такие как сроки гарантийного обслуживания, возможность возврата товара либо исправление недостатков за счёт поставщика. Надо отметить, что некачественная установка окон - довольно распространённая проблема. Но при этом  при грамотных действиях со стороны заказчика вернуть средства или установить окна по всем правилам не так сложно, главное – не пускать дела на самотёк, а внимательно читать условия договора и требовать его исполнения. 

В качестве иллюстрации Константин Граков привёл пример из практики. 

Житель Черногорска решил поменять окна в частном доме. Заплатил предпринимателю порядка ста тысяч рублей, а через несколько месяцев обнаружил, что окна начали запотевать. Так как уплаченная за работу сумма была немаленькой, прощать ошибки житель не стал, а решил обратиться к юристам.

Во-первых, выяснилось, что гарантийный срок службы на изделия, прописанный в договоре, составляет пять лет. И в течение этого времени, если будут выявлены недостатки, то предприниматель обязуется за свой счёт их устранить. 

Во-вторых, по совету адвоката, хозяин дома обратился в экспертную организацию с просьбой произвести экспертизу работ на предмет соответствия правил установки окон в холодных климатических условиях. Конечно, стоит оценка недёшево, порядка 20 тысяч рублей, однако, если эксперты выявят недочёты установщиков окон, то за стоимость экспертизы придётся в конечном счёте платить поставщику услуг. В итоге так и получилось. Специалисты осмотрели окна, разобрали конструкции, установили, соответствует или нет ГОСТу правильность монтажа оконных блоков, учтены ли климатические условия. Все ли швы уплотнены утеплителем и т.д. 

Кстати, многие домовладельцы даже не подозревают, что в их жилье пластиковые окна установлены с нарушением правильной технологии. Ведь согласно нормам, откосы не должны оставаться полыми – под ними установщики должны уложить слой минеральной ваты, причём закрепить его определённым образом, иначе со временем утеплитель сползёт вниз и окно начнёт промерзать. 

В конечном итоге, экспертная группа вынесла заключение – при монтаже оконных блоков в данном доме была нарушена технология установки. 

Третьим этапом стало направление в адрес владельца компании претензии, в которой требовалось  произвести замену окон и оплатить затраты на экспертизу.

Словом, предприниматель без лишних возражений выполнил условия, предъявленные в претензии. 

И это неудивительно. Ведь если бы он решил судиться с потребителем, то сумма его ущерба стала бы гораздо выше. В судах же, как правило, подобных бизнесменов обязывают произвести соответствующие работы и уплату затраченных средств. Но! Помимо замены стеклопакетов и оплаты экспертизы, бизнесмену пришлось бы уплатить штраф в размере 50 процентов от стоимости заказа плюс оплатить услуги представителя в суде, а это ещё тысяч 15 - 10. Таким образом, если добровольная замена, в крайнем случае, обойдётся предпринимателю в 120 тысяч рублей (это если учитывать стоимость монтажных работ и продажную цену материала), то в случае судебного спора придётся выложить уже порядка 200 тысяч рублей. 

- Федеральный Закон «О защите прав потребителя» как говорится, написан для человека. Суд, как правило, поддерживает обоснованные требования заявителей в случае его нарушения, - поясняет адвокат Константин Граков.

Аналогичным образом можно требовать возмещения ущерба, если вам продали некачественную обувь или технику, да всё что угодно. При этом даже не обязательно обращаться к адвокату, претензию можно составить и самому. Или же попросить специалиста написать такой документ, а дальше уже действовать самостоятельно. Но всё же я бы рекомендовал проконсультироваться у адвоката, так как квалифицированный юрист способен оценить возможные финансовые риски с учётом имеющейся судебной практики. 

Год назад редакция «Черногорского рабочего» дала старт проекту «Ваш юрист», в рамках которого на вопросы читателей отвечал специалист в области права, консультировал их со страниц газеты. В этом году мы решили расширить рамки проекта и запускаем ещё одну рубрику: «Школа потребителя». Здесь вы можете получить квалифицированные консультации адвокатов. Вопросы, как и прежде, можно задавать по телефонам редакции: 6-50-88, 6-50-74 или записаться на консультацию в адвокатское бюро «Фемида» по номеру: 8-923-597-77-00.

  Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» № 13 июня 2017г.

 

Новости по теме: