Каменья, жемчуга и мамина брошка

Дата публикации: 08.06.2017 - 13:30
Автор:
Просмотров - 903

Любовью к рукоделию Леру Туманян заразила мама, у которой ловко получалось и шить, и вязать, правда, на уровне любителя. Теперь уже сама Лера, выпускница художественной школы, может многому научить ее. За годы учебы в ДМШ девочка освоила многие виды декоративно-прикладного творчества и даже редкие техники, которыми пользовались наши прапрабабушки при создании одежды, скатертей, рушников.

 Три года назад художественная школа Черногорска выиграла республиканский грант, на средства которого один из кабинетов – декоративно-прикладного творчества – претерпел стилизацию под русскую избу. Для этого стены обшили деревянными панелями, разместили в красном углу подаренную храмом Рождества Пресвятой Богородицы икону, приобрели кухонную утварь, мебель и манекены, которые нужно было одеть в наряды наших далеких предков. С этой задачей тогда справилась педагог ДПИ Лариса Александровна Шевченко, знаток народной культуры. Потом изба стала наполняться ученическими работами, появился в том числе женский костюм Северной губернии в исполнении Леры Туманян. В 15-16 веке любая знатная женщина была бы в восторге от такого наряда и с гордостью бы надевала его на праздники. Впрочем, и сейчас оплечье и коротёна, усыпанные бисером, жемчугом, золотой нитью, вызывают восхищение.

  На создание этого шедевра у девочки ушло в общей сложности два года. Сначала с педагогом они перелопатили все книги по истории костюма этой эпохи. Потом отрабатывались модули – уникальные эскизы, которые использованы для вышивки. Самый трудоемкий этап, конечно, само изготовление костюма по всем достоверным технологиям многовековой давности.

  Вдохновила Леру на создание костюма мамина брошка: она принесла ее учителю, и Лариса Александровна, будучи на одной волне со своей ученицей, поняла ее задумку. Вместе стали думать над эскизами костюма. В итоге из десятков идей выбрали все же эскиз педагога – Лера рассудила, что он подходит больше. Началась долгая кропотливая работа - вышивка оплечья (широкий круглый воротник) и коротёны (распашной однобортной одежды на узких или широких лямках, в меховой отделке - душегрея).

Лариса Александровна Шевченко, которая преподает в ДХШ декоративно-прикладное творчество, обучила Леру старинной технике вышивания - сажение жемчугом по бели, которая была популярна на Руси в 15 веке. побели (так называется настил из х/б или льняных, чаще белых ниток) выкладывается причудливый узор, который затем расшивается жемчугом. Таким образом украшали не только костюмы, но и головные уборы, обувь, обложки книг. Невероятно трудоемкий процесс для очень  терпеливых и аккуратных рукодельниц! Лера освоила его в совершенстве.

Помимо сажения по бели девочка использовала для украшения костюма золотое шитье – уникальная, почти забытая и практически не используемая в наше время техника!

-  Мы все что-то приносим из прошлой жизни. Могу утверждать, что Лера в прошлой жизни занималась золотым шитьем, - рассуждает директор ДХШ Надежда Александровна Яблочкова. – Это один из самых древних и самых сложных видов вышивки. Освоить его в 14 лет невероятно сложно.

  - В институтах этому уже не обучают, слишком затратный по времени и трудоемкий процесс для современного человека, - добавляет Лариса Александровна. – А она этим горит.

Специалисты найдут в работе Леры еще несколько сложных техник рукодельниц прошлых веков, например, оплетение кабошона бисером (кабошон – камень, который крепится за счет бисерного плетения). Словно ее далекая прапрабабушка, сидевшая над пяльцами при лучине, долгими вечерами Лера создавала свою работу, стежок за стежком рисовала волшебный узор, крошечные шаги по ткани делала ее иголочка, пока не получился затейливый узор из россыпи жемчуга, камней и золота. А в центре – мамина брошка.    

Лера проделала огромную работу, но ни разу не пожаловалась на усталость, не пожалела о том, что выбрала в качестве дипломной работы изготовление такого сложного костюма.

- Мне не было тяжело, потому что очень люблю вышивать, - между тем признается девочка. - Немного помогала мама, она вообще с большим интересом наблюдала за моей работой, чем-то даже серьезно увлеклась. Конечно, я горжусь тем, что получилось в итоге. Но дальше – больше. Я хочу стать дизайнером одежды, иметь свой бренд.

 - Вообще у нее все хорошо получается, в том числе живопись маслом, Лера - прекрасный портретист, - добавляют ее преподаватели.   

Не так давно в художественную школу Черногорска приезжал директор института искусств Новосибирского педагогического университета профессор Елагин, который рассказывал об отделениях и приглашал ребят на учебу. Он этнограф, историк, имеет много научных трудов и как никто другой может по достоинству оценить исторические костюмы.

 - Мы приготовили большую выставку работ, чтобы показать ему, что умеем, но все-таки не ожидали такой высокой оценки не только костюма Леры, но и других изделий. Виталий Сергеевич, когда вошел в кабинет ДПИ, обомлел, признался, что такого даже его студенты не умеют, - рассказывает Лариса Александровна.  

 И это тоже подтверждает, что Лера достойна представить Хакасию на Дельфийских играх в следующем году, как обещают ей педагоги. С собой она повезет коллекцию национальной  одежды с дежурным названием «Россыпи Сибири», работа над которой в самом разгаре. И вполне вероятно, что богатый праздничный костюм, который мог бы принадлежать ее прапрабабушке, снова произведет неизгладимое впечатление.

Анастасия ХОМА,

фото автора

«ЧР» № 44 от 8 июня 2017г.

Новости по теме: