С конкурсов профмастерства: танцы на БелАЗах, гонки - на бульдозерах

Дата публикации: 06.06.2017 - 10:59
Просмотров - 1314

- Всё, коленки затряслись! – запереживала перед стартом Наталья Ковтик, поглядывая на «па», которые выделывал её коллега на «БелАЗе». Зрелище было – глаз не оторвать. Порывистый ветер относил от жёлтой громады клубы пыли, гигант стремился быть «пушинкой» на виражах, чудом обходя колышки.

- Ничего, соберись, представь, что ты просто работаешь, как обычно, - напутствовал конкурсантку начальник горно-транспортного цеха разреза «Черногорский» Евгений Попов.

 

Конкурс профессионального мастерства для угольщиков – песня особая. Ежегодно представители предприятий СУЭК собираются, чтобы в равных условиях помериться силой на технике, которая используется в работе. При этом каждый понимает, что победить может любой – уровень лучших, кому доверили отстаивать честь предприятий, заведомо высокий. Однако кто-то способен, как в спорте, выжать из себя всё возможное, максимально мобилизоваться, собрать в кулак силы физические и психологические, чтобы выдать самый лучший результат. Другие… К слову, часто так бывает, что победитель отрывается от ближайшего друга по работе, а по конкурсу – соперника, на секунды.

В этом году соревнования были посвящены 70-летию профессионального праздника – Дня шахтёра. Два дня горняки сражались за призовые места, сначала – на «Восточно-Бейском» разрезе, на экскаваторах ЭШ 10/70 и «Komatsu PC 1250». После – на разрезе «Черногорский» на БелАЗе 73135 и бульдозере «Liеbherr» РR 764.

Прежде чем участники попали на полигон для демонстрации практических навыков, их теоретические знания проверили путём специально разработанных тестов, включающих вопросы по технике безопасности на производстве и по профессии. Мужики старались не показать волнения, которое всё-таки присутствовало, были похожи на школьников во время экзамена. А как же, от того, как ответишь на вопросы, зависит общее количество баллов – надо продемонстрировать отличные знания, не провалить испытание.

И вот «теория» позади, как и сытный обед. К слову, роль столовых в разрезовских рекордах – далеко не последняя. Сегодня здесь можно выбрать блюда на любой вкус, при этом большая часть из них – из серии «Здоровое питание». Все категории блюд представлены широко, на полке с напитками обязательно присутствуют молоко и кефир.

 А вот и один из подготовленных для конкурса - полигон «Восточно-Бейского».

- За штурвал можно?

- Почему нет? Вперёд!

Из кабины шагающего экскаватора наблюдаю, как народ внизу мочит дождь, пугает град  и сбивает с ног ветер. Здесь – никаких ветров, пластиковые окна надёжно защищают от капризов природы, чайничек за креслом машиниста ждёт своего часа.

Хозяева экскаватора демонстрируют, как он шагает: махина, будто в кино про монстров, чуть приподнимается и ставит длинную лапу, куда задумал её переместить «командир». Впечатлило! Как и «нависание» над ямой. С непривычки и из-за боязни высоты, поначалу… хотелось просто сбежать. А люди работают здесь не только днём. Начала смотреть на них иначе, чем прежде, – практически как на героев, бесстрашных и сильных.

…Красивые образы рухнули от «солёных» слов. Мужики заспорили насчёт настройки экскаватора. Выяснилось, что кто-то такой машиной не управлял, началось тренировочное «таксование». Ковш, побрякивая цепями, наверное, тоже решил прикинуться монстром и отказывался слушаться кое-кого из «чужаков». Получается, это совсем не просто – поднять его, играючи, опустить в нужную точку и зачерпнуть породу. А со стороны всё выглядит именно так. Будто машина практически сама, отработанными до автоматизма движениями, делает, что ей положено…

Ан нет! И настроить её надо, и почувствовать, и даже, для успеха дела, прогнать из-за спины конкурента – чтоб не ляпнул чего «под руку», не сломал геометрию полёта стрелы с ковшом.

Как бы то ни было, мастера, опытные из опытнейших, с заданием справились.

 На другой площадке крутился компактный, по сравнению с шагающим, и весьма маневренный «Komatsu PC 1250». Здесь организаторы, по традиции, приготовили, наряду с задачей по погрузке, зрелищную часть программы – машинист должен был сбить колышек, на котором укреплён мяч, чтобы тот очутился в ковше. А после из ковша «выгрузить» мячик… в ведро. Фокус получался не у всех, тем было интереснее.

В итоге на вечернем торжественном построении коллеги аплодировали победителям. На шагающем ЭШ-10/70 первое место занял машинист экскаватора Вячеслав Колесников с «Восточно-Бейского». Второе место, по количеству баллов за теорию и практику, присуждено коллеге победителя Дмитрию Сухинину, третье – машинисту экскаватора разреза «Черногорский» Алексею Малыгину.

Лучшим среди машинистов экскаваторов Hitachi-EX 1200, Komatsu PC-1250, Liеbherr R984C стал машинист экскаватора РС-1250 Пётр Тормозаков с разреза «Черногорский». Вторым, с минимальным отрывом (на 0,2 балла!), признан Прохор Бугаев с этого же разреза. Третьим стал Евгений Пучков с «Восточно-Бейского».

 

Итоги второго дня соревнований, которые проводились на разрезе «Черногорский», определили лучших среди белазистов и бульдозеристов. «Самым-самым» водителем БелАЗа признан Александр Дудаков с «Восточно-Бейского». На вторую ступеньку пьедестала поднялся коллега победителя Андрей Балакин, третьей стала Наталья Ковтик – представитель женских бригад белазистов. Мы перекинулись с ней парой фраз перед стартом, говорили о том, что борьба будет на равных с мужчинами, без поблажек: «Всё как на работе!» К слову, Наталья показала лучший результат среди конкурсантов в теоретических испытаниях. А после ещё и «прокатилась» неплохо, несмотря на дрожавшие коленки!

Бульдозеристов ждали «эксклюзивные» испытания на современном «Liebherr PR 764». Надо было не просто проехать на время и не сбить колышки, а ещё и надколоть зубцом ковша (именно надколоть, а не раздавить!) яйцо.

Увидев на полигоне лоток с яйцами, один из телеоператоров искренне недоумевал: мол, а это-то зачем? Машина огромная, к чему «миллиметровать»? Разве такие навыки нужны в работе?

А раз возник вопрос, мы получили на него ответ – у судьи соревнований Романа Гирёва:

- В том-то и дело, что по работе у машинистов бульдозеров, случается, возникают ситуации, когда в одиночку, без посторонней помощи надо «попасть» рыхлителем в отверстие, чтобы подтянуть  технику. Умеешь это делать – всё получится. Так что фокус с яйцами не случаен. Это зрелищно, к тому же помогает определить супермастеров своего дела.

В итоге пальма первенства досталась Олегу Никифорову с «Черногорского», вторым стал Константин Лепёхин с «Восточно-Бейского», третьим – Алексей Зонов с «Изыхского» разреза.

Победителей ждут новые испытания. Они представят Хакасию на финальных этапах Олимпиады профессионального мастерства среди предприятий АО «СУЭК», которые  состоятся на тех же площадках в июле.

 

Сказано!

В.М.Янцижин, зам. генерального директора – директор по производственным операциям:

- На соревнованиях в честной борьбе определяются победители – профессионалы своего дела. Дела нелёгкого, требующего навыков, опыта и таланта. Радует, что в борьбу вступает молодёжь. Им интересна новая современная техника, они скрывают эмоции, но наверняка мечтают показать результаты наравне с именитыми рабочими. Стать победителями непросто и очень престижно.

Марина Василькина, водитель БелАЗа:

- Работа дисциплинирует, даёт уверенность в завтрашнем дне. А разрез «Черногорский» - предприятие, на котором не «застоишься», есть все условия для роста. Многие хотели бы здесь работать, с недавних пор есть шанс даже у женщин попробовать себя за рулём БелАЗов.

абочий человек – самая важная фигура на любом производстве, качество всех процессов на предприятии зависит от исполнителей. Особенно ценят тех, о ком можно сказать – личность, профессионал. С приходом СУЭК работать стало сложнее, но интереснее. В чести - чёткость, строгость, дисциплина. Специалисты постоянно обучаются, повышают квалификацию. Особая роль отводится охране труда, безопасности производства. Всё это находит отражение при проведении конкурсов профмастерства. Чтобы победить, нужно и головой, и руками поработать!

Татьяна Немцова, начальник отдела труда и зарплаты «Восточно-Бейского»                         разреза»:

- Рабочие –  самые главные на предприятии. Без них не будет ничего. А что до состава коллектива, замечу, что у нас работают по-настоящему сильные и мужественные люди, к нам не приходят слабые, они ищут свою долю где-то в других местах. У нас нужны знания, характер, сила, выдержка, иначе ничего не получится. Горное дело – сложное дело!

 

      Марина КРЕМЛЯКОВА, «ЧР» № 43 от 6 июня 2017г.

 

Новости по теме: